В протоколе прошедшего 10 марта под председательством министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой заседания координационного совета по развитию государственно‑частного партнерства в здравоохранении зафиксировано предложение – провести тематический всероссийский конкурс на лучший отраслевой проект ГЧП. Критерии отбора лауреатов не уточняются. Впрочем, определить победителей, по всей вероятности, будет не так трудно: до стадии реализации из 22 заявленных за последние два года проектов ГЧП дожили только 11. Часть партнерских задумок заморожена, другие все еще находятся на стадии проектирования или строительства, некоторые уже на старте пострадали от столкновения с реальностью.
КУРС НА ТРИ БУКВЫ
Аббревиатура ГЧП стала регулярно звучать в выступлениях чиновников Минздрава два года назад, после того как Владимир Путин призвал медицинские власти активнее использовать в развитии индустрии здравоохранения частные инициативы и капиталы. Услышав призыв президента, в ведомстве стремительно организовали сразу две структуры, ответственные за ГЧП-проекты, – координационный совет под руководством министра и целый департамент инфраструктурного развития и государственно-частного партнерства. Новоиспеченные структуры должны были работать в связке – изучать отечественный и зарубежный опыт, агрегировать предложения по устройству механизмов ГЧП и нормативно-правовой поддержке такого сотрудничества, создавать тематические рекомендации для регионов.
Спустя год после старта активной фазы насаждения ГЧП в здравоохранении, 10 марта 2015 года Вероника Скворцова в третий раз собрала участников совета, чтобы обсудить достижения и провалы партнерских начинаний. В зачет «координаторам» пошло создание проекта методических рекомендаций, которые на время, пока не будет принят соответствующий федеральный закон, помогут участникам партнерских программ не сбиться с целей и формата кооперации. Теперь исполнители регламента должны будут согласовать документ с заинтересованными ведомствами и к апрелю 2016 года распространить твердое знание о ГЧП по регионам. По дате дедлайна нетрудно догадаться, что понимания сути партнерств на местах, равно как и в центре, до сих пор нет.
В целом обновленная «дорожная карта» по широкому внедрению ГЧП повторяет намерения Минздрава годичной давности – мониторить и анализировать региональные партнерские инициативы. Единственным свежим фрагментом плана продвижения медицинских ГЧП выглядит нацеленность на «заключение соглашений о реализации пилотных инвестиционных проектов по развитию находящейся в федеральной собственности инфраструктуры здравоохранения с привлечением внебюджетных источников финансирования на принципах государственно-частного партнерства».
Большего искать в резолюции заседания «координаторов» не следует.
Оставляя чиновникам бумажную архитектуру ГЧП, VADEMECUM решил помочь участникам координационного совета проанализировать, на какой стадии реализации находятся заявленные за последние два года проекты. Поскольку законодательного определения такой кооперации у нас пока не существует, а пионеры ГЧП-движения трактуют понятие каждый по-своему, VADEMECUM в своем экспресс-исследовании опирался на опыт европейских стран и США. Мы учитывали только классические формы ГЧП – концессии, совместные предприятия, контракты жизненного цикла и другие партнерства, в которые государство вкладывает имущество, средства или выступает соучредителем. Неконцессионные проекты, полностью финансируемые частными инвесторами, но работающие в системе госгарантий, например, частные диализные центры, оказывающие услуги по ОМС, в обзор не попали. Аналогичной позиции придерживался в своем исследовании ГЧП в здравоохранении и Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, назвав партнерства государства и частных компаний в организации диализа не настоящим, а «квази»-ГЧП. По тем же соображениям не рассматривались проекты аутсорсинга скорой помощи и прочих услуг.
В отдельную категорию мы выделили два партнерства, реализующие похожие идеи, – сети амбулаторных клиник шаговой доступности «Доктор рядом» в Москве и Euromed Group в Санкт-Петербурге и Ульяновской области. Столичный проект близок по своей форме к концессионному соглашению. Ключевым же мотивом для включения в мониторинг Euromed Group стало использование этой компанией особого формата партнерства: оператор не ограничивается контрактами с территориальным фондом ОМС, а заключает централизованные соглашения о государственно-частном взаимодействии с региональными властями, подразумевающие системную поддержку проекта. Таким образом, в мониторинг попали 22 ГЧП-проекта, развивающихся в 11 российских регионах. В опросе приняли участие около 30 представителей органов государственной власти, компаний, банков, кредитующих проекты, и медучреждений.
ИЗДЕРЖКИ БОЕМ
По данным VADEMECUM, в России по состоянию на 1 марта 2015 года запущены 11 медицинских ГЧП-проектов в формате концессий, СП и альтернативных форм кооперации. Совокупный объем заявленных инвестиций в медицинские ГЧП приближается к 10 млрд рублей.
Как показал опрос VADEMECUM, инвесторам уже на первых этапах реализации партнерских проектов пришлось столкнуться с множеством проблем – незапланированными издержками, низкими тарифами ОМС, неадекватным поведением государственных контрагентов (подробнее – в инфографике «Общие боли»).
Например, новосибирскому медицинскому центру «Авиценна» реконструкция взятого в концессию роддома в конечном счете обошлась почти в 100 млн рублей. «Здание требовало капитального ремонта, роды в нем не проводились. Мы его реконструировали, несем издержки, связанные с его содержанием, поскольку это памятник архитектуры, – рассказывает директор по развитию «Авиценны» Артем Пухальский. – Сегодня город имеет ухоженное историческое здание в самом центре. Сделка для муниципалитета, очевидно, не менее выгодна, чем для нас». Выбор в пользу концессионной сделки вместо строительства нового объекта, по словам Пухальского, был сделан в том числе и потому, что основатель «Авиценны» Борис Айзикович появился на свет в этом роддоме и в будущем хотел сохранить профиль деятельности учреждения на этом месте.
А вот председатель комитета по управлению бизнес-ресурсами компании «Спасение», взявшей в концессию здание поликлиники, Артур Нагимзянов в целом партнерскими отношениями с правительством Республики Татарстан доволен и сложности считает преодолимыми: «Для развития проектов ГЧП в здравоохранении необходимо увеличить тарифы ОМС и расширить перечень расходов, включенных в структуру тарифа, – на капитальный ремонт, на приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тысяч рублей, на оплату процентов по кредитам. Если государство найдет способ снять эти проблемы, то частных компаний, которые пойдут на сотрудничество, станет значительно больше».
С гораздо меньшим оптимизмом смотрит на свой партнерский долг инвестор новосибирского ЗАО «Городская стоматологическая поликлиника №6». Во-первых, частникам пришлось потратить на реконструкцию клиники вместо 7 млн рублей, оговоренных концессионным соглашением, более 26 млн рублей. Тем не менее социальные нагрузки с предприятия не сняли – частники за собственный счет обязаны ежегодно обслуживать до 300 льготников. Отношения с ТФОМС тоже складываются весьма странно: если поликлиника, исполняя госзадание в рамках базовой программы ОМС, обслуживает внеплановых пациентов, ее, по сути, штрафуют, оставляя превышение квоты без оплаты. «Но мы же не можем отказать больному в приеме, даже если задание уже выполнено! – сокрушается замглавврача поликлиники по экономическим вопросам Ирина Черкасова. – Трудно говорить о возвращении инвестиций, учитывая, что, помимо всех вышеназванных издержек, по концессионному соглашению мы ежегодно платим еще почти 5 млн рублей».
Тяжело находят общий язык с государственными партнерами не только игроки средней руки, но и гранды частной медицины. За примерами далеко ходить не надо. ГК «Медси», организовавшая в 2012 году совместное предприятие с ГУП «Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы», получила от города три больницы, четыре поликлиники и три санатория, оцененные аудиторами в сумму свыше 6 млрд рублей ($205 млн) в обмен на 25,02% объединенной компании. Привлечь иностранные инвестиции в модернизацию приобретенных объектов «Медси» не удалось, пришлось тратить собственные средства. А тут подоспел кризис, «Медси» вошла в режим жесткой экономии и конфронтации с представителями госпартнера (подробнее – в материале «За «Медси» следы», VADEMECUM #7 от 2 марта 2015 года).
ПО СТОЙКЕ «РЯДОМ»
Самыми успешными сегодня выглядят ГЧП-проекты по созданию амбулаторий шаговой доступности. Речь идет о мини-клиниках московской городской программы «Доктор рядом» и организации компанией Euromed Group офисов врачей общей практики «Полис. Участковые врачи» в Санкт-Петербурге и Ульяновской области. Роднят эти инициативы специализация, ставка на сетевой формат и громкий PR.
