16 Мая 2024 Четверг

Киберпрострация
Ольга Гончарова, Марина Кругликова
2 марта 2015, 17:01
8315

Когда долгострой ЕГИСЗ будет сдан в эксплуатацию

Стройка пятилетки – создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) – возвращается на нулевой цикл. Это не столько волевое решение, сколько констатация: стартовавший в 2011 году проект фактически провален. Когда в декабре 2014 года интеграторами информатизации был сорван очередной дедлайн, генеральному заказчику, Минздраву, стало понятно: деньги потрачены впустую. Проблема даже не в том, что застопорились работы по развитию системы. На фоне фрагментарных сбоев все участники процесса забыли о концептуальном назначении ЕГИСЗ – создать единое цифровое пространство, позволяющее медучреждениям по всей территории страны быстро обмениваться данными о пациентах. Чтобы спасти инве­стиции, Минздрав сейчас разрабатывает единую инструкцию для интеграторов медицинских информационных систем (МИС) всех уровней. Однако перезапустить ЕГИСЗ сейчас будет гораздо сложнее – отпущенные на создание медицинского киберпространства 33 млрд рублей освоены и проект финансируется только из скромных регио­нальных бюджетов и за счет самих медучреждений.

В конце января нынешнего года министр здравоох­ранения РФ Вероника Скворцова провела совещание с разработчиками медицинских информационных систем из разных регионов России. Говорили о состо­янии и перспективах ЕГИСЗ. По итогам непростой беседы министр дала указание профильному департа­менту выработать единые требования к функционалу МИС, а по сути – написать инструкцию, которая позволит региональным интеграторам унифициро­вать содержание и структуру системных и сервисных продуктов. «В требованиях будет прописано, что должна включать в себя медицинская информаци­онная система, а дальше разработчики будут приво­дить свой софт в соответствие с этими параметрами. То есть регионы, наконец, начнут ориентироваться на единый стандарт и перестанут изобретать велоси­пед», – объясняет суть нововведений один из участ­ников совещания, директор по развитию компании «Комплексные медицинские информационные системы» (К-МИС) Александр Гусев.

Подчиненные пообещали министру подготовить «бумагу» в максимально сжатые сроки. «Такой доку­мент крайне важен для повышения качества функ­ционала созданных медицинских информационных систем, поэтому совместно с экспертной группой мы разработаем его и представим на общественное обсуждение в ближайшее время», – подтвердила в интервью VADEMECUM директор IT-департамента Минздрава Елена Бойко. И сдержала слово: 16 февраля Минздрав вынес на общественное обсуждение первый в ряду документов, которые регламентируют работу с МИС, проект приказа «Об утверждении Порядка ведения информационных систем, в том числе порядок и сроки предоставления в них первичных данных о медицин­ской деятельности».

У профильного департамента много причин для спешки. Дедлайны, обозначенные в Концепции развития ЕГИСЗ в апреле 2011 года, глобально сры­вались уже дважды.

«Дорожной картой» информатизации отрасли пред­полагалось, что система будет строиться в два этапа. В 2011-2012 годах все государственные и муниципаль­ные медучреждения должны были получить ком­пьютеры, подключиться к сети Интернет и внедрить основные прикладные сервисы, такие как удаленная запись к врачу и электронная медицинская карта. К тому же сроку планировалось создать федеральные сервисы ЕГИСЗ и начать строительство единого цен­тра обработки данных. На втором этапе – с 2013-го по 2020 годы – интеграторы, по замыслу, уже должны были развивать и дорабатывать действующие регио­нальные фрагменты системы, синхронизировать их с федеральными программами и, наконец, наладить бесперебойный обмен информацией между медуч­реждениями страны.

На реализацию первого этапа было выделено более 33,4 млрд рублей, около 72% из которых предоста­вил ФФОМС, остальное добавили регионы. Из этих денег свыше 29,4 млрд рублей потратили на ком­пьютерное оснащение медучреждений и создание прикладных сервисов системы в регионах, а около 4 млрд – на программы и центры обработки данных на федеральном уровне.

Однако ни благословение на строительство ЕГИСЗ от Владимира Путина, ни значительные финан­совые ресурсы не спасли проект от традиционных напастей – коррупционных подозрений, интереса правоохранителей, арбитражных разбирательств и кадровых выводов в отношении ответственных чиновников (подробнее – в таймлайне «Сдача и сбои»). В результате к концу 2012 года ни один из плановых показателей концепции выполнен не был. Причастные к проекту игроки рынка тогда назвали медицинскую IT-систему «лоскутной»: в одних регионах ЕГИСЗ функционировала почти штатно, в других – сбоила, в третьих – даже не на­чала внедряться (подробнее – в материале «Заласка­ли в лоскуты», VADEMECUM #18 от 21 октября 2013 года).

Весь 2013 год у интеграторов ушел на доработ­ку худо-бедно встроенных сервисов. Наконец, ответственные за информатизацию чиновники Минздрава отрапортовали, что базовый этап ЕГИСЗ завершен. «Региональные фрагменты внедрены практически полностью», – заявлял тогда в интервью VADEMECUM замдиректора Департамента информационных технологий и связи Минздра­ва Роман Сафронов, признавая, правда, годовое опоздание. В 2014-м планировалось перейти уже на следующий этап – развивать сервисы, работать над новыми программами, синхронизировать федеральные и региональные фрагменты системы. Вот только на продолжение строительства выде­лялось уже гораздо меньше средств: федеральный бюджет планировал потратить на доводку ЕГИСЗ только 700 млн рублей. Причем эта скромная сумма должна была распределиться между тре­мя назначенными едиными исполнителями проекта операторами – компаниями «Ростех», «Ростелеком» и НИИ «Восход». Финансовое же обеспечение региональных компонентов ЕГИСЗ полностью ложилось на плечи самих субъектов и медучреждений. На начало 2014 года реги­оны собирались совокупно потратить на раз­витие медицинской информатизации не более 1,5 млрд рублей.

Что же успели интеграторы за прошлый год? Судя по тому, что полноценное развитие ЕГИСЗ так и не состоялось, – не так много, как планиро­валось. По словам представителей федеральных подрядчиков, они главным образом занимались «работой над ошибками» и интеграционными процессами. «Мы бросили все ресурсы на под­держание и развитие федеральной электронной медицинской карты, электронной регистратуры и нозологических регистров. На новые сервисы не было ни времени, ни ресурсов», – признается заместитель гендиректора дочерней структуры ГК «Ростех» ООО «Национальный центр инфор­матизации» Александр Семенов. По словам руководителя проектов макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» Ксении Чагиной, в прошлом году на федеральном уровне «Росте­леком» оказывал услуги для резервного ЦОД Минздрава РФ, а также для защищенных сетей передачи данных, чтобы обеспечить доступ субъек­тов РФ к федеральным сервисам.

Но полноценная синхронизация федеральных и ре­гиональных сервисов не была реализована. Приняв прошлым летом у «Ростеха» работу по созданию второй очереди электронной регистратуры (ФЭР) и медкарты (ИЭМК), Минздрав разослал по стране письма с требованием немедленно интегрировать региональные сервисы с федеральными. Однако на местах готовность ФЭР и ИЭМК к такой синхро­низации по состоянию на 7 ноября 2014 года (более свежих данных в ведомственной базе документов по ЕГИСЗ нет) позволила подключиться к феде­ральным сервисам только 37 и 54 регионам соответ­ственно. По словам руководителя IT-департамента Минздрава Елены Бойко, к концу прошлого года 90% регионов прошли интеграцию с тестовой площадкой второй очереди ФЭР и ИЭМК, но к «бо­евой» до сих пор подключены лишь 20%. Сроки полной синхронизации федеральных и региональ­ных сервисов были сдвинуты на I квартал этого года.

Попытки синхронизации, помимо прочего, показа­ли, что внедрение даже базовых сервисов системы завершено далеко не везде. Например, по словам представителей администрации Ленинградской об­ласти, там к внедрению базового компонента МИС и не приступали. «О завершении процесса создания регионального сегмента ЕГИСЗ нельзя сказать и сейчас», – констатирует директор IT-департамен­та Минздрава Елена Бойко, опровергая тем самым бодрые рапорты своих предшественников.

Впрочем, у Бойко, как у ответственного предста­вителя госзаказчика, сейчас действительно нет времени искать и обличать виновных. ЕГИСЗ пора хоть как-то спасать, пусть через новое прочтение «дорожной карты». Пока проект ведомственного приказа, в котором прописывается порядок ведения медицинских информационных систем, напоминает кальку с концепции ЕГИСЗ. Но участники рынка не спешат с порочащими регуляторов выводами. «Вполне логично, что выходят нормативные акты, продолжающие суть концепции, – шараханий нам бы не надо», – пишет Александр Гусев из К-МИС на своей странице в Facebook.

Действительно, какие уж тут «шарахания», когда кругом бюджетный дефицит и заморозка проектного финансирования. Взять хотя бы тот факт, что в про­шлом году два десятка регионов страны на инфор­матизацию здравоохранения денег не нашли вовсе. Похоже, медицинский киберпроект, лишившийся сегодня прежней ресурсной поддержки, перестает быть интересен крупным федеральным интеграторам и уходит на откуп большому числу разрозненных подрядчиков.

информатизация здравоохранения, егисз

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС