«На наш взгляд, и жизнь нам подсказывает, что лоббистам удалось внести в законодательство о госзакупках несколько эффективных обходных маневров, которые увели больше половины закупок в «серое» поле. То есть мы вернулись туда, где были в 90-е годы», – сообщил Артемьев во время пресс-конференции в Федеральной антимонопольной службе во вторник, 1 марта.
По данным Игоря Артемьева, около 90% всех госзакупок осуществляются у единственного поставщика. В 48% случаев товары или услуги закупаются напрямую, в 41,8% случаев происходит «сокрытие закупок у единственного поставщика путем подмены их наименования». ФАС приводит распространенные примеры переименованных закупок: «чрезвычайная закупка», «безальтернативный выбор», «выбор предложений из сводного прайс-листа».
«Сейчас бизнес вообще никак не защищен. Если я государственный служащий, я могу провести торги – и я заранее знаю результат, а значит, это все называется профанацией», – заявил Артемьев, добавив, что, согласно данным ФАС, около 85% служащих, организующих торги, заранее подгоняют критерии оценки заявок под нужный им результат.
Встречи Артемьева на правительственном уровне должны состояться уже на этой неделе.
Как сообщалось ранее, ФАС выиграла суд у Минздрава о нарушениях в конкурсной документации к госзакупке.