Об этом в понедельник, 13 апреля, сообщает пресс-служба Счетной палаты.
Проверка показала, что планирование мероприятий по оптимизации каждый регион проводил самостоятельно при отсутствии единой методологии и общих подходов к оценке неэффективно работающих медицинских организаций. «Нормативная база по реализации соглашений ограничена только региональными планами мероприятий («дорожными картами»), направленными на повышение эффективности здравоохранения. Иные нормативные документы регионами и Минздравом России не принимались», – приводятся в сообщении слова аудитора Счетной палаты Александра Филипенко.
Аудитор напомнил, что основа для планирования деятельности больниц и поликлиник – территориальные программы госгарантий. Анализ территориальных программ, утвержденных на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, по его словам, показал несбалансированность их финансового обеспечения, в том числе по видам медицинской помощи, что не соответствует положениям ст. 81 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и ст. 36 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».
В частности, по сравнению с 2014 годом Счетная палата выявила рост дефицита средств территориальных программ на ближайшие несколько лет. В прошлом году дефицит был выявлен в 59 регионах в размере 102 млрд рублей, а в 2015 году – уже в 62 регионах в размере 127 млрд рублей, в том числе по пяти регионам, не являющимися дотационными.
Основными причинами дефицита территориальных программ, по словам Филипенко, остаются нормативы объема медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и нормативы ее финансовых затрат ниже средних федеральных нормативов.
Также в ходе проверки были выявлены факты ограничения доступности медпомощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи сельским жителям. По данным Счетной палаты, в России 17,5 тысячи населенных пунктов не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тысяч расположены дальше чем в 20 км от ближайшего медучреждения, в котором есть врач. При этом в 35% населенных пунктах не ходит общественный транспорт.
Несмотря на нехватку инфраструктуры, в регионах в рамках оптимизации сокращается коечный фонд. «Ожидаемой эффективности такая оптимизация не дала. Напротив, она привела к уменьшению числа пролеченных сельских жителей на 32 тысячи человек, в то время когда по городским жителям был установлен рост на 400 тысяч человек», – констатировал Филипенко.
Проверка показала, что в ходе оптимизации регионы проводят активное сокращение численности медработников. «В ходе оптимизации сети мы отмечаем продолжающееся сокращение медработников. По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тысяч человек при сохранении высокого уровня совместительства – около 140%», – отметил аудитор.
В результате, подчеркнул Филипенко, проведенная оптимизация не привела к запланированным результатам по снижению смертности. Вместо предполагаемых 12,8 на тысячу по итогам 2014 года смертность населения, по данным Росстата, составила 13,1 на тысячу населения. Если сравнивать показатели января-февраля 2015 года с аналогичном периодом прошлого года, то рост смертности населения составил 2,2%.
Помимо этого, проверка показала, что рост зарплат медработников достигается за счет высокого процента внутреннего совместительства, который составляет четверть от всего фонда оплаты труда. «Это означает, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных восьми часов врач работает 12 часов и более», – подчеркнул аудитор.
«В этих условиях и мероприятия по оптимизации и сами соглашения нуждаются в корректировке, а их реализация – в действенном контроле», – подытожил Филипенко результаты проверки.
Ранее сообщалось, что специалисты Счетной палаты РФ сочли механизм финансирования ОМС недоработанным.