В распоряжении VADEMECUM оказалась актуальная на 10 ноября редакция стратегии развития до 2020 года «дочки» ГК «Ростех» – ОАО «Национальная иммунобиологическая компания» (НИК). Стостраничный документ представляет собой детальный план тотального передела рынка госзакупок лекарств. На правах единственного поставщика НИК рассчитывает взять на себя полное обеспечение федеральной программы «Лечение и профилактика туберкулеза», а также поставку АРВ‑препаратов, ЛС против гепатитов В и С, номенклатуры Национального и эпидемического календарей прививок, препаратов крови и плазмы крови человека. А ко всему – добиться весомой доли как производитель и оптовик в программе «Семь нозологий». Вместе все эти сегменты занимают 20% от общего объема бюджетных закупок лекарств, суммарно стоящих в ценах 2013 года почти 300 млрд рублей. Естественно, захват такого рынка без содействия правительства и без государственных денег невозможен. В НИК подсчитали, что на развитие логистических и покупку и возведение производственных мощностей, организацию таможенного терминала с лабораторией контроля качества и прочие менее бюджетоемкие задачи им потребуется 16,3 млрд рублей. Наконец, в документе есть оговорка, что для построения холдинга потребуется стратегический партнер – «лидер российского рынка фармпродукции», в коем легко угадывается «Фармстандарт» Виктора Харитонина.
УКРАИНСКИЙ АКЦЕНТ
По ситуации на 10 ноября гендиректор Национальной иммунобиологической компании Николай Семенов утвердил уже вторую редакцию документа и теперь должен снова собирать замечания по ней коллег из ГК ≪Ростех≫. Источники VADEMECUM, близкие к НИК, говорят, что практически одновременно Семенову приходится решать совсем другие, не менее судьбоносные для госкомпании вопросы. Утверждение долгосрочной стратегии развития НИК происходит на фоне скандала вокруг исполнения ею контракта по снабжению учреждений исправительной системы. В НИК никогда не скрывали, что намереваются построить национального оператора рынка госзакупок. Компания изначально год назад задумывалась ≪Ростехом≫ для того, чтобы взять контроль поставки вакцин по Национальному календарю профилактических прививок (объем закупок на 2014 год – 4,08 млрд рублей). Однако блицкрига у НИК не получилось. Не помогла и протекция от главы ≪Ростеха≫ и министра здравоохранения, которые вместе писали обращение на этот счет к вице-премьеру Ольге Голодец (подробнее об этом см. ≪Укольное ушко≫, VADEMECUM #16 от 26 мая 2014 года).
Впрочем, концепцию единственного подрядчика НИК удалось воплотить в другой бюджетной нише – закупках ЛС и МИ для нужд учреждений ФСИН. Эксклюзив на обслуживание ≪тюремного≫ контракта в 2014–2016 годах был оформлен распоряжением правительства №1193-р от 2 июля 2014 года за подписью Дмитрия Медведева. Как и предполагалось, НИК самостоятельно обслуживать контракт не стала – у молодой госкомпании нет собственной инфраструктуры – и в сентябре провела розыгрыши на общую сумму около 1 млрд рублей (весь трехлетний объем поставки ≪весит≫ 3,4 млрд рублей) среди субподрядчиков. Главными победителями тендеров стали структуры дистрибьютора ≪СИА Интернейшнл≫ (торги завершились 22 сентября, еще при жизни основного владельца компании Игоря Рудинского, скончавшегося после продолжительной болезни 25 октября).
Уже 23 октября вице-премьер Аркадий Дворкович отдал распоряжение о проведении комплексной проверки исполнения контракта с ФСИН (копия документа есть в распоряжении VADEMECUM). Как говорят источники VADEMECUM, поводов для разбирательства оказалось достаточно: во-первых, руководители сразу нескольких исправительных учреждений пожаловались во ФСИН на неудовлетворительное качество снабжения лекарствами; во-вторых, чиновников смутило то, как НИК составляла тендерную документацию; в-третьих, выглядело подозрительным, что розыгрыш завершился практически без экономии бюджетных средств, тогда как в прошлом году, при самостоятельно организованных ФСИН торгах, стартовые цены удалось снизить на 30%. Но больше всего заказчиков, по наблюдениям собеседников VADEMECUM, напрягла политическая нечуткость менеджмента НИК: 52% закупки по МНН аминосалициловая кислота (противотуберкулезный препарат) на общую сумму 212 млн рублей пришлось на препарат Пасконат украинской компании ≪Юрия-Фарм≫, в то время как к отечественной ≪Красфарме≫, выпускающей аминосалициловую кислоту в нужной заказчику дозировке, подрядчик не обратился. В самой ≪Красфарме≫ подтвердить эту информацию VADEMECUM не удалось.
Разбирательство в правительстве еще продолжается, но одна из рецензий – от ФАС – уже готова. Замруководителя службы Алексей Доценко в своем резюме (имеется в распоряжении VADEMECUM) прямых оценок не дает, хоть и называет использованную схему субподряда ≪перепродажей≫. В то же время из его замечаний следует, что цели экономии бюджета при формировании заказа НИК не преследовала: группировала в один лот по несколько МНН, что косвенно ограничивало конкуренцию, и сформировала проекты договоров так, что определить соответствие указанных в них цен на ЛС зарегистрированным предельным отпускным оказалось невозможно.
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Как в НИК намерены реагировать на критику – пока неясно, ответ госкомпании в правительство на момент подписания номера не поступил. Однако нет сомнений, что НИК, невзирая на ≪первый блин≫, намерена последовательно идти к выстраиванию монополии на рынке госзакупок лекарств, и на ближайшие пять лет фронт работ у нее весьма обширный. В распоряжении VADEMECUM есть две версии стратегии НИК на период до 2020 года – в редакциях от 28 октября и от 10 ноября текущего года. Работа над документом, который затем планируется внести в ≪Ростех≫, продолжается и теперь, подтверждают источники VADEMECUM. А простое сравнение двух документов позволяет убедиться: вектор развития НИК для себя определила точно.
В сферу стратегических интересов госкомпании входят пять наиболее привлекательных сегментов бюджетного рынка – это вакцины Национального и эпидемического календарей прививок, номенклатура программы ≪Семь нозологий≫, противотуберкулезные ЛС (в том числе и для нужд ФСИН), препараты крови и средства для лечения ВИЧ и гепатитов. Получается, что из значимых ниш госзаказа в НИК не готовы пока замахнуться только на ОНЛС и региональные тендеры по противодиабетическим препаратам. Но и без них общий объем рынка, который может монополизировать НИК, огромен: по итогам закупочного сезона 2013 года суммарно на бюджетные закупки указанных выше групп препаратов было потрачено около 61 млрд рублей.
Захватывать новые бюджетные рынки компания планирует по отработанной на ФСИН схеме, получая многолетний эксклюзив на исполнение госзаказа посредством прямых распоряжений главы правительства. Права единственного поставщика НИК не намерена просить только на программу ≪Семь нозологий≫, готовясь играть тут на общих условиях.
Разведка боем уже состоялась: на осенних торгах по этой программе НИК выиграла два лота на поставку интерферона бета 1-а (снижение начальной цены составило 1%). В борьбу с ней вступили две компании – ≪Фармстор≫ и ≪Фармстандарт≫, на мощностях которого упаковывается оригинальный препарат, соответствующий этому МНН, – Ребиф от Merck KGaA. К слову, несмотря на то, что НИК изначально продвигала в ≪Семь нозологий≫ дженерик Генфаксон от аргентинской Laboratorio Tuteur (производитель аффилирован с группой ≪Генфа≫, соглашение об СП с которой НИК подписала в сентябре), место Ребифу на государственном рынке тоже нашлось. По информации VADEMECUM, между НИК и ≪Фармстандартом≫ достигнута договоренность о том, что доля Генфаксона в структуре поставки составит 70%, Ребифа – 30%.
Как в НИК объясняют необходимость монополии на остальные группы препаратов? Эксклюзив необходим для того, чтобы перестроить, наконец, компанию-оболочку в серьезный холдинг (его в проектах стратегии уже называют по имени – ≪НацИмБио≫), который сможет ≪определять объем производств иммунобиологических препаратов, распределяя его по производственным мощностям, и управлять мероприятиями по разработке и трансферу новых препаратов и модернизации предприятий отрасли≫.
Кроме того, как полагают в НИК, назначение холдинга единственным поставщиком целевых препаратов позволит сохранять цены на вакцины и препараты даже в тех случаях, когда производство конкретных позиций может быть убыточным, но компенсируется за счет прибыли от других позиций.
О том, как стремительно НИК собирается перевоплощаться в холдинг, свидетельствует прогноз по выручке на шесть лет. По итогам 2014 года госкомпания рассчитывает достичь объема продаж на уровне 3,2 млрд рублей (без НДС), а по итогам 2020 года – зафиксировать оборот укомплектованного активами НацИмБио на отметке в 45,7 млрд рублей (причем доля инновационной продукции в поставках должна достичь 50%), EBITDA – на уровне 11,4 млрд рублей.
ЛЕСТНИЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ
В тексте проекта стратегии, датированном 28 октября, НИК подробно описывает, как собирается достичь целевых показателей. Холдинг НацИмБио должен строиться по модели вертикальной интеграции – развивая компетенции и дистрибьютора, и логиста, и производителя. Перед собой как перед поставщиком НИК ставит несколько задач. ≪Для обеспечения координации поставок иммунобиологических препаратов и заводов-производителей, а также обеспечения контроля безопасности и эффективности импортируемых в Россию препаратов холдингу требуются собственная холодовая цепь транспортировки и хранения продукции в заданном температурном режиме, включающая в себя таможенный терминал≫.
На какой базе в НИК хотят построить национального дистрибьютора? В качестве основы может быть использована холодовая цепь ≪Микрогена≫, а также инфраструктура ≪одного из крупнейших операторов≫, в котором госхолдинг мог бы купить некую долю. Идея создания центра экспертизы качества ЛС ≪на территории специального таможенного поста, включающего лаборатории контроля качества и складские помещения≫ тоже оформлена в проекте стратегии широкими мазками. Но этот ≪мазок≫ уже осмечен: на создание центра входной экспертизы НИК просит из госбюджета 975 млн рублей.
Функционал центра понятен – он должен стать ключевым элементом системы нацконтроля за лекарственным импортом, а заодно начать зарабатывать на ≪растаможке≫ и предоптовом хранении. Эта идея в недрах ≪Ростеха≫ рождается не впервые. В 2011–2013 годах ≪систему национальных распределительных центров≫ в России пыталась строить вместе с компанией ≪Терминал Восток≫ Дмитрия Даина другая ≪дочка≫ госкорпорации – ≪РТ-Биотехпром≫. Об истории проекта VADEMECUM подробно рассказывал в #22 от 25 ноября 2013 года.
Стратегия в сегменте производства у госкомпании самая разнообразная. НИК намерена не только напрямую управлять промплощадками, но и создавать СП с коммерческими структурами. Например, НИК хочет сделать НацИмБио доминирующим игроком на рынке вакцин. Для этого потребуется передать в холдинг ФГУП ≪НПО ≪Микроген≫ и ФГУП ПИПВЭ им М.П. Чумакова (сейчас их условно контролирует Минздрав), а также 55,35% доли ярославского производителя вакцин ≪НТфарма≫ (основной владелец – ≪Роснано≫) и 25,01% доли в рязанском фармзаводе ≪Форт≫. Закрыть обе сделки в НИК хотят уже до конца этого года. Следует уточнить, что совсем ≪убивать≫ частную инициативу на рынке средств иммунопрофилактики ≪дочка≫ ≪Ростеха≫ не планирует: ≪до 30% выпуска отдельных вакцин (например, против гриппа, полиомиелита, гепатита B) в России будет дублироваться предприятиями, не входящими в холдинг≫.
Стать доминирующим производителем противотуберкулезных препаратовНИК рассчитывает, создав СП с иркутским производителем ≪Фармасинтез≫ и получив контроль над курганским ОАО ≪Синтез≫ (контрольная доля принадлежала Игорю Рудинскому, 30% – государству). Кстати, именно курганский завод должен стать площадкой и для развития другого СП – с упомянутой выше ≪Генфой≫, портфель которой ориентирован на программу ≪Семь нозологий≫ (подробнее – в материале ≪Местами не столь отдаленный≫, VADEMECUM #32 от 6 октября 2014 года).
Будут ли в НИК развивать импортозамещение антиретровирусных препаратов и ЛС для лечения гепатитов, пока не определено. Ясно лишь, что укорениться в тренде НацИмБио должен за счет развития у себя полицейских компетенций. В проектах стратегии говорится, что холдинг займется выявлением и борьбой со ≪скрытым≫ импортом, под которым следует понимать локализацию упаковочной стадии производства для получения преференций на торгах.
А вот контроль над сегментом препаратов крови госкомпания хочет выстроить на фундаменте кировского завода ≪Росплазма≫, который ФМБА безуспешно пытается построить с 2004 года. В НИК рассчитывают забрать у федерального агентства этот долгострой и закончить создание промплощадки вместе с партнером, который в документе таинственно обозначен как ≪лидер российского рынка≫. Это размытое определение встречается по тексту еще раз, когда его авторы упоминают о возможности частичной приватизации НацИмБио ≪с сохранением за корпорацией контрольного пакета≫.
≪Приватизация возможна как на ранних стадиях холдинга 2015–2017, так и на более поздней стадии 2018–2020≫, – говорится в проекте. Возможности IPO в госкомпании, впрочем, тоже не отрицают. ≪Лидер рынка≫ – это вполне конкретная сила. А именно – структуры основного владельца ≪Фармстандарта≫ Виктора Харитонина, уточняет близкий к госкорпорации собеседник VADEMECUM.
Как бы то ни было, но без государственных денег все задуманное не воплотить. Объем необходимых инвестиций в проектах обозначен скудно. Приблизительная смета есть только по наладке производства вакцин для Нацкалендаря. В 2015–2018 годах на иммунопрофилактические нужды, по смете, придется израсходовать 16,382 млрд рублей. На инфраструктуру из этих денег уйдет 7,339 млрд рублей, а именно: 600 млн рублей должны пойти на покупку долей в ≪НТфарме≫ и ≪Форте≫ (эти деньги НИК хочет взять в кредит); 91 млн – на НИОКР – НИК возьмет из своей выручки; недостающие 6,648 млрд – безвозвратные бюджетные субсидии. В частности, госсредства планируется направить на создание центра производства компонентов вакцин, опытного предприятия, фундаментальные исследования и так далее.
Еще 8,943 млрд рублей от общего бюджета стратегии должны пойти на локализацию производства вакцин для Накалендаря, в НИК посчитали – ≪невозвратные≫ из них только 750 млн. Как привлечь остальные деньги, стратеги обещают придумать сами.