15 Мая 2024 Среда

Треп до пяти
Анна Родионова, Татьяна Равинская Мединдустрия
18 мая 2015, 12:19
8001

Петербургские адвокаты увидели в споре пациента с частной «скорой» уголовную перспективу

Претензия петербуржца к частной службе скорой помощи «Корис ассистанс СПб» стала отправной точкой громкого скандала, участниками которого оказались крупнейшие частные медицинские центры Северной столицы, а также специализированное адвокатское бюро. Посчитав требования пациента на общую сумму 629 тысяч рублей «потребительским рэкетом», гендиректор службы «Корис» Лев Авербах решил оповестить о наличии претензии коллег и разослал по крупнейшим городским клиникам, входящим с ним в одну СРО, письма со своей оценкой произошедшего, а также текстом пациентской жалобы. Действия Авербаха стали поводом для иска в Калининский районный суд Петербурга: адвокаты пациента считают, что руководитель частной службы скорой помощи разгласил врачебную тайну и требуют взыскать с него еще 600 тысяч, а заодно возбудить уголовное дело по ч. 2 ст. 137 УК, максимальное наказание по которой – до пяти лет лишения свободы.

ФАРТ МИОКАРДА

Историю конфликта, в который оказалась вмешана практически вся частная медицина Петербурга, пересказывают юристы адвокатского бюро ≪Онегин≫, специализирующегося на медицинских спорах. Имя пациента – Игорь Коржов, а из материалов дела следует, что он – глава негосударственного пенсионного фонда. В октябре прошлого года петербуржец, почувствовав ≪интенсивные боли в грудном отделе, спине и руках≫, вызвал по полису ДМС частную скорую – ≪Корис≫. Из текста претензии (есть в распоряжении VADEMECUM) следует, что пациент предупредил медиков о том, что ему тем же вечером предстоит перелет в Калининград, а также о том, что он страдает гипертонической болезнью, в течение длительного времени наблюдается у врача-кардиолога и нуждается в постоянном приеме препаратов. В итоге медики разрешили пациенту перелет, но при посадке самолета в Калининграде у мужчины случился острый инфаркт миокарда. Санитарным транспортом пациента отправили в отделение неотложной кардиологии областной клинической больницы, где ему выполнили стентирование. На больничном пострадавший в общей сложности находился четыре месяца – до января 2015 года.

В марте, посчитав, что вина за произошедшее лежит на бригаде скорой помощи ≪Корис≫, пациент обратился в бюро ≪Онегин≫, специализирующееся на медицинских спорах, а после направил в компанию претензию на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в сумме 629 тысяч рублей.

На претензию гендиректор ≪Кориса≫ не ответил. Вместо этого он разослал по адресной базе СРО≪Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга≫ письмо, в котором назвал претензию ≪абсолютно необоснованной≫. По его словам, пациенту ≪сняли ЭКГ, на которой нет признаков ОКС [острого коронарного синдрома. – VADEMECUM], провели адекватную терапию и предложили госпитализацию, от которой он письменно отказался≫. Назвав в письме действия пациента ≪потребительским рэкетом≫, Лев Авербах, однако, главным объектом критики выбрал не его, а юристов ≪Онегина≫. Гендиректор ≪Кориса≫ предложил ассоциации ≪бойкотировать деятельность адвокатского бюро≫, подчеркнув, что адвокаты ≪зубы об него обломают≫, и отметил, что ≪письмо и все приложенные к нему документы могут быть цитированы, перепечатаны, ксерокопированы, распространены и т. п.≫. К призыву Авербах приложил полный текст пациентской жалобы, в которой в том числе приведены и персональные данные больного, и соответствующая медицинская документация.

В ≪Онегине≫ говорят, что узнали об обращении Авербаха от одного из членов СРО, получившего письмо на рабочий электронный ящик. Управляющий партнер адвокатской группы ≪Онегин≫ Ольга Зиновьева утверждает, что у письма 60 адресатов. Предложение же бойкотировать адвокатов в ≪Онегине≫, похоже, восприняли как личный вызов. По крайней мере Зиновьева говорит, что юристы безвозмездно поддержат пациента, чьи личные данные были вынесены в публичное поле. ≪Пациент публично унижен за факт недовольства услугами службы ≪Корис≫. Его документы разосланы множеству людей. Как видно из письма генерального директора, это сделано как раз с целью высмеять пациента≫, – замечает Ольга Зиновьева. В исковом заявлении указано, что письмо было разослано по электронным адресам, часть из которых не персональные, а ящики с адресом info.

29 апреля юристы ≪Онегина≫ направили в суд иск, касающийся врачебной тайны, и подготовили заявление о возбуждении в отношении гендиректора частной службы скорой помощи ≪Корис≫ Льва Авербаха уголовного дела по ч. 2 ст. 137 УК (разглашение личной тайны гражданина с использованием служебного положения). Кроме того, пациент планирует привлечь оппонента к административной ответственности за нарушение порядка обращения с персональными данными.

Лев Авербах все претензии к нему называет надуманными: ≪Это потребительский рэкет, они пришли с голословными заявлениями. Понимая, что ничего не добьются, они думают судиться не по существу, а цепляются к нюансам. А наказания за это никакого на самом деле нет≫. Свою линию защиты руководитель службы ≪Корис≫ строит на том, что пересылка сведений была не распространением, а предоставлением данных: ≪Врачебная тайна открыта определенному кругу лиц. Может быть, это не совсем корректно – без согласия пациента рассылать информацию, но мы это сделали, чтобы дать возможность коллегам посмотреть и определиться с качеством наших услуг. Кроме того, от нас ни адвокат, ни пациент ничего не узнавали. Они получили эту информацию от третьего лица, тот пусть и отвечает. Как только получим исковое заявление, попросим суд привлечь к ответственности того человека, кото- рый довел до них эту информацию≫.

ПУЛЬС НАВЫЛЕТ

Независимые юристы считают, что перспективы иска и заявления не столь туманны. По словам управляющего Центром медицинского права Алексея Панова, закон ≪О защите прав потребителей≫ исходит из того, что у потребителя отсутствуют специальные познания о свойствах услуг и товара. ≪В адвокатском бюро не обязаны проводить экспертизу качества оказываемых услуг, но могли предложить пациенту провести ее для обоснования его доводов. Окончательное решение все равно за потребителем. И если он считает, что услуга была оказана некачественно, то и претензия к медорганизации может быть подготовлена на этом основании≫, – поясняет Панов.

Кроме того, эксперт указывает, что врачебная тайна также является личной, а в УК существует ст. 137 о нарушении неприкосновенности частной жизни. ≪И если действия были совершены с использованием служебного положения – а в данном случае речь идет о руководителе частной клиники, – то здесь возможен штраф в размере до 300 тысяч рублей≫, – считает Алексей Панов. Нарушение этой нормы может грозить даже лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет. Алексей Панов считает, что частной скорой помощи нужно попробовать договориться с истцом в досудебном порядке, возможно, как раз с привлечением профильного СРО в качестве медиатора. Гендиректор Ассоциации частных клиник Петербурга Александр Солонин рассказал VADEMECUM, что история вокруг компании ≪Корис≫ будет обсуждаться на заседаниях Этического комитета и Координационного совета ассоциации (коллегиальный орган управления).

В ≪Онегине≫ уточняют, что сами направили в ассоциацию запрос об оценке действий гендиректора ≪Кориса≫. ≪Ассоциация старается дистанцироваться от компании ≪Корис≫, – считает Зиновьева. – Мысль о том, что вся частная медицина города в случае конфликта с пациентом обменивается его данными и шуточками по этому поводу, ей крайне неприятна≫. Впрочем, юрист признает, что попытку погасить конфликт уже предпринимали три руководителя частных клиник – членов СРО. Но успеха дипломаты не добились. ≪Гендиректор ≪Кориса≫ вынужден был публично извиняться, – отмечает Ольга Зиновьева – К сожалению, только за неприемлемые для деловой переписки высказывания, но не за сам факт распространения врачебной тайны пациента≫.

Конфликт постепенно перерастает в отраслевую усобицу, признают топ-менеджеры питерских клиник. ≪С моей точки зрения, Лев Авербах пытался использовать СРО для создания негативной коннотации в сложившейся спорной ситуации, рассылая письма негодования руководителям медицинских организаций с выпадами в сторону адвокатской группы ≪Онегин≫, – полагает управляющий партнер группы медицинских компаний ≪ЕвроМед≫ Александр Абдин. – Лично мне он заявил, что его целью является удаление одного из адвокатов бюро из координационного совета СРО. На мои увещевания не использовать СРО в своих манипуляционных целях Авербах никак не отреагировал≫. Совладелец компании ≪МедЭП≫ Александр Райтман считает, что руководитель частной службы скорой помощи ≪Корис≫ поступил чрезмерно эмоционально: ≪Нужно было подойти к делу профессионально и обратиться за экспертизой, тогда была бы соблюдена и тайна. А сейчас остается только дождаться решения суда. Посмотрим, будет ли прецедент≫.

Впрочем, сам Авербах скандала не боится: ≪Для нас это будет интересный опыт. Репутационные риски ≪Онегина≫ будут гораздо выше, чем мои, а я только выиграю – все понимают, что претензия несправедливая≫.

Не стоит, однако, забывать, что спорить с клиентом ≪Онегина≫ Авербаху предстоит в Петербурге: здесь суды не только чаще, чем в других регионах, принимают сторону пациента, но вдобавок бьют всероссийские рекорды по размеру присуждаемых компенсаций. И крупнейшее взыскание было наложено только в прошлом году: Приморский районный суд взыскал с Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова в пользу пациентки, потерявшей ребенка при родах, более 15 млн рублей.

частная медицина, корис, защита персональных данных, защита пациентов

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС