Работодатели, взявшиеся резать социальные пакеты, в первую очередь прицелились на затраты по обеспечению своих сотрудников полисами ДМС. Чтобы сохранить эту опцию хотя бы номинально, корпоративные клиенты откликаются на оптимизационные предложения медицинских страховщиков. В 2015 году пользователям программ ДМС придется лечиться в медучреждениях классом ниже, довольствоваться ограниченным набором услуг и приплачивать за свои полисы. Ориентируясь на кризисные настроения аудитории, операторы ДМС ждут замедления темпов роста рынка, а клиники – неминуемого сокращения потока корпоративных пациентов.
По оценкам игроков страхового рынка, стоимость программ ДМС в начале 2015 года выросла в среднем на 10–20%. Естественно, толчком для увеличения тарифов стал пересмотр медицинских прейскурантов. По данным мониторинга VADEMECUM, клиники, откликаясь на девальвацию рубля, подняли цены в среднем на 20%, а по некоторым направлениям – на 50% и более (подробнее об удорожании услуг в негосударственном секторе – в материале «Алчные паруса», VADEMECUM #3-4 от 2 февраля 2015 года).
Операторов ДМС такая ситуация, конечно, не радует. Медицинская инфляция ведет к разногласиям со страхователями, которые в подавляющей части представлены корпоративными клиентами. «Страховые компании всеми силами стараются сдержать рост цен на медуслуги – объясняют клиникам, что повышение тарифов повлечет уменьшение количества клиентов. В настоящее время компании-страхователи не готовы платить за программы ДМС больше, чем в прошлом году, в лучшем случае они готовы платить столько же», – объясняет беспокойство коллег начальник управления продуктами медицинского страхования «РЕСО-Гарантии» Марина Черноморова.
МАСТЕРА ОБРЕЗАНИЯ
Отказ от ДМС или сокращение расходов на эту опцию – стандартный для российских компаний способ экономии бюджета в кризис. Так было в 2009 году, когда, по разным оценкам, 60% компаний отменили бесплатное ДМС для сотрудников, а доля россиян, имеющих полисы ДМС, по данным Национального агентства финансовых исследований, снизилась вдвое – с 18% до 8,5%. Тогда под нож попали социальные бюджеты не только в малом и среднем бизнесе, но и компенсационные пакеты для персонала крупных компаний. Среди отказников в СМИ упоминалась, например, сеть магазинов «Детский мир», оставившая ДМС только для сотрудников московского офиса. Отток клиентов негативно отразился на динамике рынка в целом и на бизнесе отдельных страховщиков, например, страховая группа ERGO в начале 2010 года свернула работу в сегменте ДМС.
Нынешняя ситуация, похоже, складывается еще драматичнее. Как выяснила служба исследований екатеринбургского портала E1.ru, опросившая в ноябре-декабре 2014 года более 600 местных компаний «с насыщенным компенсационным пакетом», в 2015 году от ДМС отказались 89% респондентов.
Сами работодатели предпочитают не комментировать ситуацию с социальными бюджетами – VADEMECUM запросил эти сведения у 10 компаний, но они либо проигнорировали запрос, либо прикрылись соображениями конфиденциальности. Впрочем, в открытом информационном пространстве день ото дня растет количество эмоциональных сообщений о наполнении корпоративных соцпакетов. «Полис ДМС стал смешным – все платные больницы отменили, остались бесплатные, в которые и так можно сходить, по полису ОМС», – высказалась в адрес страховой программы для сотрудников ОАО «ВымпелКом» пользователь сайта orabote.net по имени Нелли. Как пояснили VADEMECUM в подвергшейся критике компании, еще в сентябре 2014 года при перезаключении договоров ДМС расходы были снижены более чем на 15%. «Такого снижения нам удалось добиться без ухудшения качества программы и набора услуг, – подчеркнула директор по компенсациям и льготам ОАО «ВымпелКом» Карина Миронова. – В настоящее время мы не планируем сокращения расходов на эту статью».
Тенденцию подтверждают и страховщики, оговариваясь, что наученные опытом прошлого кризиса корпоративные клиенты стараются сохранить ДМС как таковое, но урезают расходы на приобретение страховки. Заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Татьяна Кайгородова говорит, что сейчас больше половины контрагентов выбирают оптимизацию программ. «В нашем портфеле число клиентов по ДМС не снизилось, – отмечает заместитель директора департамента клиентского сервиса «ВТБ Страхования» Светлана Жукова. – Однако на рынке такая тенденция существует. Оптимизируются программы примерно в 80% договоров». Вице-президент, директор по личному страхованию СОГАЗ (лидер по премиям в сегменте ДМС) Тамара Смирнова также утверждает, что среди корпоративных клиентов отказов от ДМС пока не было, но «на начало 2015 года наблюдается рост числа клиентов, решивших оптимизировать программы».
