Не адекватная затратам тарификация медицинских услуг, оплачиваемых из бюджета ОМС, давно беспокоит организаторов здравоохранения всех уровней. Системно занимающиеся этой проблемой специалисты Минздрава и ФФОМС надеются разрешить финансовую коллизию, используя модель клинико‑статистических групп (КСГ). Регуляторы, посвятившие последние четыре года разработке и внедрению российской версии этой методики, считают ее вполне состоявшейся: схему КСГ взяли на вооружение порядка 50 регионов страны. Однако Москва, где сконцентрировано большинство крупнейших федеральных медучреждений, в нынешнем году в число КСГ‑экспериментаторов не вошла.
В 2015 году жизнь медучреждений, оказывающих высокотехнологичную медпомощь (ВМП) за счет страховых средств, должна стать лучше и веселей. Оптимистический прогноз подтверждается заявлением Вероники Скворцовой, которая, выступая на недавнем тематическом заседании профильного комитета Совета Федерации, отметила, что в сформированных КСГ выделено «несколько видов высокотехнологичной помощи, чтобы существенно повысить тариф и сделать его самодостаточным, без дополнительных платежей». Какие именно случаи дорогостоящего лечения попали на особое обеспечение, министр не уточнила. Известно лишь, что выделенные виды медпомощи будут оплачиваться по полному тарифу, который существенно превышает аналогичный показатель 2014 года, складывавшийся из федеральной квоты на ВМП и стоимости сопутствующей специализированной медпомощи.
По замыслу регуляторов, клинико-статистическая группировка заболеваний как модель финансирования медпомощи призвана довести до совершенства тарифы не только на ВМП, но и на все прочие виды стационарных медуслуг. Система КСГ, обкатанная в странах Европы и США, предполагает объединение случаев заболеваний по профилю применяемой медицинской помощи и форме ее оказания. Основные критерии отнесения случая лечения к той или иной группе – код диагноза по Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и код хирургического вмешательства. Кодификация позволяет детализировать законченный случай лечения, что, по мнению специалистов Минздрава и ФФОМС, делает финансирование медпомощи адресным и более четким, чем оплата по медико-экономическим стандартам, несправедливо усредняющим параметры применения терапии.
Разработка и апробация КСГ в России началась не четыре года назад, а значительно раньше. Например, в Самарской области еще в 1991 году на основании 100 тысяч историй болезни пациентов стационара была сконструирована собственная пробная модель КСГ. Скалькулировав все расходы на один случай лечения, авторы методики смогли оценить стоимость одного койко-дня по каждому профилю медпомощи. С учетом этой калькуляции были рассчитаны тарифы, подразумевавшие доплату стационарам за их статус. Схожий опыт имели Калужская область и ряд других российских регионов. По данным ФФОМС, в 2009 году методика КСГ применялась при оплате медпомощи в пяти регионах страны.
Единую модель КСГ начали проектировать в 2012 году. Специалисты ФФОМС вместе с экспертами Всемирного банка, проанализировав затраты стационаров на медпомощь в Кировской, Липецкой и Томской областях, разработали на основе полученных данных первую федеральную классификацию КСГ. Этот регламент Минздрав и разослал в регионы для вольной апробации.
Как отчитывался тогда ФФОМС, во всех работающих по КСГ пилотных территориях отмечалась тенденция к снижению средней длительности пребывания больных в стационаре, увеличилась средняя сложность пролеченного случая, начали выравниваться тарифы. Постепенно к практике подключались и другие регионы, а 2014 год был объявлен переходным уже для всей отрасли. Соответствующее указание содержалось в постановлении правительства №932 «О программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Всеобщего перехода не случилось – к концу прошлого года методику опробовали 43 региона, а в ФФОМС расширили пилотный пул с трех подопытных субъектов до восьми и продолжили работать над совершенствованием модели. В декабре 2014 года свет увидела третья редакция методических рекомендаций по использованию КСГ.
О том, почему важнейшие для индустрии регламенты так тяжело пишутся и внедряются, VADEMECUM рассказала один из разработчиков методики – заместитель начальника финансово-экономического управления ФФОМС Инна Железнякова.
«КСГ ПРИШЛИСЬ КАК НЕЛЬЗЯ КСТАТИ»
– Насколько самостоятельные попытки регионов применить у себя подобие КСГ помогли вам в разработке единой универсальной модели?
– Тогда в стране существовало 84 автономных систем оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС. Каждый регион шел своим путем, классифицировал и группировал заболевания по-своему. Где-то подходили к этому вопросу обстоятельно, создавая справедливые модели оплаты медпомощи. Где-то предпочитали не детализировать каждый страховой случай, а платить одинаково за разное лечение по одному профилю. Например, в кардиологии: не было разницы, от чего лечили пациента – от нейроциркуляторной дистонии или от инфаркта миокарда, а оплата была одинаковой. Понятно, что никому в такой ситуации не интересно госпитализировать тяжелого больного, вкладывать в него медицинские ресурсы, получая за эту работу ту же сумму, что и за гораздо более легкий случай.
