Такое впечатление, что в 2014 году распорядители бюджетов разных уровней сопровождали финансирование ЕГИСЗ заклинанием «Чур меня, чур!». ФФОМС свернул масштабное субсидирование проекта, перекинув нагрузку на плечи регионов: по данным VADEMECUM, из более чем 6,5 млрд рублей бюджетных средств, совокупно потраченных в прошлом году госорганами на медицинскую информатизацию, почти 90% расходов понесли территории. Однако и на местах ситуация с выделением ресурсов на IT-сопровождение медицины складывалась очень по-разному – 19 субъектов РФ не потратили на внедрение ЕГИСЗ ни копейки, переложив финансовую ответственность на подотчетные им медучреждения.
НА ТРОИХ
В конце 2013 года представители IT-департамента Минздрава РФ объявили о завершении базового этапа информатизации здравоохранения, а заодно и о сворачивании масштабного федерального финансирования проекта. С 2014 года основные расходы по дигитализации отрасли ложились на региональные бюджеты.
Федеральное участие действительно было сведено к скромной сумме примерно в 745 млн рублей. Наибольшую долю этого бюджета, свыше 314 млн рублей, освоила госкорпорация «Ростех», отвечающая за прикладные сервисы системы. «Финальная ответственность за то, чтобы работал федеральный уровень ЕГИСЗ, лежит именно на нас. И если не работает какой-то сервер, никто не разбирается, в чем проблема, все спрашивают с нас. В связи с этим мы очень плотно работаем с другими подрядчиками на федеральном уровне», – поясняет роль в проекте дочерней структуры «Ростеха» ООО «Национальный центр информатизации» заместитель гендиректора компании Александр Семенов.
На эти деньги в прошлом году оператор осуществлял три комплекса работ. Во-первых, компания занималась структурированием электронных медицинских документов по ИЭМК, то есть каналом передачи пациентских данных из медицинской организации в федеральный центр. «В прошлом году появились такие документы, как протокол лабораторных исследований, протокол диагностических исследований, справка о допуске к управлению транспортным
средством – это те документы, которые сейчас будут передаваться из субъектов на федеральный уровень, и эта информация будет доступна из любого места, где она потребуется. Например, пациент сможет в любой момент, где бы он ни находился, ознакомиться с результатами исследований в своем личном кабинете», – рассказывает Семенов.
Второй блок работ был связан с Федеральной электронной регистратурой (ФЭР) и добавлением функционала по этому сервису в соответствии с замечаниями медицинских организаций. Третий – с развитием возможностей регистров пациентов по категориям и отдельным нозологиям. Кроме того, специалисты «Ростеха» расширяли потенциал коммуникационных сервисов, как с регионами внутри системы, так и с внешним порталом государственных услуг. «Мы технологически готовы к тому, чтобы на портале стали появляться новые услуги для граждан в здравоохранении, – утверждает Семенов, – и сейчас продумываем их совместно с Минздравом и Минкомсвязи». И вообще, в «Ростехе» на перспективы информатизации здравоохранения смотрят с оптимизмом: «Сейчас появился горизонт планирования, и теперь в области медицины мы можем не только исполнять свои обязательства, но и активно заниматься инновациями». Семенов убежден, что сегодняшнее наращивание компетенций поможет «дочке» «Ростеха» стать основным интегратором ЕГИСЗ: «Основные деньги системы сейчас – это не то, сколько заработает подрядчик, а деньги, которые обеспечат экономию для государства и повышение эффективности всего бизнес-процесса. Кто поймет суть этого процесса и сможет сделать его более эффективным, тот и будет лидером на этом рынке. Мы надеемся, что будем играть здесь значимую роль именно за счет аккумуляции экспертизы и более быстрого доступа к ней».
«Вторым номером» в деле освоения федеральных субсидий на ЕГИСЗ в 2014 году стал НИИ «Восход», с которым Минздрав заключил контракт на 200 млн рублей. Интегратор получил подряд на создание каналов связи и поддержку основной площадки обработки данных. Примерно такую же сумму получил из бюджета «Ростелеком», сосредоточивший усилия на работах с резервной площадкой ЦОД. Отдельной статьей расходов федерального бюджета стали трансферты на информатизацию здравоохранения Крымского ФО, осуществленные по ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года». В прошлом году центр успел профинансировать только Севастополь – на IT-сопровождение медицины региону было выделено 30,3 млн рублей. «Фактически информатизацию в регионе пришлось начинать с нуля – строить каналы связи, закупать компьютеры и другое оборудование. Сейчас базовые работы уже завершены, и в этом году мы сможем уже вплотную заняться сервисами», – рассказал директор государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Медицинский информационно-аналитический и лабораторный центр» Иван Сагайдак. На региональный фрагмент ЕГИСЗ Крыма по программе планировалось выделить 149,14 млн рублей, но медицинская информатизация в республике так и не началась. «Деньги, которые выделялись из федерального бюджета на всю программу модернизации здравоохранения Крыма, не были освоены в полном объеме, – призналась представитель Минздрава Крыма Татьяна Волоценко. – На информатизацию в прошлом году денег потрачено не было, и она у нас не проводилась».
КАРМОЙ ШИРЕ
По данным IT-департамента Минздрава РФ на декабрь 2013 года, госорганы в субъектах РФ планировали в 2014 году выделить на информатизацию здравоохранения в общей сложности не более 1,5 млрд рублей. Но по факту объем средств, отпущенных из региональных бюджетов на ЕГИСЗ и благополучно потраченных, составил более 5,8 млрд рублей (подробнее – на карте «Посильная проводка»). Такие данные аналитический центр VADEMECUM получил, опросив представителей региональных министерств и департаментов здравоохранения, связи, МИАЦ и других ответственных за дигитализацию медицины органов власти.
