Аптечный конгломерат A.v.e Group и «36,6» продолжает подбирать активы на стратегическом для себя рынке столичного региона. Как стало известно VADEMECUM, напористому игроку, наконец, удалось договориться о сделке с владельцами сети «Витрум», закрывшей 2014 год с выручкой 2,2 млрд рублей. Громкого объявления о поглощении, вероятно, не будет: передачу сети новому управленцу оформят по обкатанной на «Аптеках Подмосковья» два месяца назад замысловатой схеме. Участники рынка отмечают, что издержки не сильно волнуют управленцев «36,6» и A.v.e, стремящихся к тотальному доминированию внутри Московского региона.
Управляемая ООО «Фармадент» сеть «Витрум» (61 аптека) работает на рынке Московского региона с 1996-го, но актуальное название получила только в прошлом году, заключив лицензионное соглашение на использование товарного знака Vitrum с производителем витаминных комплексов Unipharm. В 2002–2014 годах сеть работала под вывеской другого фармпроизводителя – Hexal, однако продлевать аналогичное лицензионное соглашение правообладатель в прошлом году не стал. Смена вывески росту продаж не поспособствовала – 2014 год компания закрыла с выручкой на уровне 2,2 млрд рублей, что на 9% меньше, чем в 2013 году. Отрицательную динамику среди сравнительно крупных игроков, работающих на столичном рынке, по итогам прошлого года не фиксировал больше никто.
Впрочем, о том, что владельцы сети перестали инвестировать в развитие, на рынке говорили последние два года. А осенью 2014-го появились первые сведения о том, что покупкой «Витрума» и «Старого лекаря» интересуются в «36,6» и A.v.e Group. Провести сделку по второй сети удалось сравнительно быстро – за пару месяцев. А вот собственники «Витрума» показали себя несговорчивыми продавцами. Владелец 51% долей в «Фармаденте» Владимир Лисенко начисто отрицал возможность продажи компании и факт каких-либо переговоров на этот счет. Гендиректор «36,6» Владимир Кинцурашвили вероятность сделки не комментировал.
Договориться с Лисенко и его партнером Николаем Голубевым (49% долей в «Фармаденте») удалось в середине мая, рассказали VADEMECUM поставщики «36,6» и A.v.e. Источник, близкий к руководству конгломерата, факт успешных переговоров подтвердил, но уточнил, что сделка не будет оформлена как прямая продажа долей. По всей вероятности, передача компании пройдет по той же схеме, что была использована месяц назад при приобретении сети «Аптеки Подмосковья» у холдинга «ФармЭко» Владимира Бабия. Сумму сделки и источник ее финансирования собеседник VADEMECUM назвать отказался. Соседи «Витрума» по московскому рынку оценивают приобретение в четверть годового оборота.
В предыдущей истории никакой официальной покупки не случилось: «Аптеки Подмосковья» просто вступили в маркетинговый альянс United marketing group (UMG, создан в 2009 году основателями A.v.e Group). Вообще, вступление какой-либо сети в UMG не означает, что та теряет независимость, однако история с «Аптеками Подмосковья» действительно была особенная. Собеседники VADEMECUM в «ФармЭко» говорят, что сеть полностью передана в руки A.v.e, но сама сделка была безденежная – аптеки пошли в зачет долга перед дистрибьютором «Ориола», который достался группе «36,6» вместе со «Старым лекарем». В «ФармЭко», кстати, сделкой очень довольны: источник в холдинге утверждает, что размер задолженности заметно превосходил стоимость бизнеса «Аптек Подмосковья». В начале мая у сети появился новый руководитель – Виталий Свиридов, ранее возглавлявший московскую сеть «Желаем здоровья», точки которой перешли к A.v.e и «36,6» в конце прошлого года. Тогда сделка тоже на бумаге не фиксировалась. Официально A.v.e и «36,6» ничего не покупали, а просто подписали арендные договоры с владельцами помещений исторических аптек «Желаем здоровья». О том, что менеджмент добровольно прекратившей существование сети (ее владелец, дистрибьютор «Авеста-Фармацевтика», решил расформировать розничный дивизион) перейдет на работу к новому арендатору, не сообщалось.
После покупки «Старого лекаря» конгломерату (на конец года в объединенную сеть входили 723 аптеки) безопаснее заниматься «собирательством», а не «охотой». Шансы, что антимонопольщики наложат на прямое приобретение вето, велики. В апреле VADEMECUM подтверждали в ФАС, что в декабре 2014 года ЗАО «Аптеки 36,6» действительно получало предписание службы «совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции» в трех подмосковных городах – Климовске, Юбилейном и Лыткарино. Источник в антимонопольной службе уточняет, что компанию обязали закрыть несколько точек в указанных городах, «чтобы избежать доминирующей монополизации рынка». Одна из точек «Витрума», кстати, работает в Климовске.
В теории у A.v.e и «36,6», сконцентрировавшихся исключительно на рынках Москвы и Подмосковья, достаточно вариантов для следующих приобретений. Сопоставимых с «Витрумом» по выручке «середняков», за счет которых можно качественно прирастить долю, в столице достаточно. В рейтинге ТОП100 аптечных сетей по итогам 2014 года 10 сетей с оборотом от 1,2 до 3,5 млрд рублей, в их числе – «Диалог», «ТриКа», «Лекрус», «Витафарм», «ИФК». В общей сложности на 1 января вся десятка управляла 450 аптеками с совокупной выручкой почти 19 млрд рублей.