Как сообщили 30 июля в Минпромторге, в ближайшие дни будет опубликовано и до конца августа вступит в силу поста¬новление правительства, устанавливающее для фармацевтического рынка так называемое правило «Третий лишний», исключающее из госзакупок лекарственные препараты иностранного производства, если на тендер подано более двух заявок с лекарствами из России или стран ЕАЭС. Согласно подсчетам чиновников, в результате принятых мер российские производители будут получать дополнительно около 48 млрд рублей госзаказа в год.
Идею так или иначе ограничить доступ иностранных препаратов к рынку государственных закупок лекарств в Минпромторге вынашивали давно – по словам директора Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Ольги Колотиловой, как минимум с 2009 года. Однако всерьез об этом заговорили только в 2014 году, когда США и ЕС ввели против России экономические санкции и государственные мужи задумались об ответных мерах.
Некоторые горячие головы в Госдуме предложили вообще запретить импорт лекарств, у которых имеются отечественные аналоги, что, учитывая по-прежнему высокую импортозависимость фармрынка, могло привести к негативным последствиям в виде дефицита и роста цен.
К счастью, этот вариант не прошел, правительство предпочло разрабатывать схему «Третий лишний». Первыми под эти меры попали некоторые виды медицинских изделий – соответствующее постановление правительства было подписано в феврале 2015 года.
С этого момента стало ясно, что введение аналогичных мер на рынке лекарственных средств лишь вопрос времени. Основная полемика развернулась вокруг вопроса, какие именно препараты считать российскими, учитывая, что многие международные компании уже открыли в нашей стране производства (собственные или на контрактных площадках) с различной степенью локализации – от простой упаковки до полного цикла.
На специальном брифинге, состоявшемся в Минпромторге 30 июля 2015 года, заместитель министра Сергей Цыб рассказал, какие итоговые решения были приняты после согласования со всеми заинтересованными ведомствами, компаниями и отраслевыми союзами.
На самом деле, опять ничего нового. Постановление правительства «Об установлении ограничений на допуск лекарственных средств, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» будет касаться только препаратов из перечня ЖНВЛП (608 МНН) и только государственных закупок, осуществляющихся в соответствии с законом 44-ФЗ «О контрактной системе». Если на конкурс подаются заявки от двух или более производителей из России или стран ЕАЭС, участники из других стран выбывают автоматически.
Гораздо интереснее, как в Минпромторге решили закрыть вопрос о том, как оценивать национальную принадлежность того или иного продукта. Оказывается, все уже давно решено. «Все правила и критерии определения отечественного производителя описаны в соглашении стран ЕАЭС о единых правилах определения страны происхождения товара», – рассказал Цыб.
Иными словами, согласно действующим нормам, доля иностранных (то есть происходящих не из стран ЕАЭС) лекарственных компонентов не должна превышать 50% в цене конечной продукции.
Упаковочные предприятия потеряют статус «отечественных» с 1 января 2016 года.
В то же время документ выведет на рынок еще одного регулятора. Постановление предусматривает, что статус отечественного производителя фармкомпаниям необходимо будет подтверждать с помощью сертификата, выдаваемого Торгово-промышленной палатой сроком на три месяца. Именно этот срок, по словам Цыба, был выбран после обсуждения с фармсообществом – его признали комфортным для предприятий.
Придумали в министерстве и способ борьбы со злоупотреблениями на торгах, которые будут проводиться по схеме «Третий лишний». По словам Цыба, в постановлении предусмотрены пункты, запрещающие подачу заявок на один конкурс от аффилированных компаний. Насколько будет действенным этот запрет, правда, непонятно.
В арсенале крупнейших игроков рынка госзакупок есть по нескольку юридических лиц, через которых те участвуют в тендерах. Но прямую аффилированность связанных на деле компаний доказать нередко просто невозможно.
В Минпромторге, однако, верят в то, что порядка на рынке будет больше, и даже предлагают прогноз: благодаря всем этим мерам доля российских производителей на рынке госзакупок вырастет с 24% до 40% в денежном выражении и с 57% до 67% в натуральном. Учитывая, что общий объем лекарственных госзакупок составляет около 300 млрд рублей в год, российские производители и их коллеги из стран ЕАЭС получат дополнительно около 48 млрд рублей.
Цыб уверяет, что правительство не остановится на достигнутом – будут разработаны дополнительные меры господдержки, учитывающие степень локализации производства. Для производителей готовых лекарственных форм планируется ввести 30%-ную ценовую преференцию при заключении госконтрактов, а для фармпроизводителей полного цикла – 40%-ную.
Теоретический расчет нравится локализаторам. В вертикальных холдингах, ориентированных на рынок госзаказа, признаются, что заждались «Третьего лишнего». «Это постановление нужно для того, чтобы подтолкнуть компании к локализации, причем неважно, отечественная это или зарубежная компания. Главное, чтобы продукт производился в России. Хорошо и то, что эти меры вводятся не прямо сейчас, дается какой-то срок для того, чтобы компании успели перестроиться. Об этом говорится уже больше года, поэтому все, кто хотел, уже начали двигаться в нужном направлении. А кто не успевает – тем придется ускориться», – считает председатель правления ГК «ФармЭко» Виталий Смердов.