На прошлой неделе Счетная палата в очередной раз выступила с громкой критикой Минздрава. Оптимизация здравоохранения проводится в расчете на рост эффективности и доступности медицинской помощи, а их‑то в 2014 году, как следовало из доклада аудиторов, и не было. Получив критическую рецензию Счетной палаты, Минздраву предстояло отчитаться за проделанную работу перед президентом и на итоговой коллегии. Так ведомствам удалось подготовить два обстоятельных и правдоподобных доклада на одну и ту же тему, используя совершенно разные показатели.
ПОТЕРЯННОЕ ПО КОЛЛЕГИЯМ
Отчет палата представила 13 апреля, за два дня до коллегии министерства, где Вероника Скворцова должна была доложить об итогах проделанной работы. И, что еще важнее, за день до посвященной тем же вопросам рабочей встречи главы Минздрава с Президентом РФ.
«Вероника Игоревна, чем порадуете?» – спросил Владимир Путин. Возможно, именно из-за желания непременно порадовать выводы Минздрава с заключениями Счетной палаты так и не совпали.
Впрочем, полноценного ответа на претензии аудиторов в докладе Вероники Скворцовой тоже не прозвучало. А потому спора, пусть и заочного, наблюдатели так и не дождались. И хотя Минздрав и Счетная палата вроде бы высказывались на одну и ту же тему, внимание они акцентировали, как правило, на разном. «Самое главное, что проведенная оптимизация не привела к запланированным результатам по снижению смертности. Вместо предполагаемых 12,8 на тысячу населения по итогам 2014 года смертность, по данным Росстата, составила 13,1 на тысячу населения», – докладывал аудитор Счетной палаты Александр Филипенко, курирующий в ведомстве тему здравоохранения.
«Фактически мы сейчас достигли нашего национального исторического минимума и по материнской, и по младенческой смертности», – радовала президента Вероника Скворцова.
Счетная палата тем временем сетовала, что по целевым показателям оптимизации – смертности, числу дней работы койки, средней длительности лечения больного в стационаре и объему средств, полученных за счет реорганизации неэффективных медорганизаций, – плановых значений удалось достичь только пяти регионам. При этом, как указали аудиторы, региональные власти действовали «вразнобой», поскольку единой методологии выявления неэффективных ЛПУ и расчета потребности в объемах медицинской помощи Минздрав не создал. Вероника Скворцова же обращала внимание на успехи в информатизации здравоохранения, укреплении профилактики и даже записала на счет Минздрава «увеличение числа россиян, регулярно занимающихся спортом».
Среди проблем нормативно-правового регулирования Счетная палата указывала, например, на дефицитность и несбалансированность финансового обеспечения территориальных программ госгарантий бесплатного оказания медпомощи. Минздрав заочно ответствовал: подушевой финансовый норматив программы в 2015 году вырос на 12,7%, а расходы на здравоохранение в целом увеличились на 216,4 млрд рублей, или на 8,4%.
Простор для статистических выкладок дала докладчикам тема доступности медицинской помощи. Приводимые ведомствами показатели напрямую друг другу не противоречат, но все же рождают ощущение диссонанса. Минздрав, например, сообщил, что в малонаселенных пунктах с числом жителей менее 100 человек, где отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты, организовано 9 313 домовых хозяйств, которые могут оказать первую помощь. Более того, число врачей в сельской местности, настаивала Вероника Скворцова, увеличилось с 51,7 тысячи человек в 2013 году до 52,4 тысячи – в 2014-м. Согласно же данным, полученным в ходе проверки Счетной палаты, в России 17,5 тысячи населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, при этом более 11 тысяч из них расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач.
Виртуозное жонглирование статистикой докладчики продемонстрировали, комментируя состояние дел в службе скорой медицинской помощи. Аудиторы высказывали опасение по поводу значительного – с 2,1 до 2,25 млн – увеличения числа «безрезультатных» вызовов «скорой», в ходе которых помощь не оказывалась. Минздрав считал по-другому: за год бригады СМП выполнили 45,6 млн выездов, оказав при этом помощь 45,8 млн пациентов. Выходило, что количество случаев оказания помощи, как ни крути, превышает количество вызовов – пусть среди них и были «безрезультатные».
РОССТАТ РАСХОДЯЩИХСЯ ТРОПОК
Аудиторы в своем отчете особое внимание уделили так называемому региональному срезу: приводили показатели конкретных территорий, в то время как представители министерства предпочли оценивать изменения в федеральном масштабе.
Это вносило в сообщения Минздрава и Счетной палаты дополнительную дисгармонию. Декларируя в качестве одной из важнейших задач совершенствование и повышение доступности первичной медико-санитарной помощи, глава Минздрава сообщила: в целом в стране число амбулаторно-поликлинических посещений за 2014 год превысило 1 млрд. «Сроки ожидания оказания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые в два и более раз, – замечал со своей колокольни представитель Счетной палаты. – Например, в Пензенской области выявлено превышение предельных сроков ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме более чем на 20 дней».
Возможно, сказывался профессиональный бэкграунд докладчика: до прихода в Счетную палату Александр Филипенко более 15 лет служил губернатором Ханты-Мансийского автономного округа. Или отсутствие оного: Вероника Скворцова получила серьезный опыт погружения в региональный контекст, только став замминистра при Татьяне Голиковой (нынешней руководительнице Александра Филипенко).
Были в ведомственных докладах и идеологические расхождения. Счетная палата акцентирует внимание на том, что в регионах неотъемлемой частью оптимизации здравоохранения стало активное сокращение численности медработников. По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тысяч человек, при сохранении высокого, как подчеркнул аудитор Филипенко, уровня совместительства – около 140%. «Важнейшее условие эффективной работы отрасли – это обеспечение квалифицированными медицинскими кадрами», – сообщала глава Минздрава, добавляя, что по программам повышения квалификации за год было подготовлено около 200 тысяч врачей.
Если бы министерство и аудиторы обменивались тезисами напрямую, из слов Вероники Скворцовой наверняка можно было бы сделать вывод, что под сокращение попали только неквалифицированные работники. Более того, по версии Минздрава, благодаря широкому внедрению целевой подготовки в отрасли начал выправляться кадровый дисбаланс.
Важную роль в решении кадровых проблем, сообщила министр, играет рост социального статуса и уровня материального обеспечения медицинских работников. Действительно, в 2014 году среднемесячные зарплаты врачей, среднего и младшего медицинского персонала увеличились более чем на 9%. Правда, Александр Филипенко трактует это по-своему: «Рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных восьми часов врач работает 12 часов и более». Минздрав, не склонный акцентировать внимание на нарушениях трудового законодательства, описал ситуацию тактичнее – как «низкую долю фиксированной части дохода в структуре зарплаты при необоснованно высокой доле стимулирующих выплат».