Пионером участковой тематики стала Euromed Group, открывшая в 2012 году сеть летних амбулаторий в дачных массивах Ленобласти, а затем повторившая сезонный опыт в городе, уже в партнерстве с Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга. Все услуги в офисе – прием врача общей практики, забор анализов, УЗИ-диагностика, оформление рецептов, справок и больничных – оказываются по тарифам ОМС. С начала 2014 года компания продвигает проект в Ульяновске, также арендуя помещения по льготной цене и работая по госстраховке. По словам исполнительного директора Euromed Group Ильи Иванова, сейчас планируется заключить соглашения о взаимодействии с администрациями Республики Татарстан и Ленинградской области. Продвижение проекта Иванов считает в целом удачным и досадует лишь на то, что ТФОМСы не позволяют частным партнерам по своему усмотрению тратить средства, полученные за оказанную медуслугу.
О том, как славно будет работать московская программа «Доктор рядом», знают, кажется, все, кто умеет читать и смотреть телевизор. В перспективность стартовавшей в 2013 году партнерской программы поверили не только телезрители, но и искушенные коммерсанты. Условия сотрудничества многим показались шикарными. Город передает инвесторам площади (200–300 кв. м) на первых этажах жилых зданий в аренду на 20 лет по льготной ставке – 1 рубль за кв. м в год. Оператор в ответ обеспечивает прием терапевта или врача общей практики по ОМС с годовым пациентским потоком не менее 8 тысяч человек, а все остальное пространство использует для продажи медуслуг.
На начало марта 2015 года из 33 помещений, разыгранных городом на специальных аукционах, частные амбулатории «Доктор рядом» открылись только в 20 точках (достижения операторов программы – в таблице «Московский бит»). Общий объем частных инвестиций в программу дотянул до отметки в 500 млн рублей. Справедливости ради отметим, что рабочих медцентров все же больше, а именно – 22. Дело в том, что пять арендных лотов достались ФГБУ «Поликлиника №1». И по двум адресам госпредприниматели уже ведут прием населения – на тех же условиях, что и частные операторы. Получается, правда, ГГП, но это, похоже, никого не смущает.
Партнеры программы в пяти из 11 нереализованных запусков утверждают, что готовят медцентры к открытию. В компании «Развитие-Плюс», арендовавшей два помещения, рассказать о судьбе партнерства не смогли. Еще один объект уже дважды терял «съемщиков» – компании «Аирмед» и «РВР-Медик» одна за другой от заезда на оговоренных условиях отказались, а право аренды помещения по адресу: ул. Новорогожская, 42, вновь выставлено на аукцион в апреле 2015 года.
Но и присевшие в «Рядом» инвесторы оказались в непростых условиях. По словам коммерческого директора сети клиник «Инпромед» Натальи Шулянской, городские поликлиники не заинтересованы в том, чтобы пациенты получали медпомощь на мощностях ГЧП-проекта: «Как правило, о новом медцентре знают только жители дома, в котором он располагается. Такая клиника обречена на долгое завоевание репутации. При этом в государственных поликлиниках пациентов никто не информирует о возможности записаться в удобное время на прием к врачу в нашем медцентре, информация об этом отсутствует, в терминале электронной записи нет медцентров проекта «Доктор рядом». Объявления, которые мы сами вешали в поликлиниках, тут же бесследно исчезали. Прием двух пациентов по полису ОМС в день – это, скорее всего, не та цель, ради которой реализовывается этот проект».
Переход поликлиник на подушевое финансирование и вовсе поставил под вопрос целесообразность существования «Доктора рядом». «МГФОМС довел до сведения частных организаций, работающих в ОМС, информацию о переходе на подушевое финансирование, от которого мы отказались, так как специфика клиник в рамках программы не позволяет оказать по ОМС весь спектр поликлинических услуг, – объясняет коллизию Шулянская. – Но теперь мы не можем принимать пациентов без направления из городской поликлиники. С начала этого года нам приходится принимать пациентов бесплатно, средств ОМС мы за эту работу пока не получали. Пишем письма в контролирующие органы, так как эта непонятная и неприятная для пациентов и для нас ситуация не может долго продолжаться».
С коллегой по ГЧП согласен коммерческий директор МК «Заботливый доктор» Александр Круглов: «Правила игры, выходит, разные – одни получают подушевое финансирование, в том числе и некоторые клиники по программе «Доктор рядом», а другие – принимают по направлениям. Это в поликлинике есть все виды услуг, а у нас ведет прием только врач общей практики, но чтобы к нему попасть, пациент должен взять направление в городской поликлинике. Зачем!»
