15 Мая 2024 Среда

Не полио перейти
Тимофей Добровольский, Мария Сидорова Госзакупки Импортозамещение Мединдустрия
5 января 2018, 9:00
Фото: FlashCrimea
7152

Уголовное дело о мошенничестве при закупках лабораторных животных для Федерального научного центра исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова (Институт полиомиелита) грозит отбросить на два года назад разработку первой отечественной инактивированной вакцины от полиомиелита, которая необходима для защиты детей не только в России, но и за рубежом. Правоохранительные органы полагают, что институт закупал часть приматов не только по завышенным ценам, но и без валидных ветеринарно‑сопроводительных документов.

«Институт полиомиелита допускает систематические нарушения при закупке сырья (лабораторных животных и СПФ-эмбрионов) для производства и контроля качества иммунобиологических препаратов, что… ставит под сомнение достоверность испытаний вакцин, а это, в свою очередь, может привести к репутационным потерям РФ, поскольку... продуктом… являются вакцины, используемые как… среди населения РФ (в особенности детей), так и для поставок в другие страны мира», – говорится в письме (есть в распоряжении Vademecum), направленном 10 октября 2017 года в Администрацию Президента РФ (АП) генеральным директором компании «АфроЗоо» Валентиной Бурковой.

Спустя месяц АП известила Буркову, что ее письмо «для получения ответа по существу» направлено в ФАС, РАН, ФАНО, Минсельхоз и Роспотребнадзор. Vademecum запросил названные ведомства о судьбе корреспонденции и получил отклик только от представителей РАН, сообщивших, что подготовили и направили заявителю обстоятельный ответ по ситуации с Центром Чумакова за подписью вице-президента академии Владимира Чехонина. На момент публикации материала компания «АфроЗоо» этого письма не получила. В остальных ведомствах запрос Vademecum проигнорировали.

Вероятность, что Валентина Буркова – лицо заинтересованное, исключить нельзя – ее компания «АфроЗоо» занимается поставками экзотических зверей, и вряд ли она отказалась бы сама стать поставщиком для такого крупного госзаказчика, как Институт полиомиелита, который за два года, по подсчетам Vademecum, закупил яванских макак, зеленых мартышек, хомяков и других животных на 675 млн рублей у ее конкурента – индивидуального предпринимателя Эдуарда Хачатуряна. Но это не умаляет важности заданных вопросов, поэтому Vademecum решил разобраться, насколько обоснованны прозвучавшие обвинения.

ЛОМИЛИСЬ В ДЕСНУ

В расследовании, опубликованном в Vademecum #17 (152) от 16 октября 2017 года под заголовком «Домашняя Танзания по биологии», мы на основе изучения отчетов Россельхознадзора высказали предположение, что Эдуард Хачатурян не только поставлял животных по завышенной, как подозревают следователи, на 457 млн рублей цене (по этому поводу в сентябре 2017 года возбуждено уголовное дело), но и ввозил обезьян на территорию РФ без оформления надлежащих ветеринарных документов.

Вскоре предположения подтвердились – в распоряжение Vademecum попала копия письма от 19 октября 2017 года за подписью и. о. начальника Отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства столичной прокуратуры Ирины Ребриной, направленного в ответ на обращение Валентины Бурковой. Достоверность документа по исходящему номеру подтвердили в приемной прокуратуры.

«В ходе проверок исполнения ФГБУ «ФНЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН» законодательства о закупках для государственных нужд, проводимых прокуратурой Новомосковского административного округа и УВД по ТиНАО ГУ МВД России по г. Москве, выявлены факты поставки животных по ценам, превышающим их рыночную стоимость, а также без ветеринарно-сопроводительных документов», – пишет Ребрина.

На основании подозрений, что документы, по которым Хачатурян ввозил из Узбекистана яванских макак, могут быть фальшивыми, в принадлежащий предпринимателю питомник в поселке Десна была направлена проверка Россельхознадзора. «В ходе проверки не установлено фактического нахождения 330 голов приматов, а также ветеринарных сопроводительных документов на 914 голов», – раскрывает Ирина Ребрина неутешительные результаты ревизии.

Почему Комитет ветеринарии города Москвы, в чью компетенцию входит ветеринарный надзор и предотвращение передачи болезней от животных населению, допустил эту ситуацию, в письме из прокуратуры не сообщается. Одной из причин может быть то, что на руку предпринимателю Хачатуряну, сознательно или нет, действовали сотрудники подведомственного комитету ГБУ «Мосветобъединение». Ветеринары этого учреждения с нарушениями оформляли документы на животных из питомника Хачатуряна и двух аффилированных с ним компаний – ООО «Планета обезьян» и ООО «Приматы», которые поставляли в Центр Чумакова СПФ-яйца [свободные от патогенной флоры. – Vademecum] и лабораторных животных.

Нарушения вскрылись во время внутренней проверки столичного Комитета ветеринарии, после чего руководителю подразделения сделали выговор, а ветеринар Ольга Илюхина, которая подписывала разрешение на транспортировку приматов в Центр Чумакова, была уволена. Прокомментировать ситуацию Vademecum Илюхина отказалась.

Другая причина, вероятно, кроется в неразберихе внутри самого ветеринарного комитета. Его представители в течение трех недель прислали Vademecum два противоречащих друг другу ответа: 17 октября зампредседателя комитета Елена Авдеева сообщила, что комитет в 2016 году обследовал карантинное помещение питомника Хачатуряна в Десне, а 7 ноября первый зампредседателя комитета Петр Кукла сообщил, что контрольно-надзорные мероприятия в отношении питомника предпринимателя не проводились никогда. По словам Куклы, комитет проверял только принадлежащее предпринимателю ООО «Планета обезьян», и то в 2015 году.

Тем временем полицейские, разбирающиеся во взаимоотношениях Института полиомиелита и предпринимателя Хачатуряна, перевели свои изыскания в уголовную плоскость. «По результатам имеющихся признаков мошеннических действий 20.09.2017 возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ [мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение. – Vademecum]», – сообщает представитель столичной прокуратуры. Расследованием занимается УВД по ЮЗАО города Москвы.

ПЛАНИДА ОБЕЗЬЯН

Изучение коммерческой деятельности поставщика животных для Центра Чумакова привело Vademecum к еще одному уголовному делу, содержащему эпизод с подделкой документов. Заявление о мошенничестве в составе группы лиц, среди которых упомянут Эдуард Хачатурян, как выяснил Vademecum, было подано в полицию того же ТиНАО в 2015 году сыном бизнес-партнера предпринимателя Михаилом Волковым. Дело до сих пор не закрыто и находится на контроле Главного следственного управления МВД по городу Москве.

На этот раз разбирательство касается земельного участка в селе Красная Пахра на 47-м км Калужского шоссе, где сейчас располагается созданное Хачатуряном в 2015 году ООО «Планета обезьян». Волков обвинил Хачатуряна и его пособников в отчуждении участка по фальшивым документам.

Фабула такова: в 2010 году этот земельный участок принадлежал бизнес-партнеру Хачатуряна, руководителю Россельхознадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Алексею Волкову.

На деньги Волкова они с нуля строили на ней зоопарк, в который Хачатурян планировал поставлять экзотических животных, рассказывает занимавший в то время должность гендиректора зоопарка Станислав Прасолов. Когда зоопарк был построен, Алексей Волков подарил землю своему сыну Михаилу, который фактически не мог ею пользоваться, поскольку 14 января 2015 года на территорию в сопровождении сотрудников ЧОП пришел Эдуард Хачатурян, рассказывает сестра Алексея Ирина Волкова, и, объявив, что теперь земля принадлежит некоему Олегу Локаткину, выгнал всех работников зоопарка. При этом Хачатурян показал выписку из Росреестра, подтверждающую, что землей владеет Локаткин.

«Они ворвались, начали ломать замки в сувенирном магазине. Мы вызвали полицию, они приехали, но, увидев документы, развели руками», – вспоминает сменивший Прасолова на посту гендиректора зоопарка Дмитрий Синицын. Полицейских тогда остановили документы, доказывающие, что, согласно договору купли-продажи от 30 ноября 2014 года, Михаил Волков якобы продал участок площадью 23 тысячи кв. м некой Дилнозе Рахматуллаевой за 45 млн рублей. А та спустя две недели перепродала землю Локаткину.

Когда началось разбирательство, Волков заявил, что не продавал землю Рахматуллаевой и подпись на договоре не ставил. В Троицком районном суде он доказал, что договор – фальшивый: решением от 29 мая 2017 года (есть в распоряжении Vademecum) суд постановил вернуть землю прежнему владельцу.

В результате еще одного судебного разбирательства, на этот раз между Волковым-старшим и Хачатуряном, судебный пристав Никулинского подразделения ФССП Марина Минец 10 сентября 2015 года арестовала питомник Хачатуряна в Десне, так как суд признал за ним долг в 27 млн рублей (постановление о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества есть в распоряжении Vademecum).

Получить комментарий Эдуарда Хачатуряна не удалось: несколько источников Vademecum сообщили, что предприниматель покинул Россию, несмотря на запрет выезда за рубеж, наложенный судебными приставами.

МАКАКА-РЕЗВОСТЬ

В Центре Чумакова закупки по завышенным ценам не комментируют, а прием животных без документов отрицают. «В питомнике данного поставщика условия содержания, кормления, надзор и клиническое состояние животных находятся на высоком уровне. Требуемые при поставке документы мы проверяем всегда. Иные аспекты деятельности наших поставщиков не являются сферой наших интересов. Наличие животных [у Хачатуряна. – Vademecum] сыграло решающую роль в разработке отечественной инактивированной полиомиелитной вакцины, которую мы успешно завершили и планируем передачу документов на клинику», – сообщила Vademecum в октябре 2017 года коммерческий директор Института полиомиелита Екатерина Кордубан.

Заниматься разработкой первой российской инактивированной полиомиелитной вакцины (ИПВ) Центр Чумакова начал в 2015 году. На работу ушло два года – в октябре 2017 года было объявлено, что доклинические исследования новой вакцины завершены и в Минздрав подана заявка на проведение КИ.

«В условиях глобального дефицита ИПВ и сложной международной обстановки наличие собственной инновационной вакцины является гарантией эпидемиологической безопасности страны», – цитировались в пресс-релизе по торжественному поводу слова директора центра Айдара Ишмухаметова.

Перебои с поставками ИПВ на мировом рынке, по мнению представителей центра, обусловлены резким увеличением спроса, вызванным запланированным ВОЗ поэтапным переходом к использованию ИПВ в развивающихся странах.

«После практически полного прекращения поставок ИПВ зарубежного производства в Россию летом текущего года правительство было вынуждено выделить из Резервного фонда почти 1,2 млрд рублей на закупку дорогостоящей многокомпонентной вакцины с ИПВ-компонентом, которая была использована для выполнения планов вакцинации, оказавшихся под угрозой срыва», – объясняют в Центре Чумакова стратегическое значение своей разработки.

КИ новой ИПВ еще не начались, а на сайте Центра Чумакова появилось сообщение: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) официально предложил учреждению поставлять эту вакцину за рубеж для Международной программы по борьбе с полиомиелитом.

Какие последствия для «иммунобиологического щита Родины» и международной деятельности центра может иметь скандал с поставками лабораторных животных без надлежащей документации?

Международные организации в вопросах чистоты доклиники полностью полагаются на мнение национальных регуляторов.

«Прежде чем выдавать разрешение на использование вакцины, национальные органы страны-производителя должны проверить ее на соответствие лицензионным требованиям… Вам следует запросить у национальных органов здравоохранения требования к лицензированию вакцин и соотнести их с произошедшим», – рекомендовала Vademecum представитель Европейского регионального бюро ВОЗ Люба Негру.

«Контроль качества вакцин, приобретенных учреждениями ООН, в том числе ЮНИСЕФ, – это ответственность национального регулирующего органа», – подтвердила Vademecum сотрудник отдела снабжения ЮНИСЕФ в Копенгагене Энн Бойер.

«В случае если животные, на которых тестировалась вакцина, были ввезены в страну незаконно и не обследовались на общие с человеком болезни, нужно ставить вопрос о дополнительной проверке полученных результатов регулирующими органами. Это прерогатива Росздравнадзора и Министерства здравоохранения», – полагает исполнительный директор Ассоциации организаций по клиническим исследованиям (АОКИ) Светлана Завидова.

Если выяснится, что доклинические исследования действительно были проведены с критическими нарушениями, два года работы центра пойдут насмарку, не говоря уже о международной репутации. По состоянию на 24 ноября 2017 года в Реестре выданных разрешений на проведение клинических исследований лекарственных препаратов ИПВ от Центра Чумакова пока не упоминаются.

полиомиелит, институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им. м.п.чумакова, институт полиомиелита, животные, госзакупки, планета обезьян
Источник: Vademecum №20, 2017

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС