В конце февраля – начале марта 2014 года в Москве пройдет учредительный съезд Национальной ассоциации саморегулируемых организаций, работающих в сфере оказания медицинских услуг. Пока в России всего 10 медицинских СРО, последняя из которых получила официальный статус в октябре 2013 года. Однако руководители региональных организаций рассчитывают, что спустя короткое время саморегулирование станет в медицине, как и в строительной отрасли, обязательным.
ДЕСЯТКА «ТУЗОВ»
Назвать эту тенденцию «снежным комом» трудно, но в России зарегистрирована очередная саморегулируемая медицинская организация, теперь их стало 10: в начале октября в госреестр внесены сведения об Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга. Ассоциация действует уже восемь лет; большую часть своей короткой истории она была профессиональным сообществом с правами общественной организации и вот обрела новый статус. Вслед за тем состоялся Первый форум частных медицинских организаций Северо-Запада России, продекларировавший перспективу сплошного перехода к саморегулированию в частной медицине. Форум совместно организовали Ассоциация частных клиник, ее старшая предшественница Медицинская палата Санкт-Петербурга, работающая как СРО уже более года, и представители московских объединений. Столичные активисты агитируют за повсеместное саморегулирование в частном медицинском бизнесе и ездят с этой идеей по стране.
Саморегулированию в российской экономике всего несколько лет. Тренд, зародившийся одновременно снизу и сверху, успел утвердиться в строительной и смежных отраслях. «Верхи» и «низы» сознавали, что лицензирование превратилось в формальность и более не работает; те и другие ссылались на опыт западных стран, отдавших управление отраслью на откуп профессиональному сообществу. В конце концов лицензирование в строительстве, проектировании и инженерии было отменено, а саморегулирование стало обязательным. Тогда же начались разговоры об аналогичном движении в медицине. Однако идея медицинских СРО у законодателей понимания не встретила (в Госдуме в тот момент шла борьба между двумя комитетами, выдвинувшими два альтернативных проекта строительного саморегулирования). Частным медикам ответили, что пока их старания напрасны и создание СРО по предпринимательскому типу невозможно. Скорее всего, инициатива не нашла поддержки еще и потому, что у законотворцев не было представления, как в таком случае поступать с государственными медучреждениями. Полного понимания на этот счет нет и сегодня, ясно лишь, что госсектор просто оставят в покое, а частный бизнес пойдет своей дорогой. Пока (как бы ни мечталось радикалам об отмене лицензирования и принуждении к СРО) добровольно.
«Во всех кабинетах наверху – в Минэкономразвития, Минздраве, ФАС, Правительстве РФ – все говорят, что институт лицензирования медицинской деятельности дошел до абсурда, исчерпал себя и ничего никому не дает, – рассказывает исполнительный директор Объединения частных медицинских клиник и центров Сергей Лазарев. – Результатом того, что было создано за все эти годы, стала ситуация, когда органы лицензирования уже не могут лицензировать, а, например, ОМС не может оплачивать некоторые виды работ. Сейчас, например, состоится суд ФАС с Минздравом по поводу отмены 121-го приказа, и если этот корабль не развернется, последует просто отмена лицензирования».
Председатель правления НП «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения» Сергей Мисюлин добавляет: «На Третьем всероссийском форуме СРО мы разговаривали с Эльвирой Набиуллиной, тогда министром экономики. Она сказала, что если хотя бы 10% частных предпринимателей самоорганизуются в СРО, Минэкономразвития поставит вопрос об обязательном членстве. Но с оговоркой – для перехода к самоконтролю даже в отсутствие ситуации, когда есть внешний контроль и всегда можно договориться с любой инспекцией («штраф – сто, но пятьдесят – и мы расходимся»), потребуется три-четыре года. Федеральный центр готов передать СРО обязанности и перейти от добровольного к обязательному саморегулированию. Это следующий этап».
Пока процент участников таких отраслевых союзов невысок. Сегодня медицинские партнерства работают в Красноярске, Челябинске, Уфе, Москве, Санкт-Петербурге. Готовы к подаче документов Ставрополь и Тольятти. В некоторых СРО насчитывается около 25–30 организаций, в Москве в одном из партнерств – 47. Однако после того как они разработают отраслевые стандарты и утвердят их на своем общероссийском съезде, эти документы будут переданы на утверждение в Минздрав. И в конечном итоге могут стать обязательными не только для медицинских СРО, но и всего частного медицинского бизнеса.
