Заместительная терапия заключается в том, что употребляемый наркотик заменяется метадоном – синтетическим препаратом со свойствами анальгетика. В ходе терапии пациент либо полностью отказывается от наркотиков, так как доза метадона постепенно снижается, либо продолжает употреблять исключительно этот препарат, но уже без такого значительного вреда для здоровья.
Метадон считается в России наркотическим веществом, в связи с чем в стране запрещена заместительная терапия с его использованием. В частности, в ст. 6 закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», запрещающей использование в медицинских целях веществ, внесенных ФСКН в черный список, входит и метадон. Однако ООН и ВОЗ признают заместительную терапию одной из самых эффективных.
«Это дело уникально тем, что суду предстоит оценить действующее российское антинаркотическое законодательство», – заявила адвокат одного из заявителей Ирина Хрунова. По ее словам, они с заявителями будут добиваться так называемого пилотного постановления ЕСПЧ, которое выносится в случае, если Страсбург признает наличие в стране «структурной проблемы», способствующей постоянному нарушению прав конкретной группы граждан, и предписывает устранить ее. «В нашем случае речь может идти об изменении российского законодательства», – отмечает Хрунова.
В ФСКН говорят, что планов менять законодательство у ведомства нет. «В России метадон считается наркотиком, это противозаконно. Проблема в том, что люди, используя его, не лечатся, а подсаживаются на другое вещество и не избавляются от зависимости», – заявил глава НИИ ФСКН Ильнур Батыршин.