21 Ноября 2024 Четверг

Скрипты по сусекам
Ольга Гончарова, Марина Кругликова, Тимофей Добровольский
2 марта 2015, 16:48
11399

Совокупный бюджет медицинской информатизации в 2014 году превысил 6,5 млрд рублей

Такое впечатление, что в 2014 году распорядители бюджетов разных уровней сопровождали финансирование ЕГИСЗ заклинанием «Чур меня, чур!». ФФОМС свернул масштабное субсидирование проекта, перекинув нагрузку на плечи регионов: по данным VADEMECUM, из более чем 6,5 млрд рублей бюджетных средств, совокупно потраченных в прошлом году госорганами на медицинскую информатизацию, почти 90% расходов понесли территории. Однако и на местах ситу­ация с выделением ресурсов на IT-сопровождение медицины складывалась очень по-разному – 19 субъектов РФ не потратили на внедрение ЕГИСЗ ни копейки, переложив финансовую ответственность на подотчетные им медучреж­дения.

НА ТРОИХ

В конце 2013 года представители IT-департамен­та Минздрава РФ объявили о завершении базового этапа информатизации здравоохранения, а заодно и о сворачивании масштабного федерального финансирования проекта. С 2014 года основные расходы по дигитализации отрасли ложились на региональные бюджеты.

Федеральное участие действительно было све­дено к скромной сумме примерно в 745 млн рублей. Наибольшую долю этого бюджета, свыше 314 млн рублей, освоила госкорпорация «Ростех», отвечающая за прикладные сервисы системы. «Финальная ответственность за то, чтобы рабо­тал федеральный уровень ЕГИСЗ, лежит именно на нас. И если не работает какой-то сервер, никто не разбирается, в чем проблема, все спрашивают с нас. В связи с этим мы очень плотно работаем с другими подрядчиками на федеральном уров­не», – поясняет роль в проекте дочерней структу­ры «Ростеха» ООО «Национальный центр инфор­матизации» заместитель гендиректора компании Александр Семенов.

На эти деньги в прошлом году оператор осу­ществлял три комплекса работ. Во-первых, компания занималась структурированием элек­тронных медицинских документов по ИЭМК, то есть каналом передачи пациентских данных из медицинской организации в федеральный центр. «В прошлом году появились такие доку­менты, как протокол лабораторных исследова­ний, протокол диагностических исследований, справка о допуске к управлению транспортным

средством – это те документы, которые сейчас будут передаваться из субъектов на федераль­ный уровень, и эта информация будет доступна из любого места, где она потребуется. Например, пациент сможет в любой момент, где бы он ни находился, ознакомиться с результатами исследований в своем личном кабинете», – рассказы­вает Семенов.

Второй блок работ был связан с Федеральной электронной регистратурой (ФЭР) и добавлением функционала по этому сервису в соответствии с замечаниями медицинских организаций. Тре­тий – с развитием возможностей регистров па­циентов по категориям и отдельным нозологиям. Кроме того, специалисты «Ростеха» расширяли потенциал коммуникационных сервисов, как с ре­гионами внутри системы, так и с внешним порта­лом государственных услуг. «Мы технологически готовы к тому, чтобы на портале стали появляться новые услуги для граждан в здравоохранении, – утверждает Семенов, – и сейчас продумываем их совместно с Минздравом и Минкомсвязи». И вообще, в «Ростехе» на перспективы инфор­матизации здравоохранения смотрят с оптимиз­мом: «Сейчас появился горизонт планирования, и теперь в области медицины мы можем не толь­ко исполнять свои обязательства, но и активно заниматься инновациями». Семенов убежден, что сегодняшнее наращивание компетенций поможет «дочке» «Ростеха» стать основным интегратором ЕГИСЗ: «Основные деньги системы сейчас – это не то, сколько заработает подрядчик, а деньги, ко­торые обеспечат экономию для государства и по­вышение эффективности всего бизнес-процесса. Кто поймет суть этого процесса и сможет сделать его более эффективным, тот и будет лидером на этом рынке. Мы надеемся, что будем играть здесь значимую роль именно за счет аккумуляции экспертизы и более быстрого доступа к ней».

