Отечественным производителям высокотехнологичной лучевой аппаратуры пока, мягко говоря, далеко до лидерства в индустрии. По замерам Минпромторга, доля российских поставщиков на рынке МР‑томографов едва дотягивает до 5%. А в сегменте КТ импортозамещение и вовсе ограничивается отверточной сборкой устройств из ввезенных запчастей. Российским промышленникам построить масштабное производство не позволяет дефицит капитала – инвестиции в запуск завода по выпуску томографов оцениваются как минимум в 150–200 млрд рублей. В свою очередь отраслевые мейджоры, располагающие сопоставимыми финансовыми ресурсами, полностью локализовать производство в России пока не спешат – государственная программа по закупкам томографов удовлетворила спрос на этом рынке.
Пять лет назад на фоне скандалов, связанных с растратой государственных средств при закупках МРТ- и КТ-аппаратов, глава «Ростеха» Сергей Чемезов сделал заявление, вселившее оптимизм во многих участников программы модернизации здравоохранения. Он объявил о создании в России СП с корпорацией General Electric (GE) по масштабному производству томографов. Предполагалось, что предприятие будет выпускать продукцию, значительно уступающую по цене, но, не по качеству, импортной технике, что в результате непременно приведет к снижению государственных затрат по этой номенклатуре закупок.
«Приоритетом проекта должно было стать тяжелое оборудование для лучевой диагностики, но помимо этого, планировалось производить неонатальное оборудование, приборы для кардиологии, рентген- и другие аппараты. При совместном предприятии должен был быть создан учебный центр для подготовки и переподготовки врачебного и технического персонала», – рассказывает бывший сотрудник «Ростеха». К июлю 2015 года основные капиталовложения в проект должны были быть освоены, а производство – запущено.
Для управления проектом была зарегистрирована компания ООО «ДжиИ-РТ Медпром», которую на паритетных началах контролировали General Electric и дочка «Ростеха» «РТ-Биотехпром». Были составлены инвестплан и номенклатурный перечень оборудования, планируемого к производству на предприятии. Но по начертанной «дорожной карте» проект так и не двинулся. «Какое-то время заняли согласования долевого участия сторон в производстве. Потом начались санкции и кризис. Сейчас реализация проекта приостановлена», – рассказал VADEMECUM источник в «Ростехе». В GE на запрос о статусе проекта не ответили.
Впрочем, «ДжиИ-РТ Медпром» продвинулся на этом пути дальше других кооперативов. С другими аналогичными инициативами дело застопорилось на этапе устных заявлений или протоколов о намерениях, а продуктам все же стартовавших производственных проектов пока не удалось занять на рынке заметную нишу. Почему в России не приживаются площадки по выпуску тяжелой лучевой техники?
ЛУЧЕВЫЕ ПРОСЕКИ
Первые КТ- и МРТ-аппараты на мировом рынке появились в начале 70-х. Тогда британский инженер-электрик Годфри Хаунсфилд изобрел первый рентгеновский компьютерный томограф для исследований головного мозга, а химик Пол Лотербур опубликовал в журнале Nature материал о технологии получения изображений с использованием явления магнитного резонанса. Этот принцип и лег в основу МРТ-отрасли. В СССР, по словам проводника методик лучевой диагностики, академика РАН Сергея Тернового, первые КТ-устройства появились в 1978 году, МР-томографы – в 1984-м. Условно массовый импорт томографов начался в конце 80-х, когда в стране стартовало строительство сети амбулаторно-диагностических центров, куда и было поставлено около 45 КТ и МРТ (подробнее – в таймлайне «Полевая жизнь»).
В 90-е годы на российский рынок пришли мейджоры индустрии – голландская Philips, американская GE, немецкая Siemens. Вслед за ними появились японские Toshiba и Hitachi. Но предлагаемые глобальными лидерами устройства стоили, мягко говоря, недешево, чем и воспользовались «серые» поставщики: они демонтировали б/у оборудование в клиниках за рубежом, ввозили его в Россию как металлолом и здесь собирали.
В «нулевые» расклад на рынке тяжелой медтехники почти не изменился, 80–90%-ное доминирование импорта переломить никто не брался. «Если оценивать общий объем поставок в Россию КТ и МРТ из-за рубежа, то около 20% придется на восстановленное, 80% – на новое, закупаемое государственными клиниками», – прикидывает Дмитрий Мараховский из компании «Радиомед Центр», завозящей как раз восстановленные аппараты. По его словам, после окончания в 2012 году программы модернизации в России ежегодно реализуется не более 400 единиц КТ и МРТ, а совокупная выручка операторов сегмента не превышает 20 млрд рублей. Производители томографов, откликаясь на спрос, тоже начали поставки в Россию собственного восстановленного оборудования, однако, по мнению Мараховского, у иностранцев меньше шансов в этой нише: «Мы вышли на этот рынок гораздо раньше, и мы зачастую понимаем в восстановлении оборудования больше, чем официальные дистрибьюторы, у которых меньше подобного опыта».
Общее количество томографов, задействованных в частном и государственном секторах индустрии здравоохранения, по данным VADEMECUM, не превышает 4 тысяч (подробнее – в материале «Вот вам и весь скан», VADEMECUM #2 (69) от 19 января 2015 года), точнее никто посчитать не пытался. «Количество томографов в России увеличивается, по официальным данным, каждый год в среднем на 12–14%. Но что реально творится с этими машинами – мало кто знает, потому что при замене томографа на новый старый не всегда списывают. И непонятно, идет рост машин в плюс или они просто заменяют собой старые», – объясняет бывший сотрудник Siemens, директор направления «Диагностика» в сети амбулаторий «Медскан» Алексей Эйрих.
Статус российских производителей КТ и МРТ участники рынка определить не берутся. «Я не знаю ни одного российского разработчика КТ и МРТ, у нас есть в лучшем случае сборка КТ. Что касается МРТ, российского производства просто не существует, кроме устаревших МРТ «Образ», – уверен Эйрих. С ним согласен один из первопроходцев отечественной лучевой индустрии – председатель правления ГК «ЛДЦ МИБС» Аркадий Столпнер: «Собственных производителей такого серьезного оборудования, как КТ и МРТ, у нас нет». На создание такого производства нужны огромные инвестиции, минимум 150–200 млрд рублей, которых у российских производителей просто нет.
СОЛЯНКА СБОРОЧНАЯ
По сведениям Минпромторга, уже 45% действующих компьютерных томографов произведены в России. К 2018 году ведомство рассчитывает снизить долю импорта в КТ-сегменте до 13% – этот целевой показатель заявлен в министерском приказе № 655 от 31 марта 2015 года. Однако, как рассказали VADEMECUM участники рынка, даже имеющиеся 45% КТ трудно назвать локально произведенными: существующие сборочные линии используют 70% импортных комплектующих. «Под импортозамещением можно понимать разные вещи – есть импортозамещение от «А» до «Я», от начала разработки до массового производства. Есть импортозамещение от «Б» до «Я», когда разработанное за рубежом локализуется в России. А есть еще импортозамещение, условно, от «В» до «Я», когда в Россию ввозится много деталей, и их производство практически не локализуется, просто идет сборка», – объясняет Столпнер.
Среди отечественных производителей на рынке КТ наиболее заметна НИПК «Электрон», которая в 2010 году зарегистрировала в России линейку компьютерных томографов. Это произошло сразу после того, как питерский концерн договорился с Philips об инновационной кооперации полного цикла. «Развитие нашего партнерства с Philips дало свой эффект – сегодня в портфеле компании представлена линейка КТ от 16 до 64 срезов», – подтверждает генеральный директор НИПК «Электрон» Александр Элинсон.