В одном регионе могло быть классифицировано и тарифицировано 20 тысяч заболеваний, а в другом – всего 30 профилей медпомощи. Однозначно были перекосы. Где-то за роды выплачивалось 50 тысяч рублей, где-то – 5 тысяч, и при этом невозможно было корректно произвести сравнение, так как в одном случае это могли быть осложненные роды, а в другом – средний тариф для акушерско-гинекологического отделения. Понятно, что в ряде случаев за тарифами могли стоять необоснованные приоритеты, а схема расчета была непрозрачной. Соответственно, не было справедливости в оплате медпомощи. Как это сравнивать и тем более анализировать? Никак. Существующая практика регионов была учтена, но требовала унификации, и КСГ пришлись как нельзя кстати. Этот способ оплаты позволяет сформулировать единые подходы, обеспечить приблизительно одинаковый уровень оплаты и, как следствие, качества оказания медпомощи в разных регионах. Все-таки тарифы, как показывает мировая практика, являются одним из главных рычагов в управлении организацией медицинской помощи и особенно структурой пролеченных пациентов.
– С чего начиналась единая система КСГ?
– В конце 2012 года мы составили первую классификацию, в которую вошла 181 группа заболеваний, отсортированных по МКБ-10 и кодам хирургического вмешательства. Она была довольно примитивной, но для тех регионов, где оплата производилась всего по 30 профилям, это был рывок вперед. А для тех, кто уже работал по 20 тысячам заболеваний, это, конечно же, было отступлением. В теории, чем детальнее группировка, тем справедливее оплата медпомощи. В реальности же, к сожалению, избыточная детализация позволяет медучреждениям фальсифицировать данные, предъявлять более легкие случаи к оплате как более сложные. Велик соблазн приписать себе то, чего не делал вовсе. Как только даются некие свободы, сразу начинается перетягивание каната, но объем финансирования всегда ограничен, значит, бесконтрольно направляя средства в один сегмент, мы наверняка потеряем в другом.
– Какое же количество КСГ будет оптимальным?
– В странах, работающих по КСГ долгое время, сформировано порядка 600–700 групп, и этого достаточно, у тех же, кто внедрял более тысячи групп, финансы распределялись неравномерно, снижалась экономичность системы в целом. У нас сейчас в общей сложности утверждены 352 группы – 258 по специализированным видам медпомощи и 94 по ВМП. Для нашей страны в данный момент это оптимальное количество, поэтому мы называем систему состоявшейся. Анализ практики пилотных регионов в 2014 году подтолкнул к тому, чтобы количество групп увеличилось на 60. Теперь корректировок в таком масштабе не потребуется, но, конечно, будут ежегодные точечные изменения. Меняется жизнь, меняются технологии, меняются приоритеты. Если система замерла на 10 лет, трудно говорить о ее эффективности.
– Как фонд будет вести корректировку модели?
– В 2015 году мы продолжим анализ практики регионов, а также значительно расширим количество медицинских организаций, на базе которых будут анализироваться затраты на оказание медицинской помощи в разрезе каждой клинико-статистической группы, аналогично тому, как это осуществляется в Германии, подходы которой мы брали за основу. И если в прошлом году в пилотных регионах мы проводили небольшую выборку учреждений – порядка 30, то в нынешнем году посмотрим на работу уже около 200 учреждений, в которых качество оказания медицинской помощи находится на высоком уровне.
«ТАРИФЫ НА ВМП ДОСТОЙНЫЕ, НИКТО НЕ ЖАЛУЕТСЯ»
– Из чего складывается стоимость конкретной медицинской услуги при расчете с помощью КСГ?
– Расчет производится с учетом средней стоимости законченного случая лечения – базовой ставки и трех коэффициентов. Коэффициент относительной затратоемкости устанавливается ФОМС – он соответствует нашим данным о том, как в том или ином регионе следует оплачивать медпомощь. Минфин устанавливает региональный коэффициент дифференциации – объективный показатель, применяемый только там, где он необходим. Стоимость одного и того же случая в Якутии и Смоленске будет разной, потому что коэффициенты дифференциации в этих регионах – три и один соответственно. Еще один коэффициент – поправочный, который регионы устанавливают самостоятельно. Это позволяет учесть региональные особенности оказания медицинской помощи.
– Что именно в структуре тарифа может быть «поправлено» по инициативе региона?
– В регионах ситуация с доступностью медпомощи разная. К сожалению, это реальность, с ней надо работать. Чем в большем объеме применяется та или иная медтехнология, тем она дешевле – растет объем закупок, снижается цена, амортизация оборудования распределяется на большее количество случаев, то есть сокращаются накладные расходы. Например, в Санкт-Петербурге или Татарстане стентирование при остром коронарном синдроме проводится практически каждому нуждающемуся, соответственно здесь эта услуга обходится дешевле. А есть регионы, в которых данный вид медпомощи только начинает развиваться, еще нет потока пациентов, оборудование работает не на полную мощность. Естественно, затраты будут превышать средние установленные по России, но направление нужное, поэтому регион для данной группы заболеваний может установить управленческий повышающий коэффициент. Когда появится поток, коэффициент нужно будет убрать. Мы объясняем, как это нужно делать, но, к сожалению, еще не все регионы научились управлять структурой госпитализаций в соответствии с рекомендациями. Постоянно держим этот процесс на контроле.
Точно так же, исходя из своей практики и статистики, ТФОМС может с помощью этого коэффициента понизить тариф так, что для стационара конкретная услуга окажется просто невыгодной. У нас нередко лечат в стационаре то, с чем можно справиться амбулаторно, например, острый бронхит.
– Трехуровневая система оказания медпомощи предполагает разные затраты на медпомощь в районных, городских, областных и федеральных больницах. Решается ли эта проблема при расчете с помощью КСГ?
– Для этого существует коэффициент уровня оказания медпомощи, который тоже входит в состав поправочного коэффициента. Не справляется больница на первом уровне – больной переводится на второй уровень или сразу на третий. Понятно, чем выше уровень, тем затратнее лечение. Не может медпомощь в районной больнице быть дороже, чем в областной или краевой больнице, хорошо оснащенной оборудованием. Если эта зависимость нарушена, значит, я уверена, средства используются нерационально. Поэтому необходимо, чтобы за одного больного с одной и той же патологией, если он лечится на более высоком уровне, производилась и более высокая оплата. Нормативные границы коэффициента плавающие, так что каждый регион может скорректировать этот показатель под себя. В ряде регионов есть и другая проблема – в учреждения третьего уровня госпитализируются пациенты, медицинская помощь которым вполне может быть оказана на первом уровне. Анализ госпитализаций в разрезе КСГ позволяет сразу же выявить эти нарушения.
– Почему же в таком случае многие московские медучреждения третьего уровня жалуются на трудности погружения в ОМС и низкие тарифы?
– Тарифы на ВМП – достойные, на них никто не жалуется. Не устраивает московские больницы стоимость специализированной медпомощи. Раньше они получали дополнительное бюджетное финансирование на это направление, которое с 2015 года сократилось. К сожалению, Москва до сих пор не перешла на КСГ, тарифы у них единые для учреждений всех уровней. Также очень жаль, что медицинское сообщество Москвы лишено возможности практического участия в разработке единой модели КСГ.
– Для тяжелых пациентов тоже предусмотрен отдельный коэффициент?
– Коэффициент сложности курирования пациента. Чаще всего он применяется в лечении детей до четырех лет и пожилых людей старше 75 лет. Дети госпитализируются вместе с родителями, так что нужны дополнительные расходы на их питание и койку. Понятно, что у больниц нет интереса брать на лечение пожилых пациентов. Порой «неприятие» доходит до отказа в медпомощи. И, для того чтобы хоть как-то заинтересовать медучреждения, предусмотрен отдельный поправочный коэффициент. Еще одна похожая проблема: наличие у пациента тяжелой сопутствующей патологии и осложнений. Есть конкретный перечень подобных рисковых ситуаций. Прежде всего это сахарный диабет, почечная, сердечная недостаточность и так далее. Если у пациента есть почечная недостаточность и он нуждается в гемодиализе, понятно, что затраты на него будут выше. Этот же коэффициент учитывает сочетанные хирургические вмешательства, когда за одну госпитализацию выполняется две и более операций. Например, на органах зрения, периферических венах, двусторонних грыжах.
«МЫ БОРЕМСЯ ЗА РАЦИОНАЛЬНОЕ УДОРОЖАНИЕ»
– Нет ли риска, что регионы начнут необоснованно использовать право на «поправку»?
– Естественно, мы контролируем эту ситуацию. Но практика показывает, что этого не происходит. Сделано абсолютно все, чтобы больницы не отказывались от тяжелых пациентов, применяли те технологии, которые им показаны. Вместо того чтобы пять раз госпитализировать пациента со стенокардией, целесообразнее один раз сделать ему коронарографию и отправить на стентирование. Вот и все. Сейчас система работает так, это будет выгодно учреждению. Мы боремся за то, чтобы дорогостоящее лечение было доступным, а его оплата – справедливой. Не так, как в нашей первой методичке: «коэффициент сложности курации устанавливается по решению комиссии».
– Сколько регионов уже используют единую методику КСГ?
– В 2014 году по нашей модели работали 43 региона, сейчас их около 50, пока эта цифра уточняется. Восемь пилотных регионов действуют как экспериментальные площадки – на них мы отрабатываем методики учета затрат, положительные наработки, они распространяются на все регионы.
– Что будет меняться в теории и практике КСГ в 2015 году?
– Сейчас для круглосуточных и дневных стационаров существует единая группировка заболеваний. Это неправильно. В дневном стационаре другие специфика работы и структура пациентов. Например, та же химиотерапия проводится в условиях дневного стационара, но базовая ставка на эту группу заболеваний здесь в два раза ниже, чем в круглосуточном стационаре. В итоге не хватает средств на препараты. А в других случаях, когда дневной стационар – госпиталь одного дня, стоимость лечения может быть в 10 раз ниже, чем в круглосуточном. Нужна отдельная группировка, что и будет сделано. Кроме того, необходимо спланировать точечные изменения в уже существующих группах, провести более широкий учет расходов на местах, скорректировать коэффициент затратоемкости лечения.