22 Мая 2024 Среда

От лишних боевой и политической подготовки
Михаил Мыльников Госзакупки Импортозамещение Мединдустрия
11 января 2018, 9:00
Заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович и председатель совета директоров ГК «Ренова» Виктор Вексельберг
Фото: sk.ru
8151

По предновогодней традиции Минпромторг предложил расширить список медизделий (МИ) отечественного производства, получающих в госзакупках преимущество перед иностранными аналогами. Нынешнее расширение удивляет хотя бы потому, что за прошедший год недееспособность протекционистского правила «Третий лишний» стала еще очевиднее – заказчики и дистрибьюторы вовсю его саботируют, а объем госзаказа российской продукции как минимум вдвое меньше целевых 40%, заявленных в программе «Фарма‑2020». В то же время модной темой импортозамещения пользуются игроки, которым удается получить гарантии госзаказа, а лучше – статус единственного поставщика.

ПРИЖАТЫЕ К СТЕНТУ

В начале 2018 года вступит в силу обновленное постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 года №102, ограничивающее доступ импортных медизделий к госзакупкам. Количество категорий МИ,подпадающих под действие правила «Третий лишний», перевалит за 130, на этот раз – за счет аппаратов УЗИ, оборудования для лучевой терапии, стоматологических изделий, одноразовых расходных материалов, искусственных хрусталиков и ряда других номенклатурных позиций. Предыдущая редакция списка значительно увеличить на рынке госзакупок долю отечественной продукции не помогла: в 2015–2017 годах этот показатель, по данным «Росмедпрома», колебался в районе 19,4–19,8%.

Поспособствовали этому заказчики, которые, в нарушение 102-го постановления и при  деятельном участии дистрибьюторов, составляли техзадания конкурсов под конкретные импортные изделия даже в тех сегментах, в которых есть сопоставимая по качеству отечественная продукция. Факты сговора заказчиков и поставщиков МИ на протяжении всего года подтверждала ФАС России, выявлявшая миллиардные картели, правда, без конкретизации предмета госзакупок. У антимонопольной службы сложился особый взгляд на протекционизм: ФАС предложила смягчить правило «Третий лишний» и пустить на торги тех иностранцев, которые предложат цену на 25% ниже начальной. Этот смелый проект, отправившись на межведомственное согласование, до конца года принят не был.

Так или иначе, по-прежнему политически актуальное импортозамещение подогрело интерес к отрасли со стороны инвесторов, пообещавших вложить в запуск и расширение производства МИ более 22,4 млрд рублей, причем без всяких официальных гарантий госзаказа. Всего в 2017 году было анонсировано более 20 инвестпроектов в различных сегментах рынка – одноразовые изделия из ПВХ, шприцы, реагенты для лабораторной диагностики и другие (подробнее – в  таблице «Куда девайсы»). Среди них – мегазаявка российско-китайской компании «НТМ», которая планирует построить в Ульяновской области «крупнейший в Европе», как значится в презентации, медкластер по производству УЗИ и МРТ. Совокупные инвестиции в проект оцениваются в космическую для отрасли сумму – $1,5 млрд.

Ассоциация отечественных производителей «Росмедпром», разочаровавшись в «Третьем  лишнем», прошедшим летом предложила Правительству РФ ежегодно составлять список поставщиков выпускаемых в России МИ, которым будет гарантирован госзаказ – пусть не на полный объем локально производимой продукции, но хотя бы на 25% выручки от ее продаж за предыдущий год. То есть фактически выбирать единственных поставщиков в каждом сегменте рынка.

Контроль за формированием перечня надежных партнеров государства ассоциация предложила доверить ФАС и Минфину. За прошедшие с тех пор полгода инициатива в реальный документ так и не трансформировалась.

В отличие от коллективного лоббизма и нормотворчества, самостоятельные попытки ряда российских компаний получить преференции на госзакупках оказались более эффективными. Раньше прочих тему гарантий госзаказа освоила компания «Стентекс» Виктора Вексельберга. Еще в 2015 году «Стентекс», не обладавший собственным производством (оно появилось только в  2017 году) стентов и катетеров, а переупаковывавший изделия глобальной корпорации Medtronic, умудрился, согласно постановлению Правительства РФ №855-р, получить статус единственного поставщика (подробнее – в материале «Показательная распорка», Vademecum #2 (137) от 6 февраля 2017 года). И хотя медучреждения получили не обязанность, а право закупаться у «Стентекса» напрямую, эффект обретения статуса оказался весьма ощутимым – за 2017 год, по данным СПАРК-Интерфакс, объем госконтрактов компании взлетел с нуля до 805,8 млн рублей.