«У «Электрона» уже была определенная экспертиза и производственная база по другому лучевому оборудованию – по рентгенам и так далее. Наше соглашение с «Электроном» предусматривает создание совместного продукта, произведенного в России, – линейки КТ, в том числе 16-срезового. Это массовый, относительно бюджетный сегмент, он был очень востребован благодаря госпрограмме помощи при ДТП. И на базе комплектующих Philips «Электрон» производит этот томограф», – раскрывает некоторые подробности сотрудничества коммерческий директор направления «Здравоохранение» Philips в России и СНГ Дмитрий Лисогор. По его словам, с точки зрения регистрационного удостоверения этот аппарат принадлежит «Электрону», но название Philips на произведенном в рамках партнерства томографе присутствует.
Аналогичная ситуация сложилась в отношениях GE Healthcare и российского ЗАО «Медицинские технологии Лтд» («МТЛ»). По словам коммерческого директора GE Healthcare Нины Канделаки, с 2010 года сборка некоторых КТ идет в России на площадке российского производителя рентгенов – «МТЛ». Сначала это были 16-срезовые КТ, около 200 единиц которых были поставлены в медучреждения страны по программе модернизации, а сейчас GE собирает в России и 64-срезовые томографы. Локализация, по словам Канделаки, как правило, начинается с чего-то простого, например, со сборки комплектующих, а дальше постепенно расширяется.
Точку зрения менеджера GE Healthcare разделяет Аркадий Столпнер: «Самый оптимальный вариант с импортозамещением по КТ, как мне кажется, – взять готовую разработку, поработать над ней, а потом развить данную разработку, постепенно локализуя производство, одновременно развивая модель. Это как раз то, что сейчас делает «Электрон». Однако даже на организацию простой сборки КТ требуются немалые средства, считает Алексей Эйрих из «Медскана»: «Не менее 4-5 млрд рублей».
ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕЗОНАНСА
Ситуация с МРТ в России несколько иная – мейджоры не спешат локализовать здесь столь сложное производство и даже сборку местным площадкам не доверяют. По данным Минпромторга, 95% магнитно-резонансных томографов пока ввозится из-за рубежа. Однако и в этом сегменте у подчиненных Дениса Мантурова есть амбициозная цель – к 2018 году снизить долю импорта до 50%. На запрос VADEMECUM о способах ее достижения в Минпромторге не ответили.
Впрочем, в МРТ-сегменте и сегодня есть производственное движение. Наиболее активным участником процесса маркетологи называют компанию НПФ «Аз», которая еще в советское время смогла разработать, собрать и поставить на рынок первый отечественный МР-томограф. Его созданием занимался действующий член Академии электротехнических наук РФ Вячеслав Архангельский. По данным самой компании, первый МРТ под маркой «Образ-1» был установлен в 1991 году в Научном центре психического здоровья. «Я прекрасно помню МРТ «Образ», но он был создан более 20 лет назад и уже тогда очень сильно уступал по своим характеристикам западным аналогам. Надо иметь в виду, что магнит у него все равно был импортный, наша была только электроника», – рассказывает Аркадий Столпнер.
Сейчас НПФ «Аз» выпускает два МРТ – «Аз-300» и «Аз-360», но оба томографа имеют напряженность магнитного поля не больше 0,4 Тл. «Актуальный стандарт для МРТ – 1,5 Тл. Низкопольные томографы не могут давать такое качественное и быстрое изображение, как высокопольные, но ни один российский производитель не делает таких томографов», – говорит Алексей Эйрих из «Медскана».
VADEMECUM удалось найти лишь одного российского производителя МРТ с напряженностью магнитного поля в 1,5 Тл – ООО «МДС». «В начале 2000-х годов наша компания занималась продажей итальянских рентгенодиагностических комплексов, – рассказал коммерческий директор «МДС» Дмитрий Абрамов. – В 2010 году мы открыли свой цех по производству и сборке низкопольных МРТ напряженностью 0,25 – 0,3 Тл, а позже запустили в производство высокопольный МРТ напряженностью магнитного поля 1,5 Тл». Продажники «МДС» ориентированы исключительно на частные клиники в регионах, поскольку государственные отдают предпочтение импортным машинам. В целом, по оценке Абрамова, все российские производители МРТ в совокупности сегодня имеют не более 4% рынка.
