Телеведущая Первого канала, врач и предприниматель Елена Малышева до конца года откроет в Москве медицинский центр под собственным брендом. В новом бизнесе ведущая собирается сделать ставку на направления, которые сделала хитами в своих программах «Здоровье» и «Жить здорово!», – диетологию, лечение боли и диагностику. Вероятно, лицами клиники станут и врачи – соведущие Малышевой. Осталось определиться с тем, чьи мощности будет арендовать новый медцентр. Инвесторов у проекта пока двое – сама теледоктор и авторитетный американский предприниматель Дмитрий Щиглик. Кандидата на роль управленца клиникой они уже подобрали, говорят источники Vademecum: вероятнее всего, медцентр Малышевой возглавит Гульнара Фаррахова, супруга замглавы Минфина.
В здоровом телек
О том, что Елена Малышева откроет в Москве авторский медицинский центр, Vademecum рассказали сразу несколько представителей крупных столичных клиник. По словам собеседников Vademecum, телеведущая в беседах с игроками рынка уже уверенно озвучивает планы запустить медцентр до конца года и развивать в нем три приоритетных направления: диетологию, лечение боли и полноценную лучевую диагностику, включающую МРТ- и КТ-исследования.
Гендиректором новой клиники, по словам источника, осведомленного о проекте, станет Гульнара Фаррахова, супруга замминистра финансов России. В прошлом она была замгендиректора ФГБУ «Центр мониторинга и клинико-экономической экспертизы» Росздравнадзора, а до этого – замдиректора по инновационной деятельности Образовательного центра высоких медицинских технологий Республики Татарстан. «У Гульнары Раифовны очень богатый опыт оценки качества оказания медицинских услуг в России. Именно поэтому на позицию гендиректора клиники была приглашена именно она. Уже несколько месяцев она ведет масштабную подготовку к запуску новой клиники», – рассказывает собеседник Vademecum.
Сама Гульнара Фаррахова была недоступна для комментариев. Однако, по данным СПАРК-Интерфакс, она уже заявлена в качестве директора ООО «Медицинский центр Елены Малышевой», которым на паритетных началах владеют Елена Малышева и вице-президент Всемирного форума русскоязычного еврейства, американский предприниматель Дмитрий Щиглик. Это юрлицо существует с 2012 года, однако актуальное имя (прежнее название «ООО «Бренд консалтинг»), а вместе с ним и гендиректора Фаррахову обрело только в конце мая 2015-го. «Бренд консалтинг» на фармрынке знали как структуру, аффилированную с другой компанией Дмитрия Щиглика, Mens Sana Pharmaceutical, зарегистрированным в Швейцарии импортером лекарственных средств. Последний раз о сравнительно небольшом оптовике в СМИ говорили в прошлом году в связи с громким процессом по делу экс-чиновницы Минздравсоцразвития Дианы Михайловой: Щиглика считают одним из главных оппонентов экс-сенатора Бориса Шпигеля, компания которого («Биотэк») в деле фигурировала как потерпевшая сторона.
Впрочем, есть у Щиглика и другие бизнес-проекты в России. В частности, он не без успеха развивает ООО «Диета Елены Малышевой», в котором американскому бизнесмену и отечественному теледоктору принадлежит по 50%.
Представители телеведущей подтвердили информацию о ее планах открыть в Москве авторский медицинский центр, но отказались от дальнейших комментариев, уточнив, что любые заявления о ее клинике пока преждевременны. Дмитрий Щиглик не ответил на запрос Vademecum о новом СП с телеведущей. По оценкам участников столичного рынка медуслуг, очередной проект обещает стать затратным. Если предположить, что партнеры решат приобретать МРТ- и КТ-оборудование, первоначальные инвестиции могут пробить отметку в $1,5–2 млн.
Желтое и здание
Собеседники Vademecum, близкие к Малышевой, говорят, что детали проекта по-прежнему находятся в разработке. Пока ясно то, что в команду войдут некоторые врачи – соведущие Елены Малышевой. «Уже однозначно можно говорить о том, что лицом клиники станет Марк Гальперин», – говорит один из собеседников Vademecum. Практикующий в США профессор анестезиолог Гальперин, которого в своих программах Елена Малышева называет повелителем боли, подтвердил Vademecum, что получал предложение от телеведущей поработать в ее новой московской клинике и, по его сведениям, проект действительно должен стартовать до конца года. «К сожалению, в России лечение боли сейчас никак не развито. Идея состоит в том, чтобы внедрить в клинике технологии, которые я использую в своей американской практике, и сделать их доступными для российских пациентов», – рассказал Vademecum Гальперин.
