30 Мая 2024 Четверг

Укольное ушко
Ольга Макаркина Фарминдустрия
26 мая 2014, 16:30
7807

Теория о введении госмонополии на рынке поставок иммунобиологической продукции перерождается в практику

Даже обладая безграничным административным ресурсом, Ростех не смог легко и быстро взять под контроль российский рынок иммунобиологической продукции. Созданная в прошлом году под блицкриг Национальная иммунобиологическая компания только в конце апреля смогла получить лицензию на фармдеятельность. Но теперь процесс огосударствления огромного рынка обещает ускориться. Как стало известно VM, вице-премьер Ольга Голодец предварительно одобрила совместную инициативу глав «Ростеха» и Минздрава Сергея Чемезова и Вероники Скворцовой – сделать госкорпорацию монопольным поставщиком иммунобиологических препаратов в 2014-2017 годах, ввести ограничения по допуску на рынок соответствующей продукции иностранного производства и, наконец, отсрочить для предприятий «дочернего» «Микрогена» переход на GMP. Впрочем, безоговорочной поддержку правительством этого смелого проекта назвать пока нельзя: Голодец просит согласовать предложения в 21 ведомстве, в числе которых, например, Минобороны и ФАНО.

Блицкриг о помощи

В прошлом году «Ростех» весьма рьяно взялся ковать свой вариант биологического щита Родины. Заручившись поддержкой Владимира Путина, а следом взяв в союзники Минздрав (это сотрудничество сами они назвали «биотехнологическим кластером»), госкорпорация начала подготовку к созданию монополии на рынке госзакупок иммунобиологической продукции, главным образом на торгах Национального календаря прививок. Основные успехи главы госкорпорации на этой ниве – переподчинение «Ростеху» двух крупнейших отечественных производителей вакцин – НПО «Микроген» и Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова, а также учреждение специальной дочерней структуры – ОАО «Национальная иммунобиологическая компания» (НИК), которое и призвано стать центральным оператором новой монополии. На этом достижения пока заканчиваются. Провести блицкриг, взяв согласно первоначальному плану в начале 2014 года тендеры Нацкалендаря, НИК не смогла. По сути, полноправным игроком рынка профильная «дочка» «Ростеха» стала всего месяц назад, когда получила лицензию №ФС-99-02-003859 на осуществление фармдеятельности.

Очередной подход к биологическому щиту действующие союзники Вероника Скворцова и Сергей Чемезов сделали в апреле, попросив вице-премьера Ольгу Голодец стать лоббистом интересов кластера. В распоряжении VM оказались копии соответствующего обращения чиновников от 3 апреля и последовавшего за ним распоряжения вице-премьера, датированного 29 апреля (до заинтересованных ведомств оно добралось на прошлой неделе).

Скворцова и Чемезов (в таком порядке следуют подписи авторов письма) предваряют просьбы рассказами о «бурном развитии биологии», «динамичном изменении эпидемической обстановки в мире» и, как следствии первого и второго, «гармонизации и качественной смене календарей профилактических прививок и ассортимента вакцин». Те же процессы происходят и в России, однако пользу от этого зачастую получают не отечественные игроки, а зарубежные.

Лирическое наступление

Далее по тексту идет весьма интересный пассаж. Авторы письма в качестве примера следования Россией общемировой тенденции приводят прошлогоднее решение об увеличении бюджета Нацкалендаря с 6,165 млрд до 9,936 млрд рублей для закупки новых вакцин. Дополнительные средства, как известно, пойдут на закупку пневмококковой вакцины. Однако ни одного из двух ее производителей (GSK и Pfizer) или их отечественных партнеров («Фармстандарт» и «Петровакс» соответственно) Чемезов и Скворцова прямо не называют, но вполне прозрачно намекают, что степень локализации производства ни в том, ни в другом случае достаточной не считают: «Вместо полной передачи технологий зарубежные производители сложной иммунобиологической продукции предлагают организовать на территории РФ завершающие стадии ее производства, таким образом, возрастает риск выхода на рынок «отечественных производителей», не в полной мере контролирующих состав своих иммунобиологических продуктов, созданных на основе последних достижений генной инженерии, а также зависимых от объемов поставок в страну их исходных компонентов». Сам факт наличия в тексте, соавтором которого выступает глава Минздрава, такой недвусмысленной оценки рыночных стратегий GSK и Pfizer (о борьбе двух компаний за контроль над рынком пневмококковой вакцины см. VM #13 от 21 апреля) уже вызвал дискуссии среди посвященных лоббистов. По их мнению, таким образом Вероника Скворцова, чье ведомство уже успели заподозрить в симпатиях к Pfizer, хочет показать, что останется «над схваткой»: и GSK, и Pfizer будут бороться за долю на тендерном рынке по правилам.

Впрочем, затем логика письма выруливает к оценке непростой судьбы национальных производителей: они должны, «выполняя аналогичные исследования и преодолевая патентные препятствия», при меньшем объеме выпуска обеспечивать ценовую конкурентоспособность продукции в рамках конкурсных процедур. При этом Чемезов и Скворцова сетуют, что проигрыш на одном конкурсе может остановить сбыт продукции отечественного предприятия на целый год, «зачеркнув усилия по разработке и запуску в производство новой продукции». И все это при том, что существующие формы преференций для отечественных производителей сильно на руку не играют, уверены Чемезов и Скворцова: «Приоритет, отдаваемый российскими производителями поставкам по фиксированным ценам в рамках исполнения государственных заказов на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, не обеспечивает инвестирование в реконструкцию и техническое перевооружение государственных предприятий, в том числе в целях их соответствия действующим нормативам».

Простая письменная фора

Нарисовав довольно грустную, но драматургически необходимую картину, авторы письма, наконец, переходят к конкретике. Просьб в списке всего три, но выполнение каждой из них многим будет стоить дорого.

Первым делом Чемезов и Скворцова просят, чтобы Ольга Голодец поручила Минздраву совместно с Минэком, ФАС и «Ростехом» подготовить проект правового акта, который бы наделил госкорпорацию и ее зависимые компании правами единственного поставщика иммунобиологической продукции на текущий год, а также на 2015–2017 годы.

Следующая просьба «весит» не меньше. При помощи заинтересованных ведомств соавторы обращения просят проработать вопрос ограничений на допуск импортных иммунобиологических препаратов при наличии аналогичных отечественных препаратов и мощностей в России. Соответствующий документ предлагается подготовить Минпромторгу, Минздраву и Минэкономразвития.

Характер же третьей просьбы говорит о том, что руководители биотехнологического кластера постарались учесть предварительные замечания коллег из других ведомств и готовы к ситуативным компромиссам. Еще полгода назад Скворцова и Чемезов просили отложить момент введения стандарта GMP для иммунобиологических препаратов до принятия нового закона «Об обращении иммунобиологической продукции» (см. VM# 2 от 20 января 2014 года). Однако такую законотворческую инициативу восприняли в штыки Роспотребнадзор и ФАС. Теперь уже чиновники более конкретно обозначают свои пожелания: Ольге Голодец предложено обязать Минпромторг и Минздрав подготовить проект нормативного акта о переносе срока перехода на GMP только по отношению к государственным иммунобиологическим производителям или к компаниям, 100% акций которых находятся в федеральной собственности или переданы в качестве иммунобиологического взноса «Ростеху». Новый дедлайн тоже конкретный и реалистичный – 1 января 2020 года.

Вице-премьер Голодец отреагировала довольно скоро. У VM есть копия ее распоряжения ОГ-П12-3082 от 29 апреля, к которому в том числе прилагалось обращение Чемезова и Скворцовой. В нем чиновница оценок вышеозначенным предложениям не дает, но по сути просьбы руководителей кластера выполняет. Резолюция краткая: «Рассмотрите совместно с ГК «Ростехнологии» и о результатах проинформируйте правительство <…> По вопросам, требующим решения правительства, <…> внесите согласованные предложения». Данное распоряжение адресовано руководителям Минздрава, Минпромторга, Минэкономразвития, ФАС и Роспотребнадзора.

По информации VM, подобных поручений из-под пера Голодец вышло больше. Всего в обсуждении кардинальной перетряски иммунобиологического рынка должны принять участие 21 госструктура, в том числе Минобороны, РАН и стоящее над ним созданное в прошлом году ФАНО. Иначе говоря, от Сергея Чемезова и Вероники Скворцовой потребуется еще немало усилий, чтобы форсировать процесс создания госмонополии на рынке вакцин. 

иммунно-биологические препараты, ростех, микроген

«С уходом итальянцев рынок маркировки в России ожидает ренессанс»

Платформа и содержание: как минимизировать риски профвыгорания медиков

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция