15 Ноября 2024 Пятница

Редукционная политика
Дарья Шубина Мединдустрия
2 марта 2015, 16:12
10163

Как снижают кризисные издержки операторы и потребители ДМС

Работодатели, взявшиеся резать социальные пакеты, в первую очередь прицелились на затраты по обеспече­нию своих сотрудников полисами ДМС. Чтобы сохранить эту опцию хотя бы номинально, корпоративные кли­енты откликаются на оптимизационные предложения медицинских страховщиков. В 2015 году пользователям программ ДМС придется лечиться в медучреждениях классом ниже, довольствоваться ограниченным набором услуг и приплачивать за свои полисы. Ориентируясь на кризисные настроения аудитории, операторы ДМС ждут замедления темпов роста рынка, а клиники – неминуемого сокращения потока корпоративных пациентов.

По оценкам игроков страхового рынка, стоимость программ ДМС в начале 2015 года выросла в среднем на 10–20%. Естественно, толчком для увеличения тарифов стал пересмотр медицинских прейскуран­тов. По данным мониторинга VADEMECUM, клиники, откли­каясь на девальвацию рубля, подняли цены в среднем на 20%, а по некоторым направлениям – на 50% и более (подробнее об удорожании услуг в негосудар­ственном секторе – в материале «Алчные паруса», VADEMECUM #3-4 от 2 февраля 2015 года).

Операторов ДМС такая ситуация, конечно, не радует. Медицинская инфляция ведет к разногласиям со стра­хователями, которые в подавляющей части пред­ставлены корпоративными клиентами. «Страховые компании всеми силами стараются сдержать рост цен на медуслуги – объясняют клиникам, что повышение тарифов повлечет уменьшение количества клиентов. В настоящее время компании-страхователи не гото­вы платить за программы ДМС больше, чем в про­шлом году, в лучшем случае они готовы платить столь­ко же», – объясняет беспокойство коллег начальник управления продуктами медицинского страхования «РЕСО-Гарантии» Марина Черноморова.

МАСТЕРА ОБРЕЗАНИЯ

Отказ от ДМС или сокращение расходов на эту опцию – стандартный для российских компаний способ экономии бюджета в кризис. Так было в 2009 году, когда, по разным оценкам, 60% компаний отменили бесплатное ДМС для сотрудников, а доля россиян, имеющих полисы ДМС, по данным Национального агентства финансовых исследова­ний, снизилась вдвое – с 18% до 8,5%. Тогда под нож попали социальные бюджеты не только в малом и среднем бизнесе, но и компенсационные пакеты для персонала крупных компаний. Среди отказни­ков в СМИ упоминалась, например, сеть магазинов «Детский мир», оставившая ДМС только для сотруд­ников московского офиса. Отток клиентов негативно отразился на динамике рынка в целом и на бизнесе отдельных страховщиков, например, страховая группа ERGO в начале 2010 года свернула работу в сегменте ДМС.

Нынешняя ситуация, похоже, складывается еще драматичнее. Как выяснила служба исследований екатеринбургского портала E1.ru, опросившая в но­ябре-декабре 2014 года более 600 местных компа­ний «с насыщенным компенсационным пакетом», в 2015 году от ДМС отказались 89% респондентов.

Сами работодатели предпочитают не комментиро­вать ситуацию с социальными бюджетами – VADEMECUM запросил эти сведения у 10 компаний, но они либо проигнорировали запрос, либо прикрылись сооб­ражениями конфиденциальности. Впрочем, в от­крытом информационном пространстве день ото дня растет количество эмоциональных сообщений о наполнении корпоративных соцпакетов. «Полис ДМС стал смешным – все платные больницы отме­нили, остались бесплатные, в которые и так можно сходить, по полису ОМС», – высказалась в адрес страховой программы для сотрудников ОАО «Вым­пелКом» пользователь сайта orabote.net по имени Нелли. Как пояснили VADEMECUM в подвергшейся критике компании, еще в сентябре 2014 года при перезаклю­чении договоров ДМС расходы были снижены более чем на 15%. «Такого снижения нам удалось добиться без ухудшения качества программы и набора услуг, – подчеркнула директор по компенсациям и льготам ОАО «ВымпелКом» Карина Миронова. – В настоящее время мы не планируем сокращения расходов на эту статью».

Тенденцию подтверждают и страховщики, огова­риваясь, что наученные опытом прошлого кризиса корпоративные клиенты стараются сохранить ДМС как таковое, но урезают расходы на приобретение страховки. Заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Татьяна Кайгородова говорит, что сейчас больше половины контрагентов выби­рают оптимизацию программ. «В нашем портфеле число клиентов по ДМС не снизилось, – отмечает заместитель директора департамента клиентского сервиса «ВТБ Страхования» Светлана Жукова. – Од­нако на рынке такая тенденция существует. Оптими­зируются программы примерно в 80% договоров». Вице-президент, директор по личному страхованию СОГАЗ (лидер по премиям в сегменте ДМС) Тамара Смирнова также утверждает, что среди корпора­тивных клиентов отказов от ДМС пока не было, но «на начало 2015 года наблюдается рост числа клиентов, решивших оптимизировать программы».

Оптимизация, как правило, достигается за счет огра­ничения списка доступных медучреждений и вымы­вания из программы дорогостоящих медицинских услуг. «Наиболее популярный вариант – изменение ценовой категории лечебных учреждений, когда в программе происходит замена клиник на более демократичные по стоимости без потери в качестве оказываемых услуг», – рассказывает вице-президент, руководитель блока «Медицина» компании «Росгос­страх» Евгений Гуревич.

Маршрутизация пациентов в более дешевые клиники обеспечивается и в ручном режиме – че­рез пульты страховых компаний, когда пациенты обращаются в медучреждение не напрямую, а че­рез консультативно-диспетчерскую службу. Такой вариант обслуживания, по словам вице-президента ЗАО «Марш-страховые брокеры» Светланы Певне­вой, способен снизить стоимость программы до 15%.

Контрагенты страховых компаний на рынке медус­луг к оптимизации относятся по-разному. В первую очередь тормозить рост цен приходится клиникам, ориентированным на сегмент ДМС, но и они долго с прежними прейскурантами работать не смогут. «Пока мы не повышали цены, но планируем, как только стабилизируется ситуация на валютном рын­ке. Правда, сильного повышения мы себе позволить не можем. С одной стороны, значительно подо­рожали расходники, с другой – нас ставят в рамки страховые компании. Мы становимся заложниками ситуации», – сетует руководитель клиники MedSwiss Михаил Тишман.

В то же время резкий ценовой рывок работающим по ДМС клиникам невыгоден, считает руководитель медицинского направления сети «Ниармедик» Олег Рукодайный: «Когда клиника увеличивает средний чек, то страховщик переводит ее в другую ценовую категорию. Это значит, что теперь учреждению надо конкурировать не с многопрофильными клиниками среднего уровня, а с премиальным сегментом. С боль­шой долей вероятности пациенты выберут тех, кто действительно относится к премиум-классу, а клини­ка потеряет поток».

Впрочем, далеко не все игроки рынка медуслуг готовы корректировать ценовую политику ради сохранения пациентского трафика. Речь идет главным образом о премиальном сегменте, где страховщики вынуждены лавировать между претензиями клиен­тов, которые хотят за прежнюю цену полиса получать услуги в статусной клинике, и позицией исполните­ля, объявляющего цену и не терпящего компромисса.

В номенклатуре услуг, включаемых в программы ДМС, первыми под сокращение подпадают дорого­стоящие – плановая госпитализация, стоматология. «Практикуется даже ограничение количества зубов, которые можно пролечить по полису ДМС», – при­водит пример Татьяна Кайгородова. После жесткой оптимизации в пакете могут остаться амбулатор­но-поликлиническая, экстренная помощь и выезд врача на дом. «При полном исключении стомато­логической помощи и плановой госпитализации из комплексной программы ее стоимость может уменьшиться до 30%», – говорит Тамара Смирнова.

Еще одним вариантом экономии бюджета на ДМС могут быть отказ от страхования родственников сотрудника либо ограничение числа застрахованных членов семьи. «Если в компании есть опция меди­цинского страхования родственников, то это первое, на что смотрят, думая об оптимизации программы. Иногда для родственников предлагается меньшая по объему услуг базовая программа, чтобы сохранить бенефит в целом и при этом сократить расходы», – говорит Светлана Певнева.

ДОПЛАТНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ

На фоне оптимизации могут получить широкое распространение различные механизмы софинанси­рования полисов, когда работодатели перекладывают часть страховых затрат на сотрудников. Например, компания оплачивает программу ДМС сотруднику и предоставляет ему возможность в том же пакете, но за собственный счет приобрести страховку для чле­нов семьи. «Работодатель может выбрать из наиболее выгодных по стоимости программ и качеству страховщиков, а работник сам решит, нужно ему это или нет. Для него такой вариант окажется дешевле и удобнее, чем если бы он сам пришел в офис страховой компа­нии, – рассуждает заместитель генерального директора компании «Русский Стандарт Страхование» Михаил Копитайко. – Мы предполагаем, что такой механизм в долгосрочной перспективе коснется всех, а корпора­тивное страхование превратится в розничное, но на ра­бочем месте, как это происходит, например, в США и Европе. Работник выбирает и несет ответственность за свой выбор, а работодатель компенсирует ему расхо­ды в пределах определенного бюджета».

