Главный отраслевой «долгострой» последних лет – Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) – после многочисленных переносов дедлайна не завершился и в 2015 году. В каких-то регионах медицинские IT-сервисы работают фрагментарно, в других – просто не внедрены, но главное – российские клиники до сих пор не связаны в единую сеть и не имеют возможности обмениваться данными. Интеграторы ЕГИСЗ настроены пессимистично – по их мнению, спасти проект сейчас могло бы масштабное финансирование, но этап внушительных денежных вливаний в программу закончился еще два года назад.
В декабре 2015 года к работе с ЕГИСЗ подключился еще один отраслевой авторитет. НП «Национальная медицинская палата» (НМП) объявило о создании в своей структуре Комитета по информационным технологиям, который будет анализировать причины, сдерживающие внедрение медицинской информатизации, и готовить рекомендации по ее развитию.
В информкомитет НМП войдут представители более 10 крупных медицинских учреждений страны, сотрудники IT-компаний и чиновники заинтересованных ведомств. «Президент общества Леонид Рошаль очень обеспокоен состоянием дел в сфере IT и будет лично курировать эту тему», – сообщил VM источник в НМП.
IT-сообщество отреагировало на новость об участии Нацмедпалаты в судьбе ЕГИСЗ скептически. Коммерческий директор компании «МедАйТи Групп» Андрей Налетов, например, написал в сети Facebook: «Даже не знаю что сказать. Плюс еще один. Он [комитет] что-то изменит? Он может повлиять как-то?......Мне кажется, что это еще один клуб по интересам!:)) Игра в Монополию за нарисованные деньги. :))))». С коллегой отчасти согласился в той же социальной сети и член информкомитета НМП, директор по развитию компании «КМИС» Александр Гусев: «Может быть. Кто знает, как все сложится? Предрекать провал легко, помочь ему не случится – на порядок сложнее. Хотя конечно – неблагодарное это дело, кто бы сомневался [орфография и пунктуация сообщений сохранены. – VM]».
Настрой участников рынка можно понять. НМП – уже как минимум шестая структура, озаботившаяся тематикой ЕГИСЗ. Строительство системы стартовало четыре года назад, и с тех пор, помимо Минздрава, изучением ее недостатков в разные периоды времени занимались Минкомсвязи, профильные комитеты Совфеда и Госдумы, Счетная палата и фонд «Здоровье». Но ни одной из этих солидных организаций не удалось ответить на главный вопрос – почему ЕГИСЗ так и не стала единой?
Накануне закладки фундамента ЕГИСЗ, в 2011 году, предполагалось, что строительство информационной сети будет реализовываться в два этапа. В 2011-2012 годах все бюджетные медучреждения должны были получить компьютеры и локально инсталлировать ключевые сервисы – удаленную запись к врачу и электронную медкарту. На втором этапе – с 2013 по 2020 годы – планировалось развивать локальные и региональные информсистемы, но главное – синхронизировать их с федеральными сервисами, тем самым налаживая бесперебойный обмен информацией между всеми государственными медучреждениями страны.
На первый этап внедрения системы было направлено внушительное централизованное финансирование – более 33,4 млрд рублей. Около 72% суммы предоставил ФФОМС, остальное добавили регионы. Однако к концу 2012 года ни один из целевых показателей проекта достигнут не был. Промежуточные результаты, демонстрируемые регионами, разнились диаметрально: где-то система полноценно функционировала, а где-то – даже не начала внедряться. Сегодня участники рынка называют сразу несколько причин фактического провала первого этапа строительства ЕГИСЗ – коррупционные сюжеты, конфликты заказчиков с подрядчиками, кадровую чехарду в IT-департаментах региональных администраций и Минздрава РФ. Так или иначе, 2013-2014 годы ушли на доработку базового уровня ЕГИСЗ. Но снос дедлайна достижению этапных целей тоже не помог. Далеко не все регионы справились с запуском своих участков ЕГИСЗ. Например, представители Минздрава Ленинградской области в конце 2014 года свидетельствовали, что внедрение ЕГИСЗ в областных и муниципальных медорганизациях даже не начиналось.
Болеющие за судьбу ЕГИСЗ представители власти и отраслевой общественности, тем не менее, жили надеждой, что монтажно-пусковые работы к 2015 году все же завершатся. В августе 2014 года очередным вновь назначенным директором IT-департамента Минздрава РФ стала бывшая сотрудница Минкомсвязи Елена Бойко, предложившая новый план спасения ЕГИСЗ. А 29 декабря 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил Концепцию региональной информатизации, которая в «медицинской» части дублировала цели первого этапа внедрения ЕГИСЗ. Документ рекомендовал госклиникам сделать ровно то, что от них требовали двумя годами ранее, – автоматизировать свою деятельность, внедрив информационные сервисы, в частности электронную медкарту, и, наконец, интегрировать локальные IT-сети с региональным и федеральным софтом.
Реализации этих прекрасных инициатив и директив мешал лишь один, но крайне существенный фактор – основные выделенные на создание ЕГИСЗ средства уже были истрачены. Из федерального бюджета в 2014 году, например на спасательные работы было направлено всего-навсего 745 млн рублей, а финансовая нагрузка по дальнейшему развитию системы была возложена на регионы. По данным аналитического центра Vademecum, власти как минимум 19 субъектов РФ не собирались тратить на эти цели ни копейки – в их дотационных хозяйствах просто не было «лишних» денег. Усилиями остальных регионов на ЕГИСЗ набралось 6,5 млрд рублей – в совокупности на развитие недостроенной системы предлагалось потратить почти в четыре раза меньше средств, чем уже было освоено на первом этапе строительства.
Скудость бюджета на завершение долгостроя позволяет предсказать результат. Сообщения из регионов свидетельствуют – к 1 января 2016 года повсеместного внедрения ЕГИСЗ ждать бессмысленно. Пара примеров. В ноябре прошлого года заместитель директора МИАЦ Приморского края Никита Каневский заявлял о том, что к защищенной сети передачи данных подключена только половина медучреждений региона, остальные в лучшем случае закоммутируют с краевым фрагментом ЕГИСЗ в первом полугодии 2016-го, причем за собственный счет. В Ленинградской области основные работы по внедрению медицинских IT-сервисов тоже запланированы только на 2016 год.
Опрошенные VM представители IT-компаний считают, что дефицит финансирования не позволит интеграторам завершить строительство ЕГИСЗ, какие бы новые сроки исполнения работ ни намечались. Этот печальный вывод подтверждают и результаты опроса, проведенного компанией «Консэф» среди участников конференции «Информационные технологии в медицине – 2015»: 56% респондентов назвали недостаточное и неравномерное финансирование главным фактором, сдерживающим процесс внедрения медицинских информсистем.
Пока решается судьба ЕГИСЗ, подходит очередь повсеместного внедрения еще одной технологии – дистанционных телемедицинских сервисов, призванных, в частности, повысить доступность медицинской помощи в отдаленных регионах. Сейчас такие сервисы развиваются локально, их масштабной интеграции препятствует отсутствие федерального закона о телемедицине. Совет Федерации и Фонд развития интернет-инициатив готовят для внесения в Госдуму соответствующий законопроект, но Минздрав, наученный горьким опытом ЕГИСЗ, пока тормозит документ – чиновники аргументируют промедление необходимостью еще раз проработать детали проекта с экспертами.