Развивать производство МРТ, равно как и КТ, российским производителям мешает дефицит средств, признается гендиректор ГК «Контрол» Валерий Крутских. Ему, как ученому-изобретателю, повезло меньше, чем главе НПФ «Аз». Разработанный Крутских в начале 90-х годов низкопольный МРТ «Юнитом» до сих пор не попал на конвейер. «Мы находимся на стадии поиска инвестиций для организации серийного производства с объемом выпуска до 100 томографов в год, причем для продаж как в России, так и за рубежом, – мы получили запросы на «Юнитом» из 40 стран», – рассказывает Валерий Крутских. По его словам, при таком объеме выпуска себестоимость МРТ может составить от 6 до 12 млн рублей, тогда как средняя цена нового МРТ от зарубежных производителей взлетела до отметки в 50–60 млн рублей. «Мы бы очень хотели работать с государственными больницами, наш проект – социальный. Однако в Минздраве нет четкого понимания, сколько и какие именно МРТ нужны госпитальному сектору, а государственные медучреждения на местах не могут самостоятельно сформулировать заказ», – сокрушается глава ГК «Контрол».
Стоимость организации производственной линии для выпуска МРТ «Юнитом» пару лет назад Крутских оценивал в 4 млрд рублей (подробнее – в интервью изобретателя в VADEMECUM #5 от 17 июня 2013 года), однако аккумулировать эту сумму «Контрол» до сих пор не сумел. «К нам поступают предложения организовать серийное производство за пределами России, и сейчас мы ведем такие переговоры, – говорит Крутских, правда, имя партнера не называет. – Но в этой ситуации мы будем продавать свои МРТ уже под другим брендом. Мы наверняка добьемся, чтобы эти томографы появились и в России, но, к сожалению, цена будет другой».
ТОМОГРАММА В СТОЛ
По оценке участников рынка, в ближайшие годы отечественные производители КТ и МРТ вряд ли смогут заметно подвинуть импортеров. «Степень локализации производства нашего МРТ могла бы составить 95%, но на его организацию нам нужны инвестиции», – повторяет Валерий Крутских. – В Минздраве рассматривают только томографы с высоким магнитным полем, не обращая никакого внимания на качество получаемых томограмм. Это как выбирать машину, ориентируясь только на высокое потребление бензина, без учета того, какой груз и сколько пассажиров она перевозит. Фактически они хотят, чтобы мы повторили старые разработки зарубежных томографов. Мы же не хотим участвовать в проектах псевдоимпортозамещения, а продвинуть российскую разработку нам не дают».
По мнению Аркадия Столпнера, денег на развитие российского производства томографов не появится, если на его продукцию не будет спроса: «На этом рынке нет смысла производить в стол, нужен госзаказ». Мнение коллеги подтверждает Алексей Эйрих из «Медскана»: «Собственного производства КТ и МРТ в России просто не существует, потому что не существует производства составляющих его компонентов, это абсолютно импортное производство, оно существует в Европе и Азии, но не в России. Рентгеновских трубок для КТ в России нет, бочки для МРТ производят всего три завода в мире. И чтобы изменить ситуацию, надо изобретать самим или покупать патент и делать здесь. Но проще все это покупать у зарубежных производителей, чем делать заново, поэтому в импортозамещение тяжелого медицинского оборудования я просто не верю. Эти затраты могут вообще не окупиться, тем более что государство ни одному подобному производителю не гарантирует госзаказа».
Частные клиники в большинстве своем отечественным производителям не доверяют. «Вряд ли у кого-то из них есть отлаженная логистическая сеть, а значит, с поставкой запчастей, сервисом будут проблемы. Я не думаю, что кто-то из крупных игроков в ближайшем будущем обратится к российским устройствам. А сами производители ни ко мне, ни, насколько мне известно, к какой-либо другой частной сети клиник не обращались», – говорит заместитель гендиректора сети диагностических центров «МРТ24» Андрей Глебов.