Особое положение «Стентекса» на рынке объемом около 8 млрд рублей, естественно, не устроило других отечественных производителей аналогичной номенклатуры МИ. Крупнейший из них – новосибирский «Ангиолайн» – не только попытался довести свое негодование по этому поводу до федерального правительства, но и вступил в открытый конфликт с Виктором Вексельбергом. Глава ГК «Ренова», пропагандирующий продукцию «Стентекса», в октябре 2016 года заявил в интервью телеканалу «Россия 24», что в стране «полукустарным методом производится чуть больше тысячи коронарных стентов, все остальное – импорт». Представители «Ангиолайна» немедленно выступили с ответным заявлением: в стране действуют несколько достойных профильных производителей (пензенские «НаноМед» и «Мединж», а также тульский «Стентоник»), и слова Вексельберга наносят ущерб их репутации. Правда, доказать в арбитраже репутационные потери «Ангиолайну» не удалось.

Минпромторг, между тем, подготовил летом 2017 года проект правительственного постановления, согласно которому поставки стентов и катетеров планировалось передать в руки единственного поставщика до 2024 года: контрактер, согласно этой модели формирования госзаказа, получал возможность отгружать медизделия в 284 медучреждения, а цены закупки привязывались к стоимости стентов и катетеров именно у «Стентекса». В этой редакции, однако, документ принят не был. В конце августа в свет вышло поручение вице-премьера Аркадия Дворковича разработать справедливую модель централизации госзакупок в отношении коронарных стентов и катетеров (подробнее – в материале «Назло надменному сосуду», Vademecum #15 (150) от 11 сентября 2017 года). В Минпромторге Vademecum пояснили, что проект постановления был доработан по итогам консультаций с экспертным сообществом, производителями и органами власти, а также «проведенного анализа ситуации на рынке». «Некоторые организации не подходили под критерии, предусмотренные предыдущей версией проекта постановления об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий и катетеров», – подчеркнули в министерстве.

В результате 4 декабря 2017 года было подписано правительственное постановление №1469, в котором уже не было никаких списков, а говорилось лишь о том, что заказчик имеет право отклонять заявки иностранных поставщиков – в случае, если на конкурс выйдет хотя бы один российский производитель. Какой именно, в документе не уточняется.

Предложенную схему работы участники рынка восприняли как эксперимент, недаром и  действовать модель будет лишь до 1 июля 2018 года.

Куда девайсы.png

МИ, НИЖЕПОДПИСАВШИЕСЯ

Похожее действо развернулось на рынке изделий из ПВХ для аппаратов искусственной  вентиляции легких, переливания крови, искусственного кровообращения и плазмафереза, годовой оборот этого сегмента госзаказа оценивается в 12 млрд рублей. В августе 2017 года увидели свет постановления Правительства РФ №967 и №968, определившие критерии включения компании в реестр поставщиков этой группы МИ – наличие в его портфеле не менее семи регистрационных удостоверений и семи патентов на медизделия, а также зафиксированные как минимум 700 млн рублей выручки компании от продаж профильной продукции за последние три года. Единственным участником реестра оказалось АО «ГК «Медполимерпром». По данным СПАРК-Интерфакс, эта молодая, зарегистрированная в мае 2016 года компания аффилирована с ТД «Медполимерпром» Алексея Борисова. У торгового дома, как сказано на его сайте, есть три производственные базы – в Подмосковье, Ленинградской и Калининградской областях. Выручка ТД «Медполимерпром», по тому же СПАРКу, в 2016 году составила 318,2 млн рублей. Примечательна фигура и еще одного совладельца АО «ГК «Медполимерпром» – это известный в отрасли предприниматель, экс-председатель совета директоров фармацевтической ГК VAM Евгений Спектор. Судя по всему, он лично занимался GR-продвижением «Медполимерпрома» и его продукции на рынке госзакупок: например, 6 апреля 2017 года Спектор, как и Виктор Вексельберг, принял участие в совещании у Аркадия Дворковича в   резиденции вице-премьера «Горки», где обсуждались меры поддержки локализации производства МИ. Представителей других компаний на этом мероприятии не было.  Известно также, что удачливый участник ПВХ-реестра заключил партнерский договор с МПК «Елец» о строительстве производства мощностью 36 млн инфузионных систем в год. Общий объем инвестиций в проект составит 980 млн рублей, запуск предприятия должен состояться в  начале 2018 года. Заодно  группа анонсировала планы по строительству нового предприятия в  Дубне. Вложить в этот подмосковный объект предполагается 4 млрд рублей, дата запуска в  презентации начинания указана не очень точно: 2019–2023 годы. Несмотря на это, к прямым поставкам «Медполимерпром» уже приступил, правда, пока объем заключенных молодым игроком госконтрактов, по данным СПАРК-Интерфакс, не превышает 10 млн рублей.

