Год назад Правительство РФ поручило министру здравоохранения и руководителю ФАС совместно с другими ведомствами рассмотреть вопрос о возможности запрета рекламы лекарств в СМИ, в том числе электронных. Мнение россиян на этот счет тогда выяснил исследовательский центр Superjob. Оказалось, что свыше 47% из 1 600 опрошенных выступили за запрет рекламы лекарств.
Разработку проекта поправок в ст. 24 Федерального закона «О рекламе» и ст. 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» инициировал сенатор Антон Беляков, а 4 июля 2013 года он внес законопроект в Госдуму РФ. Авторы документа в пояснительной записке приводят данные ВОЗ, согласно которым смертность от лекарств занимает пятое место, уступая только травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням. «Результаты различных проведенных в России опросов показали, что только 13–20% наших граждан посещают врача в случае болезни, около 58% россиян предпочитают самолечение. При самостоятельном лечении люди чаще всего прибегают именно к медикаментозному лечению», – говорится в записке.
В связи с этим предлагается запретить рекламу лекарственных препаратов на телевидении и радиовещании, а также во всех печатных СМИ, не являющихся специализированными медицинскими изданиями. Рекламировать препараты, если поправки будут приняты, можно будет только в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Между тем 24 апреля комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству уже подготовил отрицательное заключение по законопроекту. В комитете уверены, что дополнительные ограничения в отношении рекламы безрецептурных ЛС «фактически лишат потребителей данного товара права на получение информации о лекарственных препаратах даже в местах их продажи, что будет способствовать развитию скрытых форм и методов распространения рекламы указанных товаров». Комитет Госдумы по охране здоровья также не поддержал проект поправок, подчеркнув, что автор предлагает «необоснованно жесткие ограничения на распространение данной категории товаров и услуг».
Примечательно, что инициатор законопроекта Беляков занял противоположную позицию в отношении рекламы медицинских услуг, запрет на массовую рекламу которых вступил в силу с 1 января 2014 года. Сенатор выступил за отмену ограничений, сославшись на то, что запрет рекламы медицинских услуг ущемляет права пациента, предоставленные ФЗ «Об основах охраны здоровья». В конце апреля поправки были приняты Госдумой в первом чтении.