Коммерческие клиники, повысившие стоимость отдельных услуг, в декабре-январе довели медицинскую инфляцию до 20–30%. Операторы рынка объясняют удорожание медпомощи ростом цен на импортные расходные материалы и усугубившимися операционными издержками. VADEMECUM попытался уловить реактивные настроения рынка и выяснить, какие потери или профиты видят для себя в сложившейся ситуации медицинские предприниматели.
Коммерческие клиники как будто соревнуются в креативности уведомлений о новогодних изменениях в своих прайс-листах. ≪Как бы нам ни хотелось сказать, что последние события никак не коснутся цен в клинике, увы. Наши поставщики подняли цены на 35%≫, – кивает на алчных ≪смежников≫ администрация санкт-петербургской стоматологической клиники ≪Марка≫. ≪Повышение цен неизбежно!≫ – горящими алыми буквами предупреждает главная страница сайта омского медцентра ≪Элита≫. Столичная клиника ≪Лафатер≫ отыграла ту же безысходность, разместив над сообщением о росте цен кадр из фильма ≪Иван Васильевич меняет профессию≫, на котором Иоанн Грозный сопереживает герою романса ≪Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная…≫ в исполнении Владимира Высоцкого.
По данным мониторинга VADEMECUM, обращения подобного содержания разместили на своих интернет-ресурсах около 100 независимых медицинских учреждений. Разброс планируемой индексации – от 10 до 40%. Причем повышают цены клиники самых разных специализаций и калибров – от многопрофильных медпредприятий до одиночных косметологических кабинетов, локализованных как в городах-миллионниках, так и в райцентрах.
Объекты мониторинга VADEMECUM схожи лишь аргументацией своего ценового волюнтаризма. Доля импорта используемых ими медизделий, а значит, и их зависимость от курсовых колебаний, составляет от 30 до 100%, жалуются участники рынка и приводят такую формулу индексации: поскольку закупочные расходы достигают трети себестоимости медуслуги, то и цена ее вырастает соразмерно.
ЗУБЫ НА ПОЛКАХ
Значительную долю – более 30% – среди объявивших о повышении цен медпредприятий заняли стоматологические клиники. В этом сегменте и самый широкий разброс, а также максимальный уровень индексации – от 10 до 40%. Например, саратовская клиника ≪Мастердент≫ увеличила стоимость своих услуг на 20%. Лечение кариеса с установкой пломбы теперь стоит здесь 1 900 рублей, в то время как средняя стоимость аналогичной услуги в других городских медучреждениях держится на уровне 1 400–1 500 рублей. Еще один ≪рекордсмен≫ – калужская Shevelev Clinic, которая устами главврача Максима Шевелева объявила о повышении цен на разные виды лечения и протезирования на 20–40%. Представители санкт-петербургской ≪Марки≫ подняли цены на регулярные ортодонтические коррекционные манипуляции всего на 10%, однако это распространилось на всех пациентов, включая тех, кто поставил брекеты по акции или в рассрочку. ≪Мы приняли такое решение, чтобы не увеличивать на 35% стоимость каждой дуги, кнопки, эластика, резинки и прочих материалов, которые используются на активации, а предложить вам разумное решение, чтобы вы могли уверенно приходить к своему ортодонту, зная стоимость приема≫, – объясняется на сайте клиники.
Особенная ≪индексационная≫ активность стоматологов обусловлена рекордной долей импорта на этом рынке. По словам гендиректора стоматологического предприятия ≪ВладМиВа≫ Владимира Чуева, зарубежная продукция занимает здесь 95%. Президент ассоциации профильных производителей и дистрибьюторов ≪Стоматологическая индустрия≫ Павел Добровольский оценивает ее вес немногим скромнее. По его словам, в первой половине 2014 года ввезенные из других стран материалы составляли 82% ≪расходников≫: ≪С учетом такой структуры рынка в IV квартале увеличение цен было просто убойным≫.
