Чтобы получить в полное распоряжение активы крупнейшего в стране производителя вакцин – НПО «Микроген», гендиректору «Ростеха» Сергею Чемезову пришлось ждать два года. 17 марта президент Путин подписал указ об акционировании принадлежавшей Минздраву компании и передаче 100% в пользу госкорпорации. Актив запишут, как и ожидалось, на «дочку» «Ростеха» – Национальную иммунобиологическую компанию (НИК). Теперь та сможет вплотную приступить к реализации амбициозного плана выстраивания монополии в системе Нацкалендаря прививок, а следом и в других емких сегментах рынка госзаказа. Правда, стратегия уже нуждается в коррективах: в отличие от Минздрава, ФАНО отказалось сдать «Ростеху» еще одного крупного производителя вакцин – предприятие Института полиомиелита и вирусных энцефалитов (ПИПВЭ) им. М.П. Чумакова.
Согласно указу президента, полный переход «Микрогена» в структуру ГК «Ростех» должен быть завершен через 18 месяцев. В госкорпорации «передачу» уже поспешили назвать «стратегическим решением в сфере обеспечения национальной лекарственной независимости». Программу модернизации и развития производственной инфраструктуры «Микрогена» в «Ростехе» еще не утвердили и отметили, что произойдет это только после того, «как будет проведен полный аудит предприятия». Инвестировать в модернизацию, по предварительным оценкам ГК, планируется порядка 10 млрд рублей. В «Микрогене» комментировать будущие преобразования отказались.
То, что «Микроген» в «Ростехе» рассматривают как стратегическое приобретение, стало ясно еще весной 2013 года, когда гендиректором НПО был назначен Петр Каныгин, экс-генеральный директор ОАО «РТ-Биотехпром», еще одной дочерней структуры госкорпорации. Уже летом 2013-го Сергей Чемезов обратился к Владимиру Путину с просьбой передать «Микроген», а также еще одного крупного государственного производителя вакцин, ФГУП «ПИПВЭ им. М.П. Чумакова», под контроль «Ростеха». Путин инициативу предварительно одобрил, однако в конкретный указ она воплотилась не сразу и не в полном смысле.
Чтобы завоевать «Микроген», главе госкорпорации потребовались союзники и терпение. Весной 2014 года Минздрав и «Ростех» заявили о стратегическом партнерстве и принялись вместе лоббировать в правительстве идею наделения госкорпорации правами единственного поставщика иммунобиологической продукции на 2014–2017 годы. Также они попросили отсрочить переход на GMP для государственных производителей вакцин, главным образом для все того же «Микрогена» и ПИПВЭ. Идея монополии в итоге поддержки до сих пор не нашла, а вот отсрочка модернизации госпредприятий возражений не встретила, хоть и не была закреплена в конкретном документе.
Внутри госкорпорации определенности было не больше. Главный вопрос – на какую структуру будут заведены госактивы – НИК или «РТ-Биотехпром» – стоял на повестке практически весь 2014 год. Относительная ясность появилась только после того, как Сергей Чемезов подписал Стратегию развития НИК до 2020 года. Согласно документу, оба госпредприятия («Микроген» и ПИПВЭ), а также крупные пакеты акций нескольких частных фармпроизводителей (подробнее в VADEMECUM #37 от 17 ноября 2014 года), должны быть приобретены и оформлены именно на НИК.
По писаному не пошло практически сразу. Первая же сделка в этой череде – покупка блокпакета рязанского фармзавода «Форт» – была оформлена вовсе не на НИК, а на «РТ-Биотехпром». Наконец, о переходе ПИПВЭ под крыло «Ростеха» теперь тоже речь не идет. В «Ростехе» подтверждают, что до конца 2015 года действует мораторий на сделку по этому активу. А источник VADEMECUM, близкий к руководству института, говорит, что в ФАНО, которому подчиняется Институт им. М.П. Чумакова, вовсе не планируют расставаться с ПИПВЭ: «На базе предприятия будет создана внедренческая площадка для НИИ, подведомственных ФАНО».
В то же время собеседники VADEMECUM внутри госкорпорации отмечают, что главный вопрос, который предстоит решить руководству «Ростеха», касается не собирания активов, а внутренней конкуренции. Группам влияния внутри ГК так или иначе придется договариваться о разделении сфер ответственности. «Условная граница полномочий существует. К примеру, НИК отвечает за коммерческий результат, строительство монополии на рынке госзаказа. А вот за развитие огромного производственного блока – площадок «Микрогена», курганского «Синтеза», «Форта» и так далее – уже другая компетентная команда», – рассуждает он.