Подключившиеся к «Доктор рядом» инвесторы оказались в непростых условиях. Городские поликлиники не заинтересованы в том, чтобы пациенты получали медпомощь на мощностях ГЧП-проекта. «Необходимо расширять информационное поле и привлечь внимание населения к возможностям клиник такого формата. При этом проблемы увеличения спроса на услуги должны решаться при финансовом регулировании со стороны государства. Поддержка необходима, сейчас же наши затраты на маркетинговое продвижение слишком высоки. Если ситуация не изменится, проект, по своей сути, не будет являться государственно-частным партнерством, а превратится в чисто коммерческий», – отмечает руководитель направления «Доктор рядом» в компании «ИНВИТРО» Максим Ремнев.
Переход поликлиник на подушевое финансирование и вовсе поставил под вопрос целесообразность существования «Доктора рядом». «МГФОМС довел до сведения частных организаций, работающих в ОМС, информацию о переходе на подушевое финансирование, от которого мы отказались, так как специфика клиник в рамках программы не позволяет оказать по ОМС весь спектр поликлинических услуг, – объясняет коллизию коммерческий директор сети клиник «Инпромед» Наталья Шулянская. – Но теперь мы не можем принимать пациентов без направления из городской поликлиники. С начала этого года нам приходится принимать пациентов бесплатно, средств ОМС мы за эту работу пока не получали. Пишем письма в контролирующие органы, так как эта непонятная и неприятная для пациентов и для нас ситуация не может долго продолжаться».
С коллегой по ГЧП согласен коммерческий директор МК «Заботливый доктор» Александр Круглов: «Правила игры, выходит, разные – одни получают подушевое финансирование, в том числе и некоторые клиники по программе «Доктор рядом», а другие принимают по направлениям. Это в поликлинике есть все виды услуг, а у нас ведет прием только врач общей практики, но чтобы к нему попасть, пациент должен взять направление в городской поликлинике. Зачем это нужно?»
В МГФОМС подтвердили, что в 2015 году для всех организаций амбулаторно-поликлинического звена были созданы равные условия участия в программе обязательного медицинского страхования, и это действительно коснулось клиник «Доктор рядом». «Поликлиника получает подушевой норматив за каждого прикрепленного пациента. Если ему требуется услуга, которую в этой организации оказать невозможно, его направляют в другую клинику, – описала схему работы начальник организационно-аналитического управления МГФОМС Юлия Булавская. – Средства за оказанные услуги по тарифу ОМС ей по горизонтальному расчету перечисляет направившее пациента медучреждение».
Московская программа «Доктор рядом» была запущена в 2013 году. По условиям партнерского проекта, город передает инвесторам площади (200–300 кв. м) на первых этажах жилых зданий в аренду на 20 лет по льготной ставке – 1 рубль за квадратный метр в год. Оператор в ответ обеспечивает прием терапевта или врача общей практики по ОМС с годовым потоком не менее 8 тысяч человек, а все остальное пространство использует для продажи медицинских услуг.
По данным аналитического центра журнала Vademecum, общий объем частных инвестиций в программу приблизительно составляет 500 млн рублей. Основным игроком в этом сегменте является компания «Доктор рядом», открывшая в Москве в общей сложности 10 одноименных клиник, девять из них – в рамках городской программы «Доктор рядом». В трех из четырех арендованных помещений открыла клиники сеть «Инпромед». По две клиники работают у «ИНВИТРО», МК «Заботливый доктор», «Дирекция».
В итоговый отчет по мониторингу не попали точки, арендованные ФГБУ «Поликлиника №1». Государственная клиника взяла в работу пять помещений, но клиники открылись только в двух из них. В «Поликлинике №1» отказались ответить на запрос Vademecum, объяснив, что их участие в программе не является государственно-частным партнерством.