В ответном обращении, опубликованном на сайте ведомства, главный внештатный специалист Минздрава по инфекционным болезням Ирина Шестакова пояснила, что в подготовке этих методических рекомендаций участвовали только врачи-инфекционисты; производители же противовирусных препаратов к разработке документа допущены не были.
По словам главного инфекциониста, при выборе лекарств, указанных в методических рекомендациях, специалисты опирались на степень их эффективности в лечении и профилактике гриппа, доказанные в ходе клинических испытаний. Все указанные лекарства соответствуют критериям доказательной медицины, а средства с недоказанной эффективностью, как пояснила Шестакова, в этот перечень включены не были, «несмотря на их огромное количество на российском рынке и активную рекламу в СМИ». Именно поэтому в рекомендации были указаны такие лекарства, как Арбидол, Занамивир, Ингавирин и Тамифлю. При этом в сообщении не указывается, почему Минздрав включил в документ именно торговые, а не международные непатентованные наименования препаратов.
«Методические рекомендации по диагностике и лечению гриппа не считаются правовым актом», – говорится в ответе Минздрава.
Методические рекомендации по лечению и профилактике гриппа были опубликованы на официальном сайте Минздрава 29 января, в разгар эпидемии гриппа в России. Тот факт, что в документе были указаны торговые наименования противовирусных препаратов, смутил председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни Общественной палаты Владимира Слепака. Член ОП направил в прокуратуру РФ и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) письмо с жалобой на превышение полномочий и коррупцию в Минздраве.
Как сообщила корреспонденту Vademecum генеральный директор юридической компании «Факультет медицинского права» Полина Габай, согласно нормативным правовым актам, регулирующим деятельность Минздрава, публикация на официальном сайте ведомства в сети «интернет» рекомендаций по лечению и профилактике заболеваний с указанием конкретных лекарственных средств неправомочна - ни Федеральный закон, ни Положение о Минздраве России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608, не дает Минздраву таких полномочий. «Таким образом, опубликованные Минздравом методические рекомендации, содержащие конкретные торговые наименования 4 лекарственных препаратов, совершенно очевидно нарушают запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия со стороны органов исполнительной власти, установленные ФЗ № 135», - пояснила Полина Габай.