Других отечественных компаний, которые могли бы войти в реестр, вообще-то немного – тот же липецкий МПК «Елец», принадлежащий компаниям «Нацимбио» и «Марафон Фарма», курганский «Синтез» и, наконец, подмосковный завод «Виробан». Последнее предприятие, входящее в ГК «Дельрус», особенно возмутилось особым положением «Медполимерпрома». По многим адресам – в администрацию Мособласти, Росздравнадзор, Минздрав и Правительство РФ – за подписью гендиректора «Виробана» Евгения Курдюкова полетели письма одинаково гневного содержания: автор считает, что постановления №967 и №968 «фактически устраняют рыночную конкуренцию», а требования к потенциальным поставщикам изначально составлены под конкретную компанию.

Не дождавшись внятного ответа на петиции, «Виробан» направил в Верховный суд иск к Правительству РФ с требованием отменить антиконкурентные постановления. Первое заседание по делу запланировано на 21 февраля 2018 года. В «Медполимере» прокомментировать Vademecum ситуацию отказались. Представители Минпромторга, отвечая на запрос Vademecum, отметили: оспариваемые «Виробаном» правительственные решения не запрещают поставку медизделий из ПВХ иных производителей.

Модель определения единого поставщика, утверждает близкий к Минпромторгу источник Vademecum, мотивирована благой целью – отказаться от работы с дистрибьюторами МИ, по сути, диктующими правила игры на тендерном рынке. По данным Аналитического центра Vademecum, в 2016 году сотня крупнейших поставщиков МИ взяла почти половину (42%) госконтрактов на общую сумму свыше 112 млрд рублей. Напрямую производители на торги практически не выходили: среди ТОП20 поставщиков сегмента собственные промплощадки имеют только ГК «Дельрус», предприятия Минтруда и соцзащиты РФ, а также входящий в ГК «Ростех» холдинг «Швабе».

В ФАС модель единственного поставщика восторга не вызывает. По словам заместителя руководителя службы Рачика Петросяна, антимонопольное ведомство остается «горячим сторонником отбора поставщика или исполнителя конкурентным способом, так как, в отличие от закупки у единственного поставщика, он способствует прозрачности осуществления закупки,   развитию конкуренции и более эффективному расходованию бюджетных средств». Генеральный директор аналитической компании MDPro Алексей Ванин тоже считает эту модель ущербной, но по другой причине: единственный поставщик, по его мнению, должен четко придерживаться утвержденной «дорожной карты» и исполнять обязательства, «так что не каждый согласится идти в подобные проекты». Действительно, тот же «Медполимерпром» к 2024 году обязан полностью обеспечить потребность рынка госзаказа в ПВХ-изделиях, а к 1 января 2025 года – экспортировать не менее 30% от объема производства.

К статусу единственного поставщика можно прийти и другим путем – через заключение специнвестконтракта (СПИК). Это соглашение между Правительством РФ и/или региональными властями и инвестором предполагает обязательство компании по локализации производства в обмен на преференции. А если инвестиции достигают 3 млрд – то и право претендовать на долю госзаказа. В 2017 году на СПИК решилась российско-китайская «Снабполимер Медицина»: компания планирует построить два завода по производству саморазрушающихся шприцев – в Краснодарском крае и Нижегородской области. Обе заявки «Снабполимер» направила в Минпромторг еще летом, но к заключению СПИКов пока не приблизилась.

медизделия, медицинские изделия, импортозамещение, фас, медполимерпром, вексельберг, стентекс, снабполимер, спик, третий лишний
Источник: Vademecum №22, 2017

«С уходом итальянцев рынок маркировки в России ожидает ренессанс»

Платформа и содержание: как минимизировать риски профвыгорания медиков

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция