В министерстве уверены, что более эффективной мерой в побуждении человека отказаться от алкоголя станет искусственное ограничение рынка, сообщают «Известия».
«Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения по проблемам, связанным с потреблением алкоголя, в 2007 году признал, что в целом кампании информирования общественности являются неэффективным противоядием от высококачественных сообщений в поддержку употребления алкоголя, гораздо чаще появляющихся в СМИ», – отметили в министерстве.
В отличие от социальной рекламы, направленной на противодействие курению, где «натуралистичное изображение вреда для здоровья» может эффективно воздействовать на эмоциональное восприятие человека, устрашающая картинка на алкогольной продукции, по мнению Минздрава, не заставит отказаться от спиртного. Специалисты ссылаются на зарубежный опыт, согласно которому более 55 стран, использующие графические предупреждения на сигаретных пачках, аналогичный прием с алкогольной продукцией, напротив, не практикуют.
По мнению главного психиатра-нарколога Минздрава Евгения Брюна, вынудить россиян отказаться от алкоголя и табака могут исключительно экономические меры: «Картинки на бутылках не будут работать. И эффект от них на пачках сигарет, по правде говоря, сомнителен. Нужно ограничивать рынки – мы, например, уже убрали сигареты из ларьков и с витрин».
Ранее Минздрав поддержал идею Евгения Брюна перенести алкогольную продукцию из продуктовых в специализированные магазины.
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз также считает инициативу размещения устрашающих картинок на спиртном бессмысленной. «Череп на этикетке никак не повлияет на желание человека выпить. На это влияют уровень и качество жизни, желание достигнуть определенного психоэмоционального состояния», – отметил Дробиз. Кроме того, для разработки новых изображений потребуются дополнительные исследования, которые повлекут за собой нежелательные в кризис финансовые затраты, добавил эксперт.
Согласно данным Росстата, потребление алкоголя на душу населения в период с 2008 по 2013 год сократилось с 16,2 литра до 11,6 литра в год.