В МГФОМС подтвердили, что в 2015 году для всех организаций амбулаторно-поликлинического звена были созданы равные условия для участия в ОМС, и это действительно коснулось сети «Доктор рядом». «Поликлиника получает подушевой норматив за каждого прикрепленного пациента. Если ему требуется услуга, которую в этой организации оказать невозможно, его направляют в другую клинику, – как могла, описала схему работы начальник организационно-аналитического управления МГФОМС Юлия Булавская. – Средства за оказанные услуги по тарифу ОМС ей по горизонтальному расчету перечисляет направившее пациента медучреждение». Проще говоря, поликлинике горздрава нет никакого резона помогать частнику пациентами и своей долей бюджета МГФОМС. И дистанция до «Доктора рядом» становится непреодолимой.
ШОКОВАЯ ФАБРИКА
На этапе проектирования и строительства, по данным VADEMECUM, сегодня находятся три проекта в формате концессии. Совокупно частные инвесторы намерены вложить в них около 9 млрд рублей. Но развиваются эти партнерства по-разному. Например, компания «Фарм СКД», концессионер самарского Центра экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии на базе КБ им. М.И. Калинина, обещает закончить проект в сжатые сроки. «Государственные партнеры упростили бюрократические процедуры, предложили льготные ставки аренды земельного участка, что, конечно, облегчило жизнь проекту», – доволен взаимоотношениями с партнером заместитель гендиректора компании по экономике и финансам Артем Литвишков.
А вот реконструкция московской ГКБ №63, которую в 2013 году взял в концессию Европейский медицинский центр, пока не началась. Как пояснил VADEMECUM совладелец EMC Игорь Шилов, инвестпроекты компании – в разработке, но конкретные планы будут строиться не раньше II квартала нынешнего года, когда стабилизируется банковский рынок.
Правительство Москвы только в середине марта определилось с инвестором для создания онкоцентров в Балашихе и Подольске. До конца месяца будет подписано соглашение с сетью центров ядерной медицины «ПЭТ-Технолоджи», и только после этого начнутся плановые работы.
Еще пять анонсированных ГЧП-проектов – на стадии поиска инвесторов. Например, в Чувашии конкурс на строительство второй очереди диагностического центра РКБ был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок. Новый тендер должны назначить до конца марта. В те же сроки должна решиться судьба Ленинградского областного центра медицинской реабилитации. Работа над этим проектом началась еще два года назад, но носила, как рассказали VADEMECUM в правительстве области, подготовительный характер.
Окончательно закрыты или безвременно заморожены еще пять проектов, четыре из них – в Санкт-Петербурге, который еще год назад в Минздраве РФ называли «безусловным лидером ГЧП». «Экономическая ситуация заставила нас временно притормозить активные действия в этом направлении, – объясняет вице-губернатор города Ольга Казанская, – потому что все крупные проекты, как правило, требуют банковского финансирования. Уровень процентных ставок нас не устраивает, поэтому, будучи в полной готовности, мы просто ждем более благоприятной ситуации на финансовых рынках, для того чтобы эти проекты запустить».
Лишь по одному из них – возведению и эксплуатации нового корпуса больницы №40 в Сестрорецке – дело дошло до согласования конкурсной документации, но проект взаимодействия с частным бизнесом был отложен. По словам Казанской, причины те же, банковские. Директор 40-й больницы Игорь Харин подтвердил: «Проект заморожен», что означает полную неопределенность с будущими инвесторами. В этой ситуации, по словам директора, нет смысла говорить и о выборе конкретного механизма ГЧП – формат может измениться.
Еще один проект взаимодействия частной и государственной медицины намеревался реализовать, независимо от правительства города, СПбГПМУ, где собирались с помощью инвесторов реконструировать и модернизировать КДЦ и создать на его базе Центр редких и наследственных заболеваний. К практическому воплощению так и не подступились, найти инвестора не удалось.
В Тверской области планировалось построить детскую поликлинику на 200 посещений в смену, и даже был найден потенциальный партнер – Верхневолжская концессионная компания. Но инвестора не устроили условия, и концессия провалилась.
На этом фоне идея Минздрава объявить всероссийский конкурс на лучшую ГЧП-инициативу выглядит весьма актуально: может быть, заявители хотя бы научатся формулировать трезвые и выгодные предложения инвесторам.