В истории Национального календаря профилактических прививок 2014 год определенно был знаковым. Благодаря включению вакцинации младенцев от пневмококковой инфекции в перечень госпрограммы ее общий годовой бюджет вырос в три раза. Повысив емкость Нацкалендаря, государство спровоцировало невиданную активность производителей и дистрибьюторов вакцин. Эпическое противостояние между Pfizer и GSK за госконтракт на поставку антипневмококковой вакцины стоимостью 4,05 млрд рублей, тем не менее, оказалось только прелюдией к настоящему переделу рынка. В ближайшие дни ОАО «Национальная иммунобиологическая компания» (НИК; «дочка» госкорпорации «Ростех») может объявить о передаче ей права единолично осуществлять поставки для Нацкалендаря. С этого момента все изменится не только для классических оптовиков, на протяжении последних лет работавших в Нацкалендаре, но и для производителей вакцин.
В НИК, которую еще в конце 2013 года в «Ростехе» учреждали как будущего монополиста на рынке иммунобиологических препаратов, не скрывали, что их цель – достижение «национальной лекарственной независимости». Быстрого захвата рынка, несмотря на личное участие в судьбе НИК гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова, поддержку президента Владимира Путина и партнерство с главой Минздрава Вероникой Скворцовой, не получилось. В закупочной сессии 2014 года по Нацкалендарю НИК участия не приняла ни в каком статусе (подробнее – в таблице «Петро Первый»). Отодвинув на время угрозу госмонополии, поставщики сами себя вели подобно монополистам. Иначе как объяснить, что Нацкалендарь – единственная бюджетная программа, в которой фиксировалась отрицательная динамика снижения начальной цены. Проще говоря, в контрактах по нескольким МНН фиксировалась сумма большая, чем была определена на старте торгов (подробнее – в таблице «Неснижаемый достаток»). Ничего подобного, к примеру, еще в 2013 году на торгах по Нацкалендарю не было.
Какой характер НИК продемонстрирует, став единственным поставщиком Нацкалендаря, еще вопрос. Предугадать тактику госкомпании можно только по выдержкам из официальной стратегии ОАО «Нацимбио», утвержденной в «Ростехе» в конце 2014 года. Из текста документа следует, что предприятия холдинга, который будет создан на базе НИК, сосредоточат у себя до 70% всего объема производства. Что же останется у частников? «До 30% выпуска отдельных вакцин (например, против гриппа, полиомиелита, гепатита B) в России будет дублироваться предприятиями, не входящими в холдинг», – отвечает на каверзный вопрос стратегия.
В этих тесных рамках нынешним лидерам рынка Нацкалендаря прежние объемы не уместить. Потому неудивительно, что именно крупные частные производители на прошлой неделе довольно нервно отреагировали на известие о том, что в Кремле согласовали-таки вопрос о статусе НИК как единственного поставщика Нацкалендаря. К концу недели первый стресс прошел. Даже американская Pfizer и ее российский партнер по производству антипневмококковой вакцины Превенар 13 НПО «Петровакс Фарм» сейчас (правда, неофициально) говорят, что скорые перемены невозможны. Очередной розыгрыш на 3,8 млн доз вакцины (а это чуть меньше годового объема) никуда из плана госзакупок не исчез. Все предварительные согласования по предстоящим торгам получены. В Минздраве неофициально подтверждают, что никаких единовременных перемен от будущего распорядителя Нацкалендаря не ждут и говорят, что так или иначе все шаги тот будет согласовывать с министерством. О направлении и широте этого марша – в ближайших номерах VADEMECUM.