В феврале текущего года Правительство РФ приняло постановление №102, так называемое правило «Третий лишний», ограничивающее участие в конкурсе на поставку в госмедучреждения импортных МИ в случае подачи двух или более заявок от отечественных производителей. Исключение может быть сделано только для производителей из ЕАЭС. В перечень медоборудования, подпадающего под правило «Третий лишний», среди прочего попали и компьютерные томографы, что заставило мейджоров изменить свой взгляд на локализацию. «Россия для нас – стратегически важный рынок, и мы намерены расширять свое присутствие в регионе, – говорит коммерческий директор направления «Здравоохранение» Philips в России и СНГ Дмитрий Лисогор. – Наличие местного производства позволит нам быть более конкурентными и быстрее реагировать на запросы рынка». Локализация производства других видов медоборудования от Philips может состояться уже в следующем году, добавил Лисогор, однако конкретизировать информацию о номенклатуре и партнерской площадке не стал.
НАЦПРОЕКТ
В РИО ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Как бразильцы заставили локализоваться в стране мировых лидеров рынка высокотехнологичной диагностической аппаратуры
Бразильский рынок лучевой диагностики уверенно следует курсом импортозамещения. Около 50% этого сегмента, оцененного в 2014 году примерно в $700 млн, приходится на рентген-аппараты и томографы бразильского производства. Рост доли местных игроков поддерживается государственными программами, заодно стимулирующими мировых мейджоров лучевого рынка к локализации.
Текст: Софья Лопаева
По прогнозам аналитиков Frost & Sullivan, бразильский рынок высокотехнологичного оборудования для визуализации внутренних органов и систем организма к 2017 году вырастет до $919,7 млн. Основным двигателем этой индустрии становится национальное производство – по данным профильной национальной ассоциации ABIMED, уже сейчас около 50% радиологического оборудования производится в Бразилии. И в ближайшие годы, прогнозируют аналитики, импортозамещение здесь будет только усиливаться.
Впрочем, локальной лучевую промышленность в Бразилии пока можно считать лишь условно – сегмент так или иначе контролируется глобальными конгломератами, которые ради ускоренного роста своей доли открывают фабрики, скупают маленькие и средние местные производства. Мейджоры потянулись в Бразилию в первой половине «нулевых», откликнувшись на всплеск интереса к своей продукции – с 2003 по 2006 год местный рынок аппаратов диагностической визуализации рос ежегодно примерно на 20%, в то время как мировой – на 4-5%.
Центральную роль тут, несомненно, сыграло государство, разразившееся серией целевых программ. В этом ряду стоит упомянуть такие правительственные акты, как «Политика в области промышленности, технологий и внешней торговли на 2003–2007 годы», «Политика развития производительности в 2008– 2010 годах», напрямую коснувшиеся лучевой индустрии. С середины 2000-х и по сей день действует проект Национального банка экономического развития (BNDES), который по специальной кредитной линии Finame поддерживает профильные производственные компании. Основным условием получения льготного кредита является соответствие продукции «индексу национализации», учитывающему соотношение компонентов, – локально произведенных комплектующих в изделии должно быть не менее 60%. С нарушившим этот принцип производителем BNDES разрывает контракт.
В 2012 году национальное правительство приняло еще одну тематическую стратегию – «Программу ускорения развития в области оборудования». Тогда же федеральный Минздрав начал переговоры с пятью мейджорами сегмента – шведской Elekta, американскими General Electric и Varian, немецкой Siemens и голландской Philips – о локализации в Бразилии производства оборудования. Государство намеревалось вложить эти проекты до $1 млрд.
В том же 2012 году профильное ведомство объявило, что в приобретении оборудования для Единой системы здравоохранения предпочтение будет отдаваться продукции, произведенной на территории Бразилии. В соответственный номенклатурный перечень вошли и компьютерные томографы. До июня 2017 года надбавка для отечественной продукции на аукционах госзаказа будет варьироваться от 8% до 25%. В числе монетарных решений следует упомянуть и такой инструмент, как «Технологическая компенсация»: компания, выигравшая госзаказ на поставку оборудования, получает возможность на паях с государством построить производственную линию по выпуску изделий, признанных стратегически важными. Похожий принцип использует еще один проект властей – «Продуктивное партнерство в интересах развития»: иностранная компания, решившая передать местному партнеру ключевую технологию, может участвовать в госзакупках без конкурса.