Проповедники саморегуляции утверждают, что бизнес-стандарты не будут противоречить стандартам оказания медицинской помощи, которые разрабатывают федеральный и региональные минздравы, то есть речь идет о разных сторонах одной и той же деятельности. «Принципы саморегулирования – стандарты организации, контроль за их соблюдением, коллективная ответственность, возможность создать в отрасли свою нормативную базу в виде стандартов и правил. Эти правила и стандарты будут иметь для наших членов такую же силу, как постановления правительства и приказы Минздрава», – говорит исполнительный директор СРО НП «Медицинская палата Санкт-Петербурга» Светлана Остренко.
ПАЛАТА-ХОЛДИНГ
Две петербургские саморегулируемые организации сегодня действуют в согласии друг с другом. Благо сферы их влияния разделены. Если СРО НП «Медицинская палата Санкт-Петербурга» состоит в основном из клиник, специализирующихся на стоматологии и эстетической медицине, и лишь отчасти – многопрофильных, то в ассоциацию входят многопрофильные клиники и медцентры; пересечений не так много. К тому же обе организации добиваются общих целей.
Медицинская палата Санкт-Петербурга, насчитывающая 28 членов, образована на основе принадлежащей Тамазу Мчедлидзе Группы компаний МЕДИ, которая работает на рынке с 1991 года, а входящая в нее система клиник МЕДИ оказывает услуги в области стоматологии, пластической хирургии, эстетической и семейной медицины, лазерной коррекции зрения (сегодня их 18 в Санкт-Петербурге и одна в Москве). Благодаря такой структуре Медпалата уже имеет разработанную систему качества и пакет стандартов, который может сравниться с тем, что наработала целая национальная ассоциация в той или иной отрасли. Если каждое строительное некоммерческое партнерство, по крайней мере на первых порах, создавало всего по нескольку стандартов в год, да и те, как правило, с оглядкой на нормативы чуть ли не советского времени, то здесь дело идет гораздо быстрее. «Система клиник МЕДИ – маленькая модель большой системы, которую нужно создавать, – говорит владелец сети Тамаз Мчедлидзе. – Сколько мы существуем, мы все время составляли и обновляли эти стандарты. Их сейчас около 500. Они касаются сервиса и качества клинической работы, а также организации процессов в целом. Конечно, в СРО их будет меньше, и они будут более общими. Стоматология – наиболее активно развивающаяся область медицины, старых норм здесь быть просто не может. Нынешних технологий еще недавно не было. Мы готовы делиться нашими внутренними стандартами, чтобы они стали общими. Это стабильность и для пациентов. Сегодня чуть ли не под каждое действие мы вынуждены заключать отдельный договор. Приходит пациент в другую клинику – там договор другой. Кто прав, те или эти врут? Когда будет единый документооборот, пациенту такие вопросы не придут в голову. Думаю, становление новой системы займет лет 10. Хочется быстрее, но…»
Тем не менее представители этого СРО утверждают, что в ближайшие годы им предстоит разработать множество новых стандартов, в том числе по санитарно-экологическому режиму, работе врачебной комиссии и так далее.
Светлана Остренко признает, что руководство клиник, нагруженное рутинной работой, склонно не столько совместно разрабатывать документы, сколько переложить эту задачу на руководство объединения. Однако, по оценке Остренко, психологическая обстановка уже изменилась: «Мы устали от накопившихся проблем, и клиники видят в работе в рамках саморегулируемой организации отдушину, свет в конце тоннеля. На этой почве мы сильно сблизились в отношениях как внутри СРО, так и между ними, стали друзьями. Можем просто позвонить, даже ночью, и спросить, как решить такой-то вопрос. Нам не жалко обмениваться информацией – такого раньше не было. Когда мы проводим проверки клиник, нам показывают все документы и консультируются, как их оформить правильнее. Мы 20 лет были конкурентами, но сейчас все стало по-другому: мы понимаем, что у нас общие проблемы, нам есть что обсудить и решить вместе. Мы сотрудничаем с другими медицинскими СРО, распределили эту работу: кто какие документы готовит. Затем передадим их в Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения, который, в свою очередь, в органы исполнительной власти для одобрения».
Положенный по закону (федеральный закон от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях») компенсационный фонд СРО НП «Медицинская палата Санкт-Петербурга» пока минимален, единовременный взнос в него составляет 3 тысячи рублей. В других партнерствах также не скрывают, что компенсировать пока нечего, так как пациенты привыкли предъявлять претензии администрации клиник, отправлять жалобы в местные органы здравоохранения или, в крайнем случае, обращаться в суд; о саморегулируемых организациях они просто не знают. Пока Палата ни разу не воспользовалась фондом и, как предполагает ее исполнительный директор, в ближайшее время не воспользуется. К тому же повышение разовых и ежемесячных взносов, неизбежное со временем, сегодня может отпугнуть новых членов организации.
Более важными считаются контрольные функции: ежегодно СРО обязана проверить каждую вступившую в нее организацию. Надзорные органы вправе проверить лишь 10% членов СРО в год. В этом году закон был нарушен: федеральные инстанции «забыли» о нем, и в плане проверок оказалось 32% членов некоммерческих партнерств по стране. Результатом юридических баталий стало положение о том, что в 2014 году норма будет выдержана. Для собственных проверок Медицинская палата Санкт-Петербурга планирует готовить и аккредитовать экспертов по направлениям «обеспечение качества», «безопасность медицинской деятельности», «соблюдение требований охраны труда», «требований техники безопасности», «санитарно-эпидемиологического режима», по экологической безопасности.
Считается, что соблюдение стандартов во многом обеспечивается переподготовкой и повышением квалификации сотрудников клиник, входящих в саморегулируемое сообщество. Медпалата решила эту проблему благодаря тому, что в Группу компаний МЕДИ входит негосударственный Санкт-Петербургский институт стоматологии последипломного образования (СПбИНСТОМ). Однако Тамаз Мчедлидзе отмечает, что разрыв между новыми отраслевыми реалиями и старыми образовательными стандартами, придерживаться которых требуют проверяющие, существует.
По словам Светланы Остренко, создание СРО повлияло на отношения с органами государственной власти: «оно изменилось, это другой статус взаимоотношений».
Ассоциация частных клиник объединяет частные медицинские учреждения со штатом более 6 тысяч человек. Объем медицинской помощи, оказанной этими клиниками, в 2012 году составил около 6 млрд рублей при общем объеме платных медуслуг в городе 36,6 млрд рублей. В нынешнем году на долю ассоциации приходится 25% этих услуг. Это самая крупная, или одна из крупнейших, СРО частной медицины, объединяющая 27 брендов или более 80 клиник (каждый из брендов может включать несколько юридических лиц, например, у клиники «АВА-ПЕТЕР» – 11 филиалов, хотя это один член СРО).
В отличие от Медпалаты, которая добивалась регистрации два с половиной года, ассоциация прошла этот путь за год с небольшим. Здесь также разрабатываются свои внутренние стандарты (подробнее – в интервью на стр. 36).
Подобно Медицинской палате, ассоциация подписала договор с частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Академия медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева», которое действует при компании – члене партнерства. Но СРО не ставит задачу обязательного повышения квалификации сотрудников клиник через академию, чтобы члены сообщества не усмотрели в этом коммерческого интереса. Чтобы создать на базе ассоциации ее собственное образовательное учреждение, нужно гораздо большее финансирование, нежели взносы (30 тысяч рублей – вступительный, 10 тысяч – ежемесячный), однако подобный бизнес-проект не исключен.
ПРОБИТЬ, ПРОДАВИТЬ, УНИЧТОЖИТЬ
Московский медицинский бизнес с помощью саморегулирования часто добивается системных подвижек в отношениях с контролерами. По словам Сергея Лазарева, члены его СРО полностью исключены из проверок. «Как нам сказал один из начальников: «Что с вами связываться, у нас есть кого проверить», – рассказывает Лазарев. – Что касается внеплановых проверок, контролирующие органы очень пугает, когда есть большая группа предпринимателей, которые находят специалиста, хорошо разбирающегося в этих вопросах. Этот специалист прикрывает вас полностью своими знаниями, едва приходят из Росздравнадзора или из органов лицензирования, – они немедленно уходят, как это было во Владивостоке. Вопрос, касающийся взаимодействия с контрольными органами, – один из основных в саморегулировании. Чем хороша СРО? Приходит Росздравнадзор в Челябинске с проверкой, потом присылает акт. Там первое нарушение – отсутствие сертификата по организации здравоохранения. Организация пишет ответ: «Юристов нашего НП заинтересовал вопрос полномочий по проверке сертификатов, который не входит в сферу деятельности Росздравнадзора, так как это регистрационные требования. Решено отправить запрос в федеральный Росздравнадзор о наличии у его регионального управления полномочий по проверке сертификатов». На этом вопрос был полностью закрыт, потому что с чиновниками нужно работать. СРО позволяет контролировать эти ситуации и держать все в одних руках. Почему мы говорим о национальном объединении? Потому что это в первую очередь – лоббирование наших интересов. Мы пробиваем, продавливаем, мы просто уничтожаем многие вещи, которые нам мешают. Обязательное членство – это отмена лицензирования и кучи надзоров».
Уже теперь надзорный орган обязательно должен проинформировать саморегулируемую структуру о проверке участника сообщества. «Если к вам внезапно пришли, не рассказывайте сразу, что вы член СРО, а доведите проверку до середины, посмотрите, чего они хотят, а после этого спросите: а вы, собственно, поставили в известность нашу СРО? Ведь вы можете через суд аннулировать результаты проверки», – советует Сергей Мисюлин.
Однако большая часть медицинского рынка пока саморегулироваться не спешит. Заместитель генерального директора петербургского медицинского центра «Профессор» Олег Куликовский излагает позицию «неторопливого» большинства: «Требования федеральных органов известны, надо их выполнять. Вот СРО в строительстве – это понятно, поскольку мне шесть раз приходилось заниматься ремонтом медцентра. Там как-то это работает, и если дают документ, что фирма имеет право проводить такие-то работы, то СРО несет ответственность. Предположим, пошла трещина по фундаменту, и выясняется, что вы дали лицензию, а у них нет мощностей… У них саморегулирование вместо лицензирования. Но у нас-то лицензирование никто не отменял. Роспотребнадзор мы проходим, СЭС проходим, лицензионный отдел проходим, все документы есть. Зачем нам еще СРО? Я понимаю, что кому-то надо кормиться: отчисления и прочее – у них дети, внуки… Но нам-то что с этого? Может, я неправ, но тогда пусть расскажут, объяснят, что такое СРО, чем оно занимается в медицине. Я нигде об этом не читал».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«ЦЕЛЬ – НЕ БИЗНЕС-РЕЗУЛЬТАТ»
СРО в индустрии здравоохранения – инструмент политики, а не конкуренции
Генеральный директор НП СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга» Александр Солонин считает, что саморегулирование в медицинском бизнесе расширяться пока не будет.
– Какие клиники вступают сегодня в вашу ассоциацию?
– Заинтересованными оказались руководители таких организаций, которым нужно иметь юридическую и консультационную поддержку, они готовы двигать свои идеи в органы власти через СРО, защищать и продвигать свои интересы. Нужно объединять усилия для защиты от безумных требований контролирующих органов (в основном, в регионах – в Петербурге с этим более или менее нормально). Вот пришли два закона, один требует, чтобы в укладке для оказания скорой помощи был один комплект, другой закон предусматривает иную комплектацию. Если у тебя укладка по первому закону, проверяющие достают второй закон и накладывают штраф, и наоборот. Ни для кого не секрет, что во многих регионах существует «кормление» от проверок. Задача наших объединений медицинских сообществ состоит еще и в том, чтобы ввести все в разумное правовое поле. На проверку приглашается представитель СРО, и, если проверяющие безумны, на следующий день он обращается в СМИ, направляет в федеральные органы письма с запросами о нарушениях со стороны проверяющих и так далее.
– Большая часть рынка пока не охвачена саморегулированием. Сколько будет таких СРО через год-два?
– Если бы наши СРО действовали по правилам строительных и саморегулирование стало обязательным, наверное, организации сразу выросли бы, почувствовав коммерческий интерес. Пока членство в СРО не приносит коммерческой выгоды, прибыльности, не думаю, что количество СРО будет быстро расти. Но они должны создаваться в каждом регионе, потому что это площадка представления и отстаивания интересов частного сообщества в регионе.
– Вы не опасаетесь той болезни, которой переболели строительные СРО, – создания фиктивных организаций для выдачи разрешений и допусков?
– Нет, мы работаем в совершенно другом поле. В ближайшие три-четыре года едва ли сложатся предпосылки к штампованию СРО, как в строительной отрасли. В Санкт-Петербурге более 1200 частных клиник, а СРО может быть создано, когда объединяются 25 организаций. Только нашу ассоциацию можно было бы разделить на три СРО, но в этом нет смысла.
– Когда создавались строительные СРО, многие их члены, особенно мелкие организации, надеялись, что объединенное руководство будет обеспечивать их заказами. Ваши члены не говорили о таких коммерческих задачах? Например, о том, чтобы добиваться привлечения пациентов посредством госзаказа?
– Нет, дело в том, что, действительно, многие члены ассоциации работают в системе ОМС. Есть задача – расширить участие частных клиник в государственном секторе: бюджет ОМС очень большой. Но перед ассоциацией не ставится задача приносить заказы ее членам. Ассоциация совместно с Комитетом по здравоохранению города и ТФОМС могла бы усовершенствовать нормативно-правовую базу, чтобы было легче работать. Задача больше сводится к нормативному регулированию рынка, выполнению представительских функций для создания положительного образа, потому что важно, чтобы и врачи частного медицинского сообщества воспринимались адекватно на уровне городского и федерального медицинского сообщества.
Цель деятельности ассоциации – не бизнес-результат. Клиники могут использовать – и используют – контакты и представительства ассоциации в своих бизнес-целях. Мы анализируем материалы интернета, предоставляем аналитические обзорные статьи – облегчаем работу маркетинговым отделам частных клиник и так далее. Но это не помощь в достижении результата одной клиники по отношению к другой.
– Компенсационный фонд – это формальность или он может вам понадобиться?
– На сегодняшний день это, конечно, больше формальность, чтобы соответствовать закону. Но поскольку есть третейские суды и существует ответственность организаций, входящих в СРО, в перспективе будет решаться вопрос о страховании профессиональной ответственности врачей. Многие члены ассоциации уже застраховали ответственность своих сотрудников. Путь, наверное, в перспективе будет не через компенсационный фонд, а через такое страхование. Но пока компенсационный фонд проще с точки зрения организации. С 2016 года врач будет приближаться к полноценному субъекту медицинской деятельности. Отменят сертификацию, будет вводиться аккредитация. Профессиональное медицинское сообщество сложится и в рамках саморегулируемых организаций профессиональных медиков. То есть наши СРО, созданные по предпринимательскому типу, должны будут совместиться с саморегулированием медицинского сообщества по профессиональному признаку. Все это, конечно, приведет к интересной трансформации отрасли и организации здравоохранения в перспективе четырех-пяти лет.
– Ассоциация разрабатывает собственные стандарты, это какой-то особенный свод критериев?
– Ничего сверхъестественного, любая частная медицинская организация, которая стремится к удовлетворенности пациента, отвечает этим стандартам. У нас создан специальный комитет по стандартизации и информатизации, мы заинтересованы в расширении перечня стандартов. Но они все-таки должны облегчать характер работы медицинского учреждения. То есть если у нас клиника «АВА-ПЕТЕР» прошла систему менеджмента качества ISO-9000 и ее управленческие стандарты достаточно высоки, внедрен регулярный менеджмент, обслуживание пациентов ведется по определенным критериям, это не значит, что завтра мы потребуем от всех членов ассоциации иметь такую систему менеджмента качества. Расширять стандарты мы будем шаг за шагом.
Это стандарты, прежде всего, организационные. Мы не будем дублировать стандарты, введенные Минздравом. Пока на их разработку достаточно членских взносов. Но в дальнейшем могут потребоваться дополнительные расходы: сегодня у ассоциации не очень большой бюджет для одновременного решения текущих задач и разработки стандартов.
– Ваши бизнес-стандарты будут включать требования к качеству работы персонала?
– Думаю, будут принципы работы персонала, касающиеся и медицинского персонала, и немедицинского, обслуживающего звена. Важно, чтобы была создана технология не только лечения, но и обслуживания пациента в частных клиниках.
– Но многие врачи с утра работают в государственной клинике, а вечером в частной.
– Такое происходит даже в США.
– Не получится ли, что утром врач работает по одним стандартам, а вечером по другим?
– Первое время частным клиникам действительно приходилось в достаточно тяжелых условиях трансформировать мышление сотрудников. Потому что очень глубоко въелись эти «Закройте дверь!», «Что вы здесь ходите?» – такое отношение врача, медсестры, уборщицы, гардеробщицы к пациенту.
– Кое-где, судя по отзывам в интернете, они навязали и частным клиникам такую модель поведения.
– Есть такое. Стандартизация и подразумевает сочетание медицинской и сервисной составляющих. Но если в частной клинике гардеробщица один раз нахамила, мы не будем за этот единственный факт исключать из членов ассоциации. Мы предлагаем клинике, у которой есть негативные отзывы о работе регистратур, ответах по телефону, образовательный курс, тренинги для персонала и можем предложить ввести модель обслуживания пациента.
– Сейчас при вступлении новых членов вы учитываете отзывы о них?
– Да, учитываем, но это не значит, что если в интернете столько-то плохих отзывов, мы не примем. Отзывы иногда формируются конкурентами. Клиническое осложнение – не препятствие для вступления в ассоциацию. Препятствие – некорректное поведение игрока на рынке. Или отсутствие рекомендаций: эту клинику никто из членов ассоциации не знает. У нас не очень большой рынок, добросовестные клиники известны. Мы проводим аудит с посещением, знакомством, смотрим отзывы, не подразумевая, что эти отзывы будут в категорическом порядке приняты во внимание. И конечно, смотрим, какие работают врачи, какова их квалификация. Основная задача ассоциации – объединить клиники для высокой эффективности с точки зрения сервиса и медицины.