Несмотря на многочисленные заявления о необходимости развития ГЧП в здравоохранении, государство, бюджетные медучреждения, инвесторы и частные компании все еще в поиске оптимальных форм взаимодействия. Как отмечают в Гильдии производителей медицинских товаров и услуг Московской торгово-промышленной палаты (МТПП), из-за отсутствия правовой базы у частников нет гарантированного финансирования предоставляемых медицинских услуг по программе госгарантий, а государство не готово обеспечить оптимальные условия для работы.
«При Минздраве уже давно работает координационный совет по ГЧП, но пока мы не видим, что механизм работы в этом направлении как-то качественно поменялся, – говорит председатель гильдии, руководитель сети клиник «Ниармедик» Олег Рукодайный. – Мне, как потенциальному участнику, при заключении соглашения с публичным партнером необходимо предельно ясно понимать условия моего участия – какие затраты я понесу, какие привилегии получу и каковы будут качественные показатели моей работы. То есть, к примеру, мне построили здание или я его взял в долгосрочную аренду на безвозмездных условиях или при минимальной ставке арендной платы – в таком случае какова мотивация для государства».
Еще одна острая проблема работы частных клиник в системе ОМС и реализации ГЧП-проектов – отсутствие четкой правовой регламентации расчета тарифов ОМС. «Они едины и для бюджетных, и для частных клиник, и это определенно приводит к дискриминации медицинских организаций, поскольку при оказании одинаковых услуг затраты частных медицинских организаций выше, чем затраты бюджетных, и это необходимо учитывать», – объясняет эксперт.
В пример он приводит прием в коммерческой клинике, себестоимость которого в настоящее время составляет порядка 1 тысячи рублей (сумма самих затрат клиники на обслуживание одного пациента, без учета рентабельности). «В структуре себестоимости приема около 60% – это заработная плата врача, порядка 20% – затраты на аренду и хозяйственные нужды и 10–15% – расходы на оборудование и его амортизацию, расходные материалы, все это сегодня увеличилось в цене за счет валютных скачков, – отмечает Рукодайный. – И сегодня мы вынуждены говорить о том, что себестоимость повышается, а тарифы ОМС остаются на том же уровне».
Координационный совет по ГЧП 10 марта одобрил разработанный Минздравом совместно с Росздравнадзором, ФМБА России и Фондом ОМС проект Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации по применению механизмов ГЧП. При этом действовать эти рекомендации будут до тех пор, пока не будет принят и вступит в силу ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства».
Согласно комплексу мер по развитию ГЧП, утвержденному приказом Минздрава, подготовить рекомендации и распространить их на региональном уровне планируется до II квартала 2016 года.