ОПК совместно с Ассоциацией оборонных предприятий – производителей медицинских изделий предложила Минпромторгу дополнить постановление правительства №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» более чем 10 наименованиями медоборудования.
В частности, как сообщил руководитель направления разработки и производства медоборудования ОПК Александр Кулиш, речь идет о нейро- и кардиостимуляторах, оборудовании для службы крови, мобильных донорских станциях. Кулиш также подчеркнул, что запуск некоторой медтехники уже произошел, другая уже готова к серийному производству.
Так, например, в начале апреля в ОПК заявили о планах по разработке линейки мобильных медицинских комплексов, предназначенных для увеличения доступности диспансеризации и других медицинских услуг. Мобильные комплексы для заготовки крови начали работать в Калуге и Подмосковье с начала 2015 года.
«Мы производим пока не все, однако уровень наших разработок достаточно высок. По качеству и характеристикам отечественные образцы сейчас не уступают зарубежным аналогам, а зачастую даже превосходят их. Мы способны полноценно и безболезненно заместить импорт в этих сегментах», – цитирует Александра Кулиша пресс-служба «Ростеха».
По словам генерального директора Ассоциации оборонных предприятий – производителей медтехники Александра Смирнова, новый перечень медтехники очень тщательно выверен. «Правительство вносит в него только те позиции, которые в России гарантированно могут быть замещены на высоком качественном уровне», – подчеркнул он.
Доказательством того, что российская промышленность сегодня может составить конкуренцию импорту, является востребованность отечественных разработок за рубежом, отметил Смирнов. К примеру, пояснил он, в западных странах сегодня широким спросом пользуются клапаны сердца и анализаторы для служб крови.
«Постановление прописывает ограничения по сравнительно небольшому количеству медизделий, закупаемых исключительно для федеральных и муниципальных нужд. Оно не затрагивает частную медицину и не запрещает зарубежным компаниям поставлять продукцию на рынок РФ. Неправы те, кто сегодня говорят о конце «качественной» медицины. Никаких негативных последствий ни пациенты, ни врачи почувствовать не должны», – заявил эксперт.
В свою очередь Александр Кулиш отметил, что во всех развитых странах существуют меры поддержки отечественного производителя в критически важных областях промышленности. «Новые меры, во-первых, призваны преодолеть серьезную критическую зависимость российского здравоохранения от импорта – сейчас доля зарубежного медоборудования на российском рынке оценивается в 80–90%. Во-вторых, они должны стимулировать производство и сбыт российских изделий, которым при схожих качественных характеристиках сегодня сложно пробиваться на рынок в силу лоббистских и иных причин», – заявил Кулиш.
По его словам, во многих регионах сегодня установились прочные связи с поставщиками зарубежного оборудования, и такую практику необходимо менять. При этом важно понимать, что российский рынок остается открытым, закупка оборудования по-прежнему будет осуществляться на конкурентной, конкурсной основе. «Речь идет не о запретах, а об ограничениях – в тех секторах, где сегодня отечественные предприятия могут выйти на открытый конкурс и предложить равноценную замену», – резюмировал представитель ОПК.