В апреле 2015 года Минздрав на сайте zakupki.gov.ru объявил конкурс на исследовательскую работу по оценке радиационных рисков Чернобыльской аварии для жителей России и Белоруссии, подвергшихся облучению. Согласно условиям конкурса, требовалось сформировать группы повышенного радиационного риска, а также спрогнозировать медицинские радиологические последствия для пострадавших. Стоимость контракта составила 3,2 млн рублей.
На конкурс поступила только одна заявка от подведомственного Минздраву ФГБУ «Национальный медицинский радиологический центр», в результате чего конкурс был признан несостоявшимся.
Впоследствии ФАС разрешил Минздраву заключить контракт с единственным участником конкурса, однако в ходе проверки антимонопольная служба нашла нарушения в самой конкурсной документации. В решении комиссии ФАС по контролю в сфере закупок (есть в распоряжении Vademecum) указано, что Минздрав «не предусмотрел адекватной системы рассмотрения и оценки заявок на конкурс». Критерии по отбору победителя, указанные в заявке, не позволили бы выявить лучшее предложение, посчитали в ФАС, и соответственно были противозаконными.
«Согласно конкурсной документации, представленной Минздравом, 100 баллов присуждается заявке, которая будет содержать детальную проработку организационно-технического предложения, а 50 баллов получают заявки, не содержащие детальной проработки организационно-технического предложения. Это очень большая разница при том, что сами критерии детальности проработки не раскрыты. Не описано, что такое детально», – поясняла впоследствии в суде сотрудник правового отдела управления контроля за размещением государственного заказа ФАС Анастасия Удалых.
Комиссия по контролю закупок ФАС перенаправила документы в управление контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы «для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении». В Минздраве с претензиями антимонопольного ведомства не согласились и оспорили это решение в арбитражном суде. Первый суд, который состоялся 1 декабря 2015 года, ведомство проиграло.
В январе 2016 года Минздрав оспорил решение арбитражного суда. Как заявил в ходе процесса заместитель директора правового департамента Минздрава Александр Андре, невозможно прописать, что такое детальная проработка концепции научно-исследовательской работы, поскольку детали и возможность реализации НИР должны оценивать эксперты. Однако суд вновь встал на сторону ФАС.
«Вопрос обжалования будет еще решаться. Смысл есть в любом случае, просто это не в моей компетенции – решать. Мы посмотрим, как будет изготовлено решение в полном объеме, и тогда будем принимать решение. Мы считаем, что решение ФАС изначально незаконно и необоснованно. Эту позицию мы поддерживаем и будем поддерживать дальше», – рассказал заместитель директора правового департамента Минздрава России Александр Андре корреспонденту Vademecum.
Это не первое дело, касающееся госзакупок, которое выиграл ФАС в суде. В конце сентября 2015 года антимонопольная служба через суд добилась отмены конкурса, объявленного нижегородским Минздравом.