Что было
Сейчас, закончив обучение в вузе, студент-медик не имеет права работать врачом – только в качестве фельдшера или медбрата, если получил во время обучения соответствующий сертификат (такая возможность студентам предоставляется).
Чтобы стать полноценным специалистом, он должен получить специализацию, для чего нужно пройти годичную последипломную стажировку на базе медучреждения – интернатуру. За год практики выпускник получает набор базовых навыков, в конце обучения медику присваивается специализация, что подтверждается сертификатом врача, дающим право на работу по специальности.
Следующий шаг к повышению квалификации – клиническая ординатура, прохождение которой, по установленным регламентам, занимает два года. Врачи участвуют в тематических конференциях, занимаются научно-исследовательской работой, становясь тем самым резервом для аспирантуры. Основной акцент делается на практике – анализ историй болезни, разбор сложных ситуаций, клинические обходы.
Выпускник ординатуры тоже получает сертификат специалиста, который фактически ничем не отличается от сертификата, выдаваемого после интернатуры, хотя все понимают что ординатура дает более глубокие знания и заканчивается «с прицелом» на аспирантуру и кандидатскую степень.
Кстати, выпускник вуза может попытаться сразу поступить в ординатуру, минуя стадию интерна, однако это будет означать, что свой сертификат он получит на год позже.
После ординатуры медикам предоставляется возможность поступить в аспирантуру, защитить диссертацию и стать кандидатами медицинских наук. Последняя и наивысшая ступень – докторантура, которая подготавливает к соисканию ученой степени доктора наук.
Что будет
Революция случилась три года назад, правда, тогда на нее почти никто не обратил внимания. Были приняты поправки в федеральный закон 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», вступающие в силу с 1 сентября 2017 года.
Они предусматривают переход на новый стандарт медицинского образования, а также полное упразднение интернатуры.
Сразу после вуза вчерашний студент будет иметь право пойти работать терапевтом, педиатром общей практики или амбулаторным стоматологом в поликлинику или государственную больницу.
Каков будет срок отработки, еще предстоит определить – Минздрав рассматривает варианты от трех до пяти лет. После этого медик волен собственными силами поступать в ординатуру по выбору.
Таким образом государство надеется восполнить острую нехватку врачей общей практики.
Кроме того, у студента по-прежнему останется возможность попытаться поступить в ординатуру сразу после вуза, в случае если он сумел зарекомендовать себя во время учебы в институте, получал хорошие оценки, помогал на операциях.
Еще один механизм – так называемая целевая ординатура, которую в настоящий момент поддерживает Минздрав. «Есть целевой набор в институт, и человек не может уйти, не кончив ординатуру и не отработав по этой специальности какой-то срок. Ты получил бесплатное образование – ответь за это. Или возмести затраты государства. Кстати, возможно, будет такой механизм – возместить и идти в дерматологи, офтальмологи или куда хочешь. Или ты отдай Родине долг, который Родина в тебя вложила. Это второй механизм попадания напрямую в ординатуру. Выпускник получает целевое направление, и он обязан отработать в той больнице, куда его пошлют», – говорит вице-президент Российского общества хирургов Андрей Федоров.
Кстати, сейчас прорабатывается вопрос увеличения продолжительности ординатуры. Ее продолжительность для некоторых сложных специальностей может составить до пяти лет, включая два года обучения и три года практики.
Изменятся и подходы к подтверждению квалификации специалистов. Теперь медработники для подтверждения права на осуществление медицинской деятельности обязаны будут пройти процедуру аккредитации вместо сертификации.
В 2016 году начнут аккредитовать выпускников медвузов по специальностям «стоматология» и «фармация», а с 2017 года – всех остальных.
Аккредитовать медиков будут в специальных центрах на базе университетов, в комиссии помимо преподавателей вузов войдут представители общественных организаций и региональной медицинской администрации.
Аккредитация будет проходить в два этапа. Первый предусматривает ответы на тесты, второй – сдачу экзамена на симуляционном оборудовании, который покажет уровень практической подготовки выпускника.
Чем сердце успокоится
Насчет того, насколько удачной окажется реформа, мнения расходятся.
Андрей Федоров смотрит в будущее с оптимизмом.
«Действительно, была интернатура – но ординатура лучше. И стать, например, хирургом после года практики – это недостаточная подготовка. На западе хирург вообще учится от пяти до семи лет после окончания университета. Поэтому я считаю, что Минздрав принял верное решение устранить это одногодичное обучение», – говорит он.
Председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования Гузель Улумбекова придерживается иного мнения. «Когда принимался закон «Об основах охраны здоровья граждан» несколько лет тому назад, когда в Думе обсуждали этот закон в первом, втором и третьем чтениях, я потребовала от комиссии, чтобы зафиксировали мое особое мнение. Я категорически против отмены интернатуры», – рассказала Улумбекова в интервью Vademecum.
Она подчеркнула, что Минздрав фиксирует снижение качества подготовки выпускников в медицинских вузах. «В таком случае, каким образом можно еще не подготовленных студентов отправлять в практику?» – рассуждает Улумбекова.
Президента Ассоциации стоматологов России Владимира Садовского беспокоят иные проблемы.
«Выпускники, которые выпускаются в 2016 году, поступали в сентябре 2011 года. Тогда не было 323-го закона, оферта государства была другой. И есть угроза, что если кто-то из них подаст в суд, то он выиграет, и интернатуру всем вернут. А процент того, что будет иск, очень большой, потому что 7 200 стоматологов выпускаются в этом году», – говорит он.
Кроме того, вузы и интернатуры выпустят в этом году 14 тысяч стоматологов, а количество вакансий в бюджетных ЛПУ – всего лишь около 600 на всю страну. Если запретить стоматологам сразу после вуза идти в коммерческие клиники, это станет для выпускников настоящей катастрофой, им просто негде будет работать по специальности.
Садовский ждет от Минздрава нормативных документов, которые должны урегулировать все эти проблемы. По его информации, министерство намерено обнародовать их до 10 февраля.