Продажи группы от текущих операций сократились на 2% и составили 20,923 млрд руб. Валовая прибыль упала на 20% до 7,564 млрд руб. Однако операционная прибыль выросла на 33% до 2,4 млрд руб., а EBITDA составил 2,7 млрд руб. «Исходя из отчетности, рост операционной прибыли обусловлен, во-первых, 10%-ным снижением административных и коммерческих расходов, а также прибылью от продажи активов в 1,7 млрд руб. («36,6» продала 50% в ELC)», - отмечают аналитики RMG. По экспертной оценке, значительный рост операционной прибыли был обеспечен, как ни странно, именно самой аптечной сетью, а не «Верофармом» (производственный сегмент группы), как это происходило ранее (операционная прибыль последнего сократилась на 23%).
Розничный сегмент «36,6» по итогам 2012 г. заработал 878 млн руб. операционной прибыли, что стало настоящим сюрпризом после крайне слабых финансовых результатов за девять месяцев, заявили эксперты. Валовая прибыль розницы в 2012 г. составила 4,19 млрд руб., что ниже аналогичного показателя прошлого года на 16%. Валовая маржа сегмента в 2012 г. составила 28% по сравнению с 35% в 2011 г. Снижение валовой маржи в розничном сегменте обусловлено, в первую очередь, изменением ценовой политики для части аптек, переведенных в формат «ЛЕКО» (дискаунтер).
Выручка производственного сегмента (ОАО «Верофарм») сократилась на 13% по сравнению с 2011 г. - до 5,5 млрд руб. Валовая прибыль упала на 38%, оказав давление на показатели рентабельности: валовая маржа сократилась на 11 пп (с 68% до 57%), а рентабельность по EBITDA снизилась с 32% до 29%. «Реализация активов в 2012 г. позволила сократить финансовый долг розничного бизнеса до 8,255 млрд по сравнению с 9,070 млрд руб. на начало года», - отмечается в сообщении компании.
На конец 2012 г. совокупный финансовый долг группы составил 9,752 млрд руб., что представляет собой незначительный рост (+2%) по сравнению с данными на начало года. Финансовый долг ОАО «Верофарм» на конец года составил 1,496 млрд руб. Чистый долг группы (за вычетом остатков денежных средств на счетах) составил 8,914 млрд руб. Финансовые затраты компании в 2012 г. сократились на 3,2% и составили 1,509 млрд руб. Объем инвестиций в основные средства и нематериальные активы в 2012 г. составил 1,356 млрд руб., из которых инвестиции в открытие и ребрендинг аптек составили 274 млн руб.
«В 2012 г. компания начала работу по оптимизации качественного состава сети: часть аптек была переведена в формат эконом, более 200 неэффективных аптек было закрыто. Последовавшее снижение валовой рентабельности и замедление роста продаж – ожидаемый результат на пути к оздоровлению, и мы к нему были готовы. Была проведена успешная работа по обеспечению компании стабильным потоком денежных средств: запущен проект факторинга, во втором полугодии компания реализовала ряд активов, а также продала 50%-ную долю в ELC (российские магазины британской розничной сети развивающих игрушек Early Learning Centre – Прим. VM). Данные меры позволили снизить кредитный портфель и способствовали сокращению финансовых расходов розничного сегмента. Хочу отметить успех проекта СТМ в 2012 г.: прирост продаж год к году 48% - выдающийся результат, доля СТМ в оборотах розницы в 2012 г. составила 18%, что является рекордным показателем для сектора. Основными задачами на 2013 г. будут повышение операционной эффективности и оптимизация структуры капитала», - заявила генеральный директор УК «Аптечная сеть 36,6» Марина Пенькова.
На 31 декабря 2012 г. под управлением «Аптечной сети 36,6» находилось 842 аптеки, восемь магазинов оптики и 24 отдела оптики, расположенные внутри аптек. В течение 2012 г. было органически открыто 49 и закрыто 212 аптек, итого на конец года сеть насчитывает 564 сопоставимых аптеки и 181 аптеку «ЛЕКО».