В среднем собеседники VADEMECUM оценивают повышение цен на стоматологические установки и материалы на уровне 40–50%. По словам руководителя ≪Клиники Доброго Стоматолога≫ Эмиля Агаджаняна, в результате валютных колебаний именно настолько выросли цены на ≪расходники≫, произведенные компанией 3М. На сайте клиники ≪Марка≫, например, говорится, что на 35% повысилась стоимость брекетов известных марок Clarity (3M) и Damon (ORMCO).
Динамику подтверждают и представители профильной дистрибьюторской компании ≪Де Люкс≫. Правда, сами мейджоры эту информацию не комментируют. По мнению Владимира Чуева, некоторые производители пытались сдержать цены на свои продукты в России, но не смогли – из-за спекулятивных аппетитов прочих участников товаропроводящей цепочки: ≪Я общался с одним импортером, он мне сказал, что из-за инфляции они сейчас во всем мире подняли цены на 5–7%, это происходит каждый год. И учитывая, что у нас курс изменился в два раза, они для российских дистрибьюторов дали большую скидку, предоставив им тем самым возможность маневра. Но дистрибьюторы жадные, они тут же повысили цены в два раза≫. Оптовики, конечно же, открещиваются. Представители компаний S.T.I. dent и ООО ≪Авос≫, например, говорят, что цены выросли соразмерно курсу евро: ≪Иных изменений не было≫.
Достоверно соотнести отпускную цену производителей и наценку дистрибьюторов практически невозможно – поставщики меняют прайс-листы в режиме реального времени. ≪В связи с ростом курсов валют цены могут быть выше указанных на сайте≫, – сообщает оптовая компания Dental Baza.
Участники рынка сходятся во мнении, что на конечную стоимость услуги значительно влияет маржа самой клиники. По словам топ-менеджера крупного столичного стоматологического центра, расходные материалы составляют не более 15% себестоимости услуги, остальное – стоимость аренды, коммуникаций, зарплата врача: ≪Повышение цены более чем на 30% во многих случаях граничит со спекуляцией≫.
С клиницистом согласен продавец ≪расходников≫ Владимир Чуев: ≪В структуре цены терапевтической стоматологической услуги стоимость материала занимает не более 10%, поэтому двукратное подорожание означает, что некоторые врачи просто жульничают≫. Многие стоматологи, добавляет он, чтобы не повышать цены, начинают переключаться на отечественные продукты: ≪Продажи нашего интернет-магазина за весь 2010 год составили около 1 млн рублей, а в декабре 2014 года мы за один месяц продали в онлайне продукции на 980 тысяч≫.
О выигрышности адекватной ценовой политики в кризис говорит Эмиль Агаджанян: ≪Мы, например, подняли цены на 11%, и это было жестко высчитано, цифра не была взята с потолка. А тот, кто поднял цены на 40% и выше, – просто потеряет от этого больше, чем получит≫.
СТАЦИОНАРНЫЙ РАСХОД
Второй по численности группой предприятий, заявившей о повышении цен, стали многопрофильные медцентры с хирургией или стационаром – к этой категории относится около 20% попавших в мониторинг VADEMECUM клиник. Однако ценовой скачок здесь оказался заметно ниже, чем в стоматологии. ≪В начале года в среднем на 7% выросли цены на некоторые услуги нашей клиники ≪Скандинавия≫, где в основном используются импортные расходные материалы, за исключением одноразового неоперационного белья и самых простых перевязочных средств≫, – говорит гендиректор ООО ≪АВА-Петер≫ Глеб Михайлик. Повысились расценки и в новосибирском многопрофильном медцентре ≪Авиценна≫ – на 10%. ≪Мы используем только импортные расходные материалы, удорожание которых ощутили буквально в режиме онлайн≫, – замечает исполнительный директор ≪Авиценны≫ Татьяна Власова. В структуре затрат стационаров приобретение ≪расходников≫ занимает до 25%, и уже в декабре закупщики медпредприятий отметили резкое подорожание базовых медизделий – перчаток, перевязочных материалов, операционного белья, ваты, шприцов. В этих номенклатурных позициях доля импорта составляет от 30 до 80%.
≪Зарубежные производители продавали продукцию по зафиксированным ранее рублевым ценам примерно неделю, а потом сообщили, что готовы работать строго по валютному прайсу. На более длительное время цены зафиксировал только Paul Hartmann [немецкий производитель, в 2013 году занимал 35% рынка перевязочных материалов в госсекторе. – VADEMECUM]≫, – свидетельствуют в дистрибьюторской компании ≪Медрасходка≫. Представитель Paul Hartmann Анна Глухова, правда, утверждает, что и ее компания меняла прайс-лист: ≪Мы не фиксировали цены, поскольку так же, как и все, зависим от курса евро. Динамика роста зависела от сегмента, для аптек она была одной, в госпитальном сегменте – другой≫.
По оценкам дистрибьюторов, в среднем базовые расходные материалы выросли в цене на 10–30%. Заметнее прочих – примерно на 40% – подорожали шприцы и инъекционные иглы. ≪Весной упаковка игл, например, стоила 700 рублей, а сейчас уже 1,5 тысячи рублей, потому что евро к рублю за это время вырос в два раза, плюс сюда добавилась инфляция. При этом в валюте цены практически не изменились≫, – отмечает представитель торговой компании ≪КЕНЕК≫.
Примечательно, что и отечественные медизделия выросли в цене почти соразмерно импортным. Российские производители, по данным компании Meditex, занимают, например, по 61% и 66% на рынке медицинской ваты и бинтов соответственно. Но цена этих товарных позиций в декабре тоже поднялась на 25–40%. ≪С перевязочными материалами цепочка выглядит так: бинты и марля производятся из стопроцентного хлопка, а хлопковое волокно закупается только за рубежом. В связи с ростом курса доллара производители марли вынуждены покупать сырье дороже, чем раньше. Соответственно, вынуждены увеличивать отпускные цены. Стоимость волокна за период роста курсов валют выросла на 25%, что повлекло за собой рост стоимости готовой продукции: ваты, марли, марлевых бинтов≫, – признается представитель рязанской компании – производителя перевязочных материалов ≪Русвата≫.
Пострадал от валютных колебаний и сегмент средств дезинфекции, в котором доля отечественных продуктов, по данным BusinesStat, достигает 80%. Однако и на этой площадке моду диктуют импортеры. ≪Иностранные производители рекомендуют лечебным учреждениям, чтобы их установки работали более качественно, использовать оригинальные дезинфицирующие средства. У них есть аналоги российского производства, но их клиники берут не очень охотно≫, – сетует представитель компании – производителя моющих и дезинфицирующих средств ≪Самарово≫.
Повышение стоимости базовых ≪расходников≫ критично на бизнесе медучреждений не сказалось – в структуре себестоимости медуслуги их цена в зависимости от специализации клиники занимает от 1 до 5%. Гораздо серьезнее по бюджету медпредприятий может ударить рост цен на расходные материалы для высокотехнологичной помощи и специализированного хирургического оборудования. Большая часть, например, кардиологических медизделий закупается за рубежом. Рынок коронарных стентов, по подсчетам Meditex, на 93% состоит из импортной продукции. А отдельные поставщики этих изделий, по словам гендиректора ЗАО ≪Кардиоклиника≫ Надежды Алексеевой, взялись устанавливать цены по курсу доллара или евро на день покупки даже на ту продукцию, что была ввезена в Россию до валютного обвала: ≪Мы сразу прекратили работать с такими компаниями. Остальные поставщики тоже начинают повышать цены, но постепенно, предлагая наряду с непререкаемыми брендами новые, более дешевые расходные материалы других производителей≫.
Некоторые стационары, не дожидаясь ценового взрыва, стараются уже сейчас заменить наиболее дорогостоящие материалы более демократичными отечественными или азиатскими аналогами. ≪Пришлось значительно потратиться, чтобы заранее закупить фирменный контраст для коронографии и ангиографии для 300 пациентов, – признается Надежда Алексеева. – Недавно заказали индийские стенты. Они производятся на европейском оборудовании, неплохо себя зарекомендовали в практике и стоят в два раза дешевле≫. По словам руководителя клиники MedSwiss Михаила Тишмана, его предприятие тоже переходит сейчас на китайскую продукцию – пробирки, перевязочные и другие материалы. ≪Ситуация заставит участников отрасли пристальнее взглянуть на российских производителей – тех, например, кто выпускает качественные перевязочные материалы. Цена отечественных ≪расходников≫ тоже повышается, но не так значительно≫, – прогнозирует гендиректор сети клиник ≪Альфа-Центр здоровья≫ Влада Сайфетдинова.
ПРОБИРНАЯ ПЛАТА
В третий блок кризисного мониторинга VADEMECUM с долей 16% попали частные медучреждения, специализирующиеся на лабораторной и лучевой диагностике. Цены здесь (главным образом по причине слабого импортозамещения оборудования и расходных материалов) выросли на 15–20%.
По оценке гендиректора компании ≪Гем≫ Станислава Гольдберга, если в сегменте реагентов отечественные производители еще присутствуют, то в сегменте пластиковых ≪расходников≫ для лабораторных исследований – пробирками, шпателями, пипетками и тому подобным инвентарем – ситуация с импортозамещением более сложная и повышение цен вполне реально. ≪Пластиковое производство довольно специфическое, оно рентабельно при очень больших объемах выпуска, – говорит Гольдберг. – Поэтому отечественной номенклатуры для импортозамещения в сегменте выпускается не более 15–20%≫. Отсюда и удорожание этих продуктов в среднем на 50%. Еще более драматична ситуация в секторе лучевой диагностики, зависящем от импортных поставок на 90%. Изменения валютного курса повлекли за собой увеличение стоимости аппаратуры, сервисных наборов, отдельных комплектующих, имеющих ограниченный срок гарантии и требующих регулярной замены, а также всех расходных материалов.
≪Если раньше цена одного листа пленки составляла 130–140 рублей, то сейчас выросла до 250 рублей. Для некоторых исследований в среднем необходимо семь-восемь листов пленки. Таким образом, если раньше стоимость только этой части исследования могла составлялять до 1 тысячи рублей, то теперь выросла вдвое≫, – калькулирует председатель правления группы ЛДЦ МИБС Аркадий Столпнер.
И как бы крупные поставщики средств лучевой диагностики ни старались сдерживать ценовой рост сегодня, им вряд ли удастся избежать удорожания в перспективе. По информации VADEMECUM, ≪Рош Диагностика Рус≫, например, в январе увеличила цены на реагенты и инструменты всего на 5–10% и в течение 2015 года других повышений не планирует, если курс доллара ≪не подскочит до 150≫. При этом компания договорилась с партнерами-дистрибьюторами о фиксировании цен на продукцию компании. Осторожно строит ценовую политику на российском рынке и компания Dako, дистрибьютор реагентов и оборудования для иммуногистохимии и молекулярной диагностики.
≪Цены в евро устанавливает отдел маркетинга компании-производителя в Дании, и ежегодное изменение цен, обычно не превышающее роста в 2-3%, в этом году для России не проводилось. В случае снижения спроса производитель будет думать, что делать, однако снижения отпускной цены в валюте на 40% для компенсации рублевых потерь не будет≫, – поясняет представитель ЗАО ≪АМТЕО М≫ Дмитрий Золотарев.
Коммерческий директор GE Healthcare Нина Канделаки говорит, что сейчас компания решает, насколько может измениться цена на сервисное обслуживание, и старается избежать ее значительного повышения в сложившейся ситуации: ≪Нам важно сохранить здесь организацию, которая включает в себя больше 150 высококвалифицированных сервисных инженеров, чей труд надо оплачивать, обеспечивать их непрерывное обучение и поддерживать уровень их профессионализма. Наши клиенты должны быть уверены в возможности компании GE оперативно решать вопросы, связанные с работой нашего оборудования, если таковые возникают≫.