Но если штатное расписание как-то вырисовывается, то вопрос о локации самого медцентра Vademecum однозначно прояснить не удалось. Впервые информация о планах телеведущей открыть клинику появилась этим летом на страницах журнала StarHit, который возглавляет другой популярный ведущий Первого, Андрей Малахов. Издание сообщило, что Малышева откроет клинику на базе бывшей ГКБ №9, которая присоединялась к ГКБ им. С.П. Боткина. Издание опиралось на слова главврача ГКБ №9 Светланы Бутыриной, а также на то обстоятельство, что ГКБ им. С.П. Боткина возглавляет брат-близнец Малышевой Алексей Шабунин. Планы запустить авторский медицинский проект подтверждал и тот факт, что ведущая в программах неоднократно заявляла о дефиците оказания медпомощи в некоторых направлениях. Например, в августовской передаче, посвященной лечению боли, она говорила: «Мне страшно жаль, что таких клиник нет в России. Потому что в Америке этим занимаются анестезиологи. Наши анестезиологи тоже могут это делать, и тогда наша жизнь изменится до неузнаваемости, мы будем жить без боли».
Сейчас ГКБ №9 стала филиалом №3 ГКБ им. С.П. Боткина и пока не функционирует. Представители Боткинской больницы отказались комментировать возможное сотрудничество с телеведущей, предложив прояснить ситуацию в Департаменте здравоохранения Москвы. Но там на запрос VM не ответили. Не удалось связаться и с теперь уже бывшим главрачом ГКБ №9 Светланой Бутыриной.
В Совете депутатов муниципального округа «Левобережный» города Москвы, где она теперь трудится, заявили, что Бутырина больше не дает интервью СМИ.
Сама Елена Малышева назвала планы открыть клинику на базе ГКБ ложью, но давать какие-либо комментарии по существу проекта отказалась. Однако посчитала должным упрекнуть корреспондента Vademecum в аморальности и нарушении стандартов журналисткой этики. Источники Vademecum, близкие к Малышевой, говорят, что подбор подходящего помещения для клиники продолжается.
Пульт в сердце
Елену Малышеву можно назвать одной из самых консервативных звезд Первого канала. Она стала ведущей программы «Здоровье» на ОРТ еще в конце 90-х и с тех пор не покидала проект, а с 2010 года ведет ток-шоу «Жить здорово!», пригласив на него в качестве соведущих израильского кардиолога Германа Гандельмана, невролога и мануального терапевта Дмитрия Шубина и педиатра и иммунолога Андрея Продеуса. Программы Малышевой собирают стабильную зрительскую аудиторию. По данным компании TNS, которая занимается исследованиями телеаудитории, средний годовой рейтинг программы «Здоровье», или процент населения, смотревшего этот проект, среди россиян старше шести лет, не меняется четыре года и составляет 1,2%. Показатели популярности другого ее проекта – «Жить здорово!» – почти так же предсказуемы: программа на протяжении последних трех лет собирает один и тот же средний годовой рейтинг: 1,5%.
Эфирное постоянство помогло Малышевой конвертировать свою узнаваемость в успешный бизнес в офлайне. Тот же проект «Диета Елены Малышевой» (торговля комплектами диетического питания по авторской технологии ведущей) приносит теледоктору и ее партнеру Щиглику неплохой доход. По данным СПАРК-Интерфакс, выручка ООО в 2014 году превысила 502 млн рублей, а его прибыль перешагнула отметку в 100 млн рублей. «Подход, который предложила Елена Малышева, существует очень много лет – это гипокалорийная диета. Методика законна и научно обоснована, многие ее используют. Однако в ней нет ничего экстраординарного, вы можете сами собрать аналогичный набор продуктов и продавать, – рассуждает директор Национального общества диетологов и главный врач Центра коррекции веса «Питание и здоровье» Михаил Зейгарник. – Но поскольку Малышева – медийный персонаж, безусловно, это дает ей конкурентное преимущество».
Впрочем, популярность Малышевой в бизнесе по оказанию медуслуг может сработать совсем не так, как с поставкой диетических продуктов, считают эксперты. «Узнаваемость бренда не гарантирует притока клиентов в клинику. Например, сеть стоматологических клиник «Мастердент» в свои лучшие годы была известна всем жителям Москвы, но занимала не более 5% столичного рынка, – вспоминает управляющий партнер консалтинговой компании «Кальдин Консалтинг» Константин Кальдин. – Высокие рейтинги и успех программ Елены Малышевой не гарантируют высокую загруженность ее медицинского центра. Может оказаться, что часть аудитории смотрит ее программу с улыбкой и вряд ли пойдет в ее клинику, а другая часть зрителей любит телепрограмму, но не обладает таким уровнем дохода, чтобы позволить себе услуги частного медицинского центра». С ним согласен и Михаил Зейгарник: «Для того чтобы клиника закрепилась на рынке, понадобится время. Первые пациенты, конечно, придут на имя Елены Малышевой, но чтобы начали приходить следующие, необходимо заработать репутацию».
С другой стороны, ниши, на которые ориентирован центр, весьма емкие. Кальдин отмечает, что в России не так много клиник, которые специализируются именно на проблеме боли, а значит, если Малышева сделает акцент на этой узкой специализации, возможно, клиника будет успешной. В свою очередь диетологи говорят, что и их рынок еще не насыщен. «Не могу сказать, что сейчас есть жесткая конкуренция: у нас мирное сообщество, а желающих избавиться от лишнего веса сейчас достаточно», – резюмирует Зейгарник.