По словам страховщиков, эффективность подобных тестов не доказана и может заставить пациента обратиться за медицинской помощью, в которой он не нуждается, сообщает Reuters. Беспокойство страховых компаний по поводу оплаты множественных генетических тестов вызвано увеличением спроса на них.
Всплеск популярности генетических тестов называют «эффектом Анджелины» в честь актрисы Анджелины Джоли, которая развернула кампанию в защиту диагностики наследственного рака груди и яичников. В 2013 году Джоли прошла через операцию удаления груди, а в марте 2015 года ей удалили яичники. На оба хирургических вмешательства голливудская звезда пошла после того, как генетический тест показал высокую вероятность развития рака у актрисы. После того как Анджелина Джоли обнародовала данные о генетических тестах, показывающих риск развития онкологических заболеваний, популярность анализа на мутации в онкогене BRCA выросла на 40% (по результатам исследования AARP Public Policy Institute).
Тесты нового поколения могут стоить от $2 до $4,9 тысячи и позволяют проанализировать мутации в 20 и более генах одновременно. Все американские страховые компании покрывают расходы на анализ генов BRCA1, BRCA2 и нескольких других у женщин с наследственной предрасположенностью к онкологическим заболеваниям. Подобное страховое покрытие обязательно в рамках реформы здравоохранения, известной как Obamacare. Тем не менее многие страховые компании заявили, что они недостаточно знают о рисках мутаций в других генах, чтобы считать оправданным страховое покрытие тестов нового поколения.
Политика трех из четверки крупнейших американских страховых компаний Aetna Inc, Anthem Inc и Cigna Corp такова, что в большинстве случаев они не оплачивают мультигенетические тесты. Четвертая, UnitedHealth Group, оплачивает такие тесты, если пациент подходит под определенные критерии.