Но сдержанность и рассудительность одних операторов сегмента не отменяет агрессивности, демонстрируемой другими игроками. ≪В некоторых регионах конкуренты уже предлагали нам консолидированно повысить цены на территории, но мы игнорируем такие предложения, – заявляет Аркадий Столпнер. – В условиях кризиса и снижения доходов населения важно удержать пациентский поток, а резкий рост цен здесь сыграет только в минус. Конечно, мы будем повышать цены на услуги, но пока не более чем на 10–15%. Многие компании сейчас, наоборот, стремятся снижать цены, пытаясь таким образом привлечь клиентов, но снижение цены или серьезные скидки на МРТ в нынешних условиях четкий признак снижения качества услуги≫.
ЗАМОРОЗИТЬ ДО ОМОЛОЖЕНИЯ
Операторы рынка эстетической медицины в реактивном замере VADEMECUM представлены долей в 14% клиник, да и здесь замечено лишь повышение цены на отдельные косметологические услуги. Например, московская клиника ≪Мединнова≫ объявила об увеличении на 10% (до 22–26 тысяч рублей) стоимости лазерного омоложения Fraxel. На такую же процедуру, а также на инъекции филлером Рестилайн подняла цену сеть клиник лазерной эпиляции ≪Реднор≫. ≪Выросла стоимость импортных расходных материалов≫, – говорится на сайте компании, где приводится в качестве примера тот же Рестилайн 1 мл, подорожавший с 5 500 до 9 900 рублей.
Импортных продуктов в эстетической медицине действительно критически много. По данным VADEMECUM, 100% рынка имплантатов для груди обеспечивается за счет зарубежных поставок. На рынке косметологии отечественная продукция присутствует, но занимает довольно скромную долю – например, в номенклатуре инъекций на основе гиалуроновой кислоты лишь 13% представлены изделиями российского производства. Впрочем, заметного повышения цен здесь пока не случилось.
Большинство глобальных компаний, поставляющих расходные материалы для российского эстетического рынка, цены заморозили. Представители пластических клиник отмечают, что крупные производители силиконовых имплантатов пообещали не переписывать прайс-листы по крайней мере до 1 февраля. ≪О панике в нашем сегменте медицины говорить рано, – рассказывает пластический хирург Эдуард Шихирман. – Allergan и Mentor, например, цены не меняли≫. В представительствах Allergan и Mentor на запрос VADEMECUM не ответили.
В свою очередь, в Merz Russia нам подтвердили, что индексация цен на филлеры пока не проводилась. В компании надеются, что изменение валютного курса поможет в борьбе с параллельным импортом: расходы на поездку и на сам продукт выросли, поэтому конечная стоимость ≪серых≫ филлеров получается выше той, которую предлагает российским клиентам сам производитель.
Однако, по словам пластического хирурга Андрея Яхонтова, дистрибьюторы некоторых иностранных компаний начали привязывать цену предложения к курсу валют на день покупки, и через месяц-два это коснется всей продуктовой линейки сегмента. ≪Мы работаем с филлерами компании Allergan и знаем, что с 1 февраля цены на них изменятся на 5–20% в зависимости от типа продукта, – говорит главный врач клиники Kremlevka Beauty Лада Терентьева. – Интересно, что уже сейчас самые дешевые продукты, например, мезококтейли, больше других выросли в цене – примерно в два раза. Нити и космецевтика подорожали примерно на 30%≫.
Пока часть клиник ждет повышения цен, некоторые центры эстетической медицины уже сделали приверженность ≪старым≫ ценам маркетинговым инструментом. Клиника ≪Диамед≫, например, широко анонсировала, что ее прайс-лист не изменится до марта 2015 года, и рекомендовала клиентам поторопиться сделать косметологическую или пластическую операцию. ≪Спешите выгодно вложить средства и помните, что лучшая инвестиция – это инвестиция в себя!≫ – гласит объявление на сайте ≪Диамеда≫.
Рост цен на медуслуги в России уже сейчас грозит обогнать показатели кризисного 2009 года. Тогда, по данным Росстата, медицинская инфляция на 4% превысила традиционный показатель, продемонстрировав средний рост цен в индустрии здравоохранения на 13% за год. Сегодня же операторы рынка считают прогноз в 20–30% вполне объективным инфляционным сценарием 2015 года.