Первый весомый ответ на инициативы в области промышленной политики бразильцы получили от Philips. В 2007 году она купила VADEMECUMI Sistemas Médicos, национального лидера в производстве диагностического медицинского оборудования. VADEMECUMI к моменту заключения сделки 25 лет управляла фабрикой рентгеновских аппаратов и маммографов в Минас-Жерайсе. В этот актив Philips вложила около 350 млн евро, но предметно работать с местным контрагентом начала в 2008 году: в Минас-Жерайсе была запущена линия по производству томографов под оригинальным брендом, сразу занявшим 35% рынка МРТ. Продавая по 47 аппаратов в год, мейджор начал переговоры о поглощении партнера и, как считают сами голландцы, не зря потратил на них около двух лет. Производство на территории Бразилии снизило конечную стоимость оборудования Philips на 15%, а срок поставки томографов потребителям – с восьми месяцев до 30 дней.
Практически одновременно с Philips на бразильский рынок вышла General Electric (GE). Свою первую в Южной Америке фабрику GE построила в предместье бразильского города Белу-Оризонти, где начала производить рентгеновские сканеры и аппараты для ПЭТ/ КТ. В 2012 году GE купила в Бразилии еще одну фабрику, поменьше, – XPRO, производящую рентгеновские аппараты и даже экспортирующую свою продукцию в Индию. Суммарные инвестиции американцев в приобретение и модернизацию этих производств составили $50 млн, кроме того, GE пообещала до 2018 года вложить в местные профильные проекты еще $25 млн.
Вслед за проектами по локализации GE год назад в сотрудничестве с бразильской образовательной организацией Senai создала курсы для клиницистов. Если эта образовательная программа покажется партнерам эффективной, они откроют еще одну – для управленцев индустрии здравоохранения.
Третьим игроком лучевого сектора эксперты единогласно называют Siemens, которая уже сегодня 80% продаваемого ею в Бразилии оборудования производит на месте. В 2012 году концерн вложил 50 млн реалов в создание промышленного комплекса в Жоинвиле. Правительство штата Санта-Катарина, где расположилось предприятие, через программу поощрения занятости Pró-Emprego предложило немецким приборостроителям пакет налоговых льгот, что, конечно же, повлияло на выбор площадки для локализации. Завод, ставший 14-м подразделением Siemens Healthcare в мире и первым в Латинской Америке, выпускает МРТ MAGNETOM Spectra и цифровой рентгеновский аппарат Multix Select DR.
Слегка припоздали за глобальными конкурентами японцы. В 2013 году Toshiba Medical do Brasil открыла в Кампинасе (штат Сан-Паулу) свое первое производство – КТ, УЗИ-аппаратов и софта для них. Наконец, в июле 2015 года на бразильский рынок вышла Konica Minolta Inc и первым делом купила местного производителя рентгеновского оборудования Sawae Technologica Ltda, чья доля в профильном сегменте по прошлому году дотягивала до 20%, а выручка превышала $4 млн.
При деятельном участии глобальных мейджоров лучевого рынка Бразилия выдвигается в лидеры Латинской Америки по экспорту высокотехнологичных аппаратов медицинского назначения. По данным национальной ассоциации ABIMO, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Чили и Перу забирают до 40% профильной номенклатуры бразильского производства. На экспортный потенциал местных активов, естественно, делают ставку и мейджоры. К 2016 году GE, например, рассчитывает экспортировать до 30% аппаратов, сходящих с ее бразильских конвейеров. Те же целевые ориентиры называли и в Philips, правда, голландцы оказывались в своих экспортных желаниях заметно скромнее американцев, надеясь лишь на 5% продукции локализованного в Бразилии производства.