Оптимизация, как правило, достигается за счет ограничения списка доступных медучреждений и вымывания из программы дорогостоящих медицинских услуг. «Наиболее популярный вариант – изменение ценовой категории лечебных учреждений, когда в программе происходит замена клиник на более демократичные по стоимости без потери в качестве оказываемых услуг», – рассказывает вице-президент, руководитель блока «Медицина» компании «Росгосстрах» Евгений Гуревич.
Маршрутизация пациентов в более дешевые клиники обеспечивается и в ручном режиме – через пульты страховых компаний, когда пациенты обращаются в медучреждение не напрямую, а через консультативно-диспетчерскую службу. Такой вариант обслуживания, по словам вице-президента ЗАО «Марш-страховые брокеры» Светланы Певневой, способен снизить стоимость программы до 15%.
Контрагенты страховых компаний на рынке медуслуг к оптимизации относятся по-разному. В первую очередь тормозить рост цен приходится клиникам, ориентированным на сегмент ДМС, но и они долго с прежними прейскурантами работать не смогут. «Пока мы не повышали цены, но планируем, как только стабилизируется ситуация на валютном рынке. Правда, сильного повышения мы себе позволить не можем. С одной стороны, значительно подорожали расходники, с другой – нас ставят в рамки страховые компании. Мы становимся заложниками ситуации», – сетует руководитель клиники MedSwiss Михаил Тишман.
В то же время резкий ценовой рывок работающим по ДМС клиникам невыгоден, считает руководитель медицинского направления сети «Ниармедик» Олег Рукодайный: «Когда клиника увеличивает средний чек, то страховщик переводит ее в другую ценовую категорию. Это значит, что теперь учреждению надо конкурировать не с многопрофильными клиниками среднего уровня, а с премиальным сегментом. С большой долей вероятности пациенты выберут тех, кто действительно относится к премиум-классу, а клиника потеряет поток».
Впрочем, далеко не все игроки рынка медуслуг готовы корректировать ценовую политику ради сохранения пациентского трафика. Речь идет главным образом о премиальном сегменте, где страховщики вынуждены лавировать между претензиями клиентов, которые хотят за прежнюю цену полиса получать услуги в статусной клинике, и позицией исполнителя, объявляющего цену и не терпящего компромисса.
В номенклатуре услуг, включаемых в программы ДМС, первыми под сокращение подпадают дорогостоящие – плановая госпитализация, стоматология. «Практикуется даже ограничение количества зубов, которые можно пролечить по полису ДМС», – приводит пример Татьяна Кайгородова. После жесткой оптимизации в пакете могут остаться амбулаторно-поликлиническая, экстренная помощь и выезд врача на дом. «При полном исключении стоматологической помощи и плановой госпитализации из комплексной программы ее стоимость может уменьшиться до 30%», – говорит Тамара Смирнова.
Еще одним вариантом экономии бюджета на ДМС могут быть отказ от страхования родственников сотрудника либо ограничение числа застрахованных членов семьи. «Если в компании есть опция медицинского страхования родственников, то это первое, на что смотрят, думая об оптимизации программы. Иногда для родственников предлагается меньшая по объему услуг базовая программа, чтобы сохранить бенефит в целом и при этом сократить расходы», – говорит Светлана Певнева.
ДОПЛАТНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ
На фоне оптимизации могут получить широкое распространение различные механизмы софинансирования полисов, когда работодатели перекладывают часть страховых затрат на сотрудников. Например, компания оплачивает программу ДМС сотруднику и предоставляет ему возможность в том же пакете, но за собственный счет приобрести страховку для членов семьи. «Работодатель может выбрать из наиболее выгодных по стоимости программ и качеству страховщиков, а работник сам решит, нужно ему это или нет. Для него такой вариант окажется дешевле и удобнее, чем если бы он сам пришел в офис страховой компании, – рассуждает заместитель генерального директора компании «Русский Стандарт Страхование» Михаил Копитайко. – Мы предполагаем, что такой механизм в долгосрочной перспективе коснется всех, а корпоративное страхование превратится в розничное, но на рабочем месте, как это происходит, например, в США и Европе. Работник выбирает и несет ответственность за свой выбор, а работодатель компенсирует ему расходы в пределах определенного бюджета».
К подобному гибридному формату продаж на отечественном страховом рынке пока относятся настороженно. По мнению Евгения Гуревича из компании «Росгосстрах», делить оплату страховой премии между работодателем и работником будет эффективно только в том случае, когда страхуется весь коллектив. «Если же система софинансирования предлагается только части работников, то это часто приводит к удорожанию стоимости страховой программы, поскольку увеличивает риски антиселекции, – полагает он. – В этом случае соучаствовать в оплате будут только те работники, которые, скорее всего, будут пользоваться медицинскими услугами по программе. То есть нарушается основной принцип – случайности страхового события и распределения риска».
Долевое ДМС практикуют в компании СОГАЗ, предлагающей тут, как правило, две наиболее востребованные схемы – софинансирование работником фиксированной части страховой премии или приобретение им за свой счет возможности получить дополнительные виды помощи, не включенные в базовую программу.
Долевым является и страхование с франшизой, когда часть стоимости медицинской услуги застрахованный работодателем пациент оплачивает самостоятельно. «Например, полис может обеспечивать оплату 80% стоимости услуги, а человеку нужно будет возместить оставшиеся 20%, – объясняет Марина Черноморова из «РЕСО-Гарантии». Пациент начнет понимать, сколько действительно стоит оказанная ему медпомощь, и будет препятствовать лишним тратам. Чего, конечно, не бывает, когда за него платит компания». Подобный формат предложила всем своим партнерам-страховщикам сеть клиник «Ниармедик». «Мы вели переговоры со страховщиками в течение двух последних лет, – рассказывает Олег Рукодайный, – и особенного интереса этот механизм не вызывал. А теперь стал актуальным, сейчас программа работает в тестовом режиме, ее полноценный запуск состоится в марте».
Тиражировать франшизу, считают эксперты страхового рынка, будет непросто. Главным образом потому, что операторы технически не готовы задействовать этот инструмент, объясняет Светлана Певнева: «В клинике должна быть система, позволяющая разделять счета для оплаты из разных источников. У нас есть такой опыт работы с клиникой «Чайка». Но таких примеров немного».
ОБЪЕМ НАДЕЖДЫ
Рынок ДМС, который из-за отсутствия притока новых клиентов начал проседать в 2011 году, а в 2013-м продемонстрировал пик торможения (прирост оборота тогда составил 5,8% – вдвое меньше, чем в 2012 году), в 2014 году выровнял шаг: за девять месяцев объем страховых премий в сегменте ДМС вырос по сравнению с тремя кварталами 2013 года на 10,4% и достиг 105,11 млрд рублей. И тут, говоря о стабильной динамике, нельзя забывать о регулярной медицинской инфляции. Однако стоит учесть и сущностные факторы наращивания оборота. На увеличение совокупного объема собранных медицинскими страховщиками премий сыграла ориентация на работу с физическими лицами, разработка нишевых продуктов, нацеленных именно на частных клиентов, – онкострахования, мигрантских полисов. В начале 2015 года операторы ДМС стали осваивать новые каналы продвижения: например, СК «МАКС» запустила продажи полисов в своем интернет-магазине.
Страховщики надеются, что в 2015 году на рынке сохранится позитивная динамика: по оптимистичному прогнозу, рост объема собранных премий дотянет до 10%, по пессимистичному – остановится на уровне 6%. «Очевидно, что общая ситуация не будет способствовать значительному росту, – полагает Евгений Гуревич из «Росгосстраха». – Тем не менее мы ожидаем, что рынок ДМС в 2015 году прибавит обороты, правда, темп прироста вряд ли обгонит инфляционный показатель, в основном объем собираемых премий будет нарастать за счет увеличения стоимости страхования». Светлана Жукова из «ВТБ Страхования», вспоминая кризис 2008-2009 годов, который продемонстрировал увеличение количества обращений застрахованных пациентов за медуслугами, прогнозирует рост убыточности страховых договоров: «Сотрудники боятся потерять работу и пакет ДМС, а потому активнее его осваивают, соответственно, выплаты страховщиков растут».
Потери корпоративного сегмента страховые компании надеются частично компенсировать за счет прямых продаж. «Страховщики, которые занимаются массовым ритейлом программ медицинского страхования для физических лиц, говорят, что у них открываются хорошие перспективы. Они рассчитывают, что в период нестабильности граждане будут стремиться покупать полисы ДМС», – объясняет надежды коллег Светлана Певнева.