Значительное расширение первоначальных финансовых планов обусловлено в первую очередь масштабными денежными вливаниями в информатизацию столичной медицины. Как рассказал в интервью VADEMECUM заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров, реальные расходы города на программное обеспечение для медицинских организаций более чем вдвое превысили плановые, составив почти 1,8 млрд рублей (подробнее – в интервью на стр. 28).
Реальные затраты превысили плановые показатели еще в нескольких регионах. Как сообщал VADEMECUM в январе 2014 года Минздрав Челябинской области, на мероприятия по информатизации здравоохранения в тот момент планировалось выделить 30,8 млн рублей, но реальные затраты оказались втрое больше. Разница между планом и фактом, правда, заметно менее существенная, сложилась и в Липецкой области. «Мы израсходовали 25,8 млн рублей вместо запланированных 24 млн, – говорит начальник профильного отдела регионального Минздрава Владимир Карноза. – Нам не хватало средств, и, сэкономив по другим программам, мы смогли «передвинуть» дополнительные средства на информатизацию».
Впрочем, в ряде регионов вышло ровно наоборот – первоначальные информатизационные бюджеты были секвестированы. «По программе информатизации у нас был предусмотрен бюджет в размере 1 млн рублей, но в конце года была внесена корректировка, мы эти деньги направили на другие цели, оставив только 300 тысяч рублей на централизованное приобретение программных продуктов», – рассказал VADEMECUM представитель Департамента здравоохранения Чукотского автономного округа.
Но в целом экономия средств в регионах, охваченных исследованием VADEMECUM, была не очень существенной – в пределах 1 млн рублей. Приблизительно такую сумму удалось, например, сэкономить в Сахалинской области. В Томской области снижение затрат составило 140,4 тысячи рублей. В большинстве же территорий план и факт совпали на 100%.
Внедрение ЕГИСЗ в регионах проходит неравномерно, а потому и цели расходов разнились – кто-то тратил деньги на развитие и апгрейд сервисов, кто-то – на закупку компьютеров и проведение каналов связи, где-то затраты дробились на множество объектов. В Липецкой области, например, средства регионального бюджета в сумме около 5 млн рублей были направлены на установку PACS-системы для шести сосудистых центров, поддержание и аттестацию продуктов, закупленных ранее по программе модернизации, а также на приобретение компьютеров, обновление ПО и защиту линий связи. В Иркутской области 4,5 млн рублей бюджетных средств областной МИАЦ потратил исключительно на программное обеспечение. В Нижегородской области 3,6 млн рублей хватило лишь на оплату аренды помещений центра обработки данных. «Почему так дорого? Потому что это персональные данные, отягощенные шифрами МКБ, а это защита по первому уровню», – объясняет экономику расходов замдиректора по информатике МИАЦ Нижегородской области Людмила Чиненкова.
19 регионов в 2014 году не потратили на региональные фрагменты ЕГИСЗ ни копейки. Причины нулевого финансирования две – либо территории завершили основную часть работ раньше, во время базового этапа информатизации, либо у региона банально не было денег. «На первом этапе информатизации у нас были налажены каналы связи, поставлено оборудование, внедрены сервисы, – рапортует об успехах представитель МИАЦ Краснодарского края Максим Корогод. – В 2012 году работе с системой были обучены 12 тысяч врачей. Кроме того, в нашем регионе была отлажена целая система телемедицинских консультаций». Поэтому финансирование поддержки отдельных фрагментов системы край переложил на конкретные медицинские учреждения. А вот власти Ивановской области, может быть, и хотели бы потратить деньги на ЕГИСЗ, но дефицитный бюджет региона эти желания обслужить не смог.
ГЛИССЕ ЭНТУЗИАСТОВ
Регионы, вовсе не сумевшие профинансировать работы по ЕГИСЗ или испытывавшие фатальные трудности с бюджетированием проекта, «делегировали» ответственность за судьбу информатизации подчиненным. То есть медучреждения должны были выкраивать из выделяемых им территориальными фондами ОМС денег средства на приобретение компьютеров, поддержку МИС и другие IT-нужды.
Суммировать подобные траты из-за большого количества учреждений по всей территории страны и многообразия видов закупочных конкурсов практически невозможно. Но опрос VADEMECUM показал, что медучреждения подходили к задаче с разной степенью энтузиазма. Заместитель главного врача Всеволожской КМБ Татьяна Гришанова рассказала, что больница самостоятельно, как сумела, построила внутренний сегмент ЕГИСЗ: «Поскольку регионального бюджета у нас пока нет, то мы собственными силами компьютеризировали рабочие места и установили программы, которые нам более-менее подходили».
А главный врач костромской ЦРБ Александр Иванов ждет, когда проблему поставки в его учреждение информационной системы решит региональная власть: «Я всего лишь исполнитель и могу сказать, что мы работали с информационной системой, потом вдруг было принято решение от нее отказаться. Почему, я не знаю, меня не ставили в известность. И сейчас мы просто ждем, когда нам поставят новую».
Роман Хаконов, главврач ЦРБ Майкопского района, может быть, и хотел что-то вложить в поддержку IT-обеспечения своей больницы, но у него нет на это средств, да и инфраструктура не готова: «Более 50% рабочих мест у нас недоукомплектовано компьютерами – это критично. Кроме того, из-за географических особенностей региона в отдаленных горных районах интернета нет, из-за этого программы работают плохо. Мы пишем заявки в региональный Минздрав, но они возвращаются с отказами – бюджетных средств не хватает».