К подобному гибридному формату продаж на оте­чественном страховом рынке пока относятся настороженно. По мнению Евгения Гуревича из компании «Росгосстрах», делить оплату страховой премии между работодателем и работником будет эффективно только в том случае, когда страхуется весь коллектив. «Если же система софинансирова­ния предлагается только части работников, то это часто приводит к удорожанию стоимости страховой программы, поскольку увеличивает риски антисе­лекции, – полагает он. – В этом случае соучаствовать в оплате будут только те работники, которые, скорее всего, будут пользоваться медицинскими услугами по программе. То есть нарушается основной прин­цип – случайности страхового события и распределе­ния риска».

Долевое ДМС практикуют в компании СОГАЗ, предлагающей тут, как правило, две наиболее востребованные схемы – софинансирование работни­ком фиксированной части страховой премии или приобретение им за свой счет возможности получить дополнительные виды помощи, не включенные в базовую программу.

Долевым является и страхование с франшизой, когда часть стоимости медицинской услуги застрахован­ный работодателем пациент оплачивает самосто­ятельно. «Например, полис может обеспечивать оплату 80% стоимости услуги, а человеку нужно будет возместить оставшиеся 20%, – объясняет Марина Черноморова из «РЕСО-Гарантии». Пациент начнет понимать, сколько действительно стоит оказанная ему медпомощь, и будет препятствовать лишним тратам. Чего, конечно, не бывает, когда за него пла­тит компания». Подобный формат предложила всем своим партнерам-страховщикам сеть клиник «Ни­армедик». «Мы вели переговоры со страховщиками в течение двух последних лет, – рассказывает Олег Рукодайный, – и особенного интереса этот механизм не вызывал. А теперь стал актуальным, сейчас про­грамма работает в тестовом режиме, ее полноценный запуск состоится в марте».

Тиражировать франшизу, считают эксперты стра­хового рынка, будет непросто. Главным образом потому, что операторы технически не готовы задей­ствовать этот инструмент, объясняет Светлана Пев­нева: «В клинике должна быть система, позволяющая разделять счета для оплаты из разных источников. У нас есть такой опыт работы с клиникой «Чайка». Но таких примеров немного».

ОБЪЕМ НАДЕЖДЫ

Рынок ДМС, который из-за отсутствия притока но­вых клиентов начал проседать в 2011 году, а в 2013-м продемонстрировал пик торможения (прирост оборота тогда составил 5,8% – вдвое меньше, чем в 2012 году), в 2014 году выровнял шаг: за девять ме­сяцев объем страховых премий в сегменте ДМС вырос по сравнению с тремя кварталами 2013 года на 10,4% и достиг 105,11 млрд рублей. И тут, говоря о стабильной динамике, нельзя забывать о регуляр­ной медицинской инфляции. Однако стоит учесть и сущностные факторы наращивания оборота. На увеличение совокупного объема собранных меди­цинскими страховщиками премий сыграла ориен­тация на работу с физическими лицами, разработка нишевых продуктов, нацеленных именно на част­ных клиентов, – онкострахования, мигрантских полисов. В начале 2015 года операторы ДМС стали осваивать новые каналы продвижения: например, СК «МАКС» запустила продажи полисов в своем интернет-магазине.

Страховщики надеются, что в 2015 году на рынке сохранится позитивная динамика: по оптимистич­ному прогнозу, рост объема собранных премий дотянет до 10%, по пессимистичному – остановится на уровне 6%. «Очевидно, что общая ситуация не бу­дет способствовать значительному росту, – полагает Евгений Гуревич из «Росгосстраха». – Тем не менее мы ожидаем, что рынок ДМС в 2015 году прибавит обороты, правда, темп прироста вряд ли обгонит инфляционный показатель, в основном объем соби­раемых премий будет нарастать за счет увеличения стоимости страхования». Светлана Жукова из «ВТБ Страхования», вспоминая кризис 2008-2009 годов, который продемонстрировал увеличение количества обращений застрахованных пациентов за медуслу­гами, прогнозирует рост убыточности страховых договоров: «Сотрудники боятся потерять работу и пакет ДМС, а потому активнее его осваивают, соответственно, выплаты страховщиков растут».

Потери корпоративного сегмента страховые ком­пании надеются частично компенсировать за счет прямых продаж. «Страховщики, которые занима­ются массовым ритейлом программ медицинского страхования для физических лиц, говорят, что у них открываются хорошие перспективы. Они рассчиты­вают, что в период нестабильности граждане будут стремиться покупать полисы ДМС», – объясняет надежды коллег Светлана Певнева.

дмс, страхование

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»

Светлана Федосимова: «Мы пришли, что называется, по адресу»

Под колпаком у антимюллерова: суть и перспективы демографического проекта ДЗМ

ТОП200 частных многопрофильных клиник по выручке за 2023 год

Евгений Шляхто: «Все устроено так, что особенно далеко ты от проблем не спрячешься»

Линия защиты: как технологии НПО «ЛИТ» ограждают пациентов и медиков от внутрибольничных инфекций