«Вторым номером» в деле освоения федераль­ных субсидий на ЕГИСЗ в 2014 году стал НИИ «Восход», с которым Минздрав заключил кон­тракт на 200 млн рублей. Интегратор получил подряд на создание каналов связи и поддержку основной площадки обработки данных. Примерно такую же сумму получил из бюджета «Росте­леком», сосредоточивший усилия на работах с резервной площадкой ЦОД. Отдельной статьей расходов федерального бюдже­та стали трансферты на информатизацию здра­воохранения Крымского ФО, осуществленные по ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значе­ния Севастополя до 2020 года». В прошлом году центр успел профинансировать только Севасто­поль – на IT-сопровождение медицины региону было выделено 30,3 млн рублей. «Фактически информатизацию в регионе пришлось начинать с нуля – строить каналы связи, закупать компьютеры и другое оборудование. Сейчас базовые работы уже завершены, и в этом году мы сможем уже вплотную заняться сервисами», – рассказал директор государственного бюджетного учрежде­ния здравоохранения Севастополя «Медицинский информационно-аналитический и лабораторный центр» Иван Сагайдак. На региональный фраг­мент ЕГИСЗ Крыма по программе планировалось выделить 149,14 млн рублей, но медицинская информатизация в республике так и не началась. «Деньги, которые выделялись из федерального бюджета на всю программу модернизации здра­воохранения Крыма, не были освоены в полном объеме, – призналась представитель Минздрава Крыма Татьяна Волоценко. – На информатизацию в прошлом году денег потрачено не было, и она у нас не проводилась».

КАРМОЙ ШИРЕ

По данным IT-департамента Минздрава РФ на декабрь 2013 года, госорганы в субъектах РФ планировали в 2014 году выделить на информа­тизацию здравоохранения в общей сложности не более 1,5 млрд рублей. Но по факту объем средств, отпущенных из региональных бюджетов на ЕГИСЗ и благополучно потраченных, составил более 5,8 млрд рублей (подробнее – на карте «Посильная проводка»). Такие данные аналитический центр VADEMECUM получил, опросив представителей ре­гиональных министерств и департаментов здраво­охранения, связи, МИАЦ и других ответственных за дигитализацию медицины органов власти.

Значительное расширение первоначальных фи­нансовых планов обусловлено в первую очередь масштабными денежными вливаниями в инфор­матизацию столичной медицины. Как рассказал в интервью VADEMECUM заместитель руководителя Депар­тамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров, реальные расходы города на программное обеспечение для медицинских организаций более чем вдвое превысили плано­вые, составив почти 1,8 млрд рублей (подробнее – в интервью на стр. 28).

Реальные затраты превысили плановые показа­тели еще в нескольких регионах. Как сообщал VADEMECUM в январе 2014 года Минздрав Челябинской области, на мероприятия по информатизации здравоохранения в тот момент планировалось выделить 30,8 млн рублей, но реальные затра­ты оказались втрое больше. Разница между планом и фактом, правда, заметно менее су­щественная, сложилась и в Липецкой области. «Мы израсходовали 25,8 млн рублей вместо запланированных 24 млн, – говорит начальник профильного отдела регионального Минздрава Владимир Карноза. – Нам не хватало средств, и, сэкономив по другим программам, мы смог­ли «передвинуть» дополнительные средства на информатизацию».

Впрочем, в ряде регионов вышло ровно наобо­рот – первоначальные информатизационные бюджеты были секвестированы. «По програм­ме информатизации у нас был предусмотрен бюджет в размере 1 млн рублей, но в кон­це года была внесена корректировка, мы эти деньги направили на другие цели, оставив только 300 тысяч рублей на централизованное приобретение программных продуктов», – рассказал VADEMECUM представитель Департамента здравоохранения Чукотского автономного округа.

Но в целом экономия средств в регионах, ох­ваченных исследованием VADEMECUM, была не очень существенной – в пределах 1 млн рублей. При­близительно такую сумму удалось, например, сэкономить в Сахалинской области. В Томской области снижение затрат составило 140,4 тыся­чи рублей. В большинстве же территорий план и факт совпали на 100%.

Внедрение ЕГИСЗ в регионах проходит нерав­номерно, а потому и цели расходов разнились – кто-то тратил деньги на развитие и апгрейд сервисов, кто-то – на закупку компьютеров и про­ведение каналов связи, где-то затраты дробились на множество объектов. В Липецкой области, на­пример, средства регионального бюджета в сумме около 5 млн рублей были направлены на установ­ку PACS-системы для шести сосудистых центров, поддержание и аттестацию продуктов, закуплен­ных ранее по программе модернизации, а так­же на приобретение компьютеров, обновление ПО и защиту линий связи. В Иркутской области 4,5 млн рублей бюджетных средств областной МИАЦ потратил исключительно на программ­ное обеспечение. В Нижегородской области 3,6 млн рублей хватило лишь на оплату аренды помещений центра обработки данных. «Почему так дорого? Потому что это персональные дан­ные, отягощенные шифрами МКБ, а это защита по первому уровню», – объясняет экономику расходов замдиректора по информатике МИАЦ Нижегородской области Людмила Чиненкова.

19 регионов в 2014 году не потратили на регио­нальные фрагменты ЕГИСЗ ни копейки. Причи­ны нулевого финансирования две – либо терри­тории завершили основную часть работ раньше, во время базового этапа информатизации, либо у региона банально не было денег. «На первом этапе информатизации у нас были налажены каналы связи, поставлено оборудование, внедре­ны сервисы, – рапортует об успехах представитель МИАЦ Краснодарского края Максим Корогод. – В 2012 году работе с системой были обучены 12 тысяч врачей. Кроме того, в нашем регионе была отлажена целая система телемедицин­ских консультаций». Поэтому финансирование поддержки отдельных фрагментов системы край переложил на конкретные медицинские учреж­дения. А вот власти Ивановской области, может быть, и хотели бы потратить деньги на ЕГИСЗ, но дефицитный бюджет региона эти желания обслужить не смог.

ГЛИССЕ ЭНТУЗИАСТОВ

Регионы, вовсе не сумевшие профинансировать работы по ЕГИСЗ или испытывавшие фатальные трудности с бюджетированием проекта, «деле­гировали» ответственность за судьбу информатизации подчиненным. То есть медучреждения должны были выкраивать из выделяемых им территориальными фондами ОМС денег средства на приобретение компьютеров, поддержку МИС и другие IT-нужды.

Суммировать подобные траты из-за большого количества учреждений по всей территории стра­ны и многообразия видов закупочных конкурсов практически невозможно. Но опрос VADEMECUM показал, что медучреждения подходили к задаче с разной степенью энтузиазма. Заместитель главного врача Всеволожской КМБ Татьяна Гришанова рассказа­ла, что больница самостоятельно, как сумела, построила внутренний сегмент ЕГИСЗ: «Поскольку регионального бюджета у нас пока нет, то мы собственными силами компьютеризировали рабо­чие места и установили программы, которые нам более-менее подходили».

А главный врач костромской ЦРБ Александр Иванов ждет, когда проблему поставки в его учреждение информационной системы решит региональная власть: «Я всего лишь исполнитель и могу сказать, что мы работали с информацион­ной системой, потом вдруг было принято решение от нее отказаться. Почему, я не знаю, меня не ста­вили в известность. И сейчас мы просто ждем, когда нам поставят новую».

Роман Хаконов, главврач ЦРБ Майкопского района, может быть, и хотел что-то вложить в поддержку IT-обеспечения своей больницы, но у него нет на это средств, да и инфраструк­тура не готова: «Более 50% рабочих мест у нас недоукомплектовано компьютерами – это кри­тично. Кроме того, из-за географических осо­бенностей региона в отдаленных горных районах интернета нет, из-за этого программы работают плохо. Мы пишем заявки в региональный Минз­драв, но они возвращаются с отказами – бюджет­ных средств не хватает».

информатизация здравоохранения

Чиним по чину. Концерн «Алмаз-Антей» внедряет новые стандарты сервиса медицинской техники

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1

Исмаил Османов: «Вразвалочку работать – нет, это абсолютно нас не устроит»

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»

Светлана Федосимова: «Мы пришли, что называется, по адресу»

Под колпаком у антимюллерова: суть и перспективы демографического проекта ДЗМ