16 Мая 2024 Четверг

«Построить систему с нуля и без проблем невозможно»
Марина Кругликова
2 марта 2015, 16:51
8137

Глава IT-департамента Минздрава РФ – о трудностях перевода российских медицинских организаций на современные технологии

Полгода назад в Минздраве в четвертый раз за время строительства ЕГИСЗ сменился директор Департамента информационных технологий и связи. Ответственную должность заняла Елена Бойко, ранее курировавшая информатизацию органов власти в Минкомсвязи. Деятельность ее предшественников сопровождалась кор­рупционными скандалами, пристальным вниманием надзорных органов и неоднократными предложениями найти, наконец, замену не справляющимся. Что Минздрав в итоге и сделал. Действующая глава IT-департамента министерства впервые рассказала VADEMECUM, почему создание ЕГИСЗ оказа­лось настолько трудным делом, что ей вновь приходится заниматься им практически с нуля.

– Ваши прежние коллеги из Минкомсвязи в по­следние годы методично критиковали Минздрав, в том числе за неумелое ведение госзакупок по ЕГИСЗ. Как так вышло, что именно вас пригла­сили в Минздрав?

– В Минкомсвязи я отвечала за развитие госуслуг в сфере здравоохранения и участвовала в межведомственной рабочей группе по созда­нию ЕГИСЗ, в прошлом году меня пригласили перейти в Минздрав России. Я не стала бы на­зывать слова моих коллег критикой. Скорее спор или дискуссия по очень сложному, многокомпо­нентному проекту. Многие из этих комментариев были приняты. Это рабочий процесс.

– Как вы оцениваете работу предшественников?

– Произошел существенный прорыв в инфра­структурном обеспечении медицинских орга­низаций, были заданы основные векторы раз­вития функционала информационных систем в здравоохранении.

Вместе с тем были и препятствия. Проект изна­чально был децентрализован, а с учетом того, что стадия НИОКР была пропущена, некоторые регионы при его реализации столкнулись с трудностями, к которым не были готовы. Так как участников проекта очень много (органы управ­ления и организации в сфере здравоохранения, руководители медицинских организаций, врачи, разработчики и многие другие), необходимо было создать для всех единое понимание плана меро­приятий по развитию каждого сегмента ЕГИСЗ и вовремя его корректировать.

Очевидно, что построить систему такого уровня, как ЕГИСЗ, с нуля и без каких-то проблем практически невозможно. Поэтому в каком-то смысле сегодня немного легче, потому что мы можем учитывать предыдущий опыт.

– Участники рынка говорят, что внедрение ЕГИСЗ, помимо объективных обстоятельств, тормозила банальная коррупция, замеченная на всех этапах строительства системы. Вы учитываете этот фак­тор в оценке текущего положения дел?

– Нужно признать, что недопонимание и вопро­сы могли возникать из-за отсутствия в концепции ЕГИСЗ четкой «дорожной карты» реализации системы, что делало процесс менее прозрачным.

– В конце 2013 года ваши предшественники заявля­ли, что создание регионального фрагмента ЕГИСЗ на местах завершено. Вы же объявили о финале этого этапа базовой информатизации лишь год спу­стя – в конце 2014-го. С чем связаны разночтения – с календарем, с терминологией?

– В соответствии с концепцией, этап базовой ин­форматизации должен был завершиться к концу 2012 года. В 2013 году разработчики МИС прово­дили адаптацию внедренных систем к процессам медицинских организаций. В 2014 году происхо­дила интеграция МИС с федеральными систе­мами ЕГИСЗ. В целом о завершении процесса создания регионального сегмента нельзя сказать и сейчас. Впереди огромная работа по развитию функционала существующих систем, подклю­чению пользователей и обучению медицинских работников, а также созданию и развитию ре­гиональных интеграционных систем.

– Какое финансирование предусмотрено на разви­тие федеральных сервисов системы?

– В декабре 2013 года распоряжением правитель­ства для обеспечения вычислительных мощ­ностей, сопровождения и развития ключевых компонентов федерального сегмента ЕГИСЗ были назначены единственные исполните­ли – государственные компании [«Ростелеком», «Ростех», НИИ «Восход». – VADEMECUM], с которыми Минздрав России будет заключать контракты. В настоящее время мы готовим для утверждения «дорожную карту», после утверждения последовательности реализации компонентов федераль­ного сегмента системы будут рассчитаны необхо­димые объемы финансирования.

– В конце января Фонд «Здоровье» потребовал от Минздрава отчета о выполнении госзака­за на работы по развитию ключевых подсистем ЕГИСЗ, затраты на который составили более 84 млн рублей. Общественников смутило, что серьезная работа по дорогостоящему контракту была выполнена за очень короткий срок – меньше чем за месяц. Скажите, как это удалось сделать компании-подрядчику ГК «Ростех»?

– Контракт, о котором вы говорите, связан с развитием, а не с созданием ключевых систем. После создания первой и второй очередей фе­деральных сервисов последовала их адаптация, в том числе реализация нового функционала уже существующих систем. Единственный испол­нитель ГК «Ростех» сопровождает эти системы уже год и находится в постоянном контакте с регионами. Частично «Ростех» сам формиру­ет план доработок, которые по согласованию с Минздравом России включаются в очередной этап развития систем. К моменту подготов­ки этого госконтракта «Ростех» обладал всей необходимой информацией по сопровождаемым системам, позволяющей оценить объем работ, и специалисты имели возможность подготовить­ся к их выполнению.

– Как сейчас, по вашей оценке, обстоят дела с раз­витием ЕГИСЗ в регионах?

– В части инфраструктуры рабочие места меди­цинских работников обеспечены необходимым оборудованием на 56%. Это средний показатель по всем субъектам. В некоторых регионах он лучше, но мы можем сделать вывод, что тоталь­ность в этом вопросе пока не обеспечена. Если говорить о программном обеспечении, почти во всех медицинских организациях, которые участвовали в программе модернизации здра­воохранения, были внедрены информацион­ные системы, которые обеспечивают ведение расписаний врачей. Во всех субъектах действует сервис удаленной записи на прием к врачу, многие внедрили электронный сервис льгот­ного лекарственного обеспечения и систему электронных медицинских карт. В настоящее время ряд регионов автоматизируют централь­ные лаборатории, переводят рецепты, справки и листки нетрудоспособности в электронный вид. Существенных успехов добились те субъ­екты, которые изначально рассматривали информатизацию здравоохранения региона как единый проект и его организацию выполняли централизованно.

– Сколько в среднем регионы закладывают в своих бюджетах на информатизацию здравоохранения в 2015 году?

– Для функционирования регионального сегмен­та ЕГИСЗ должны быть обеспечены сопровождение и развитие медицинских информационных систем, инфраструктура в виде компьютерного оборудования для медицинских организаций, каналы связи, региональный ЦОД, программное обеспечение для централизованных региональных систем и многое другое. Дополнительно необхо­димо профинансировать обучение пользователей, а также организационные работы по внедрению новых компонентов и сопровождению всего регионального сегмента ЕГИСЗ.

Очевидно, что расходы субъектов будут значи­тельно различаться в зависимости от численно­сти населения, размера территорий и состояния инфраструктуры. В основном расходы на вне­дрение информационно-коммуникационных технологий в медицинской организации финан­сируются за счет средств ТФОМС.

Важно понимать, что внедрение информаци­онных технологий подразумевает повышение качества медицинского обслуживания, облегче­ние работы медицинского персонала, улучшение здоровья пациентов. И может измеряться эко­номическими показателями. А значит, затраты на информатизацию в медицинской органи­зации должны сегодня рассматриваться как инвестиции, которые будут возвращены в виде сэкономленных средств от более эффективного расходования ресурсов и могут быть направлены на повышение качества и количества предостав­ляемых медицинских услуг.

– Сегодня все регионы интегрированы с федераль­ными сервисами?

– В рамках ЕГИСЗ функционирует большое количество систем. С некоторыми из них субъ­екты интегрированы и используют функцио­нал в полном объеме. Если говорить о системах ФЭР и ИЭМК, то более 90% регионов в течение 2014 года провели интеграционные работы на те­стовой площадке ЦОД, а около 20% уже работают с данными федеральными сервисами. В 2015 году все субъекты будут передавать информацию в фе­деральные системы.

– В прошлом году многие регионы жаловались на трудности при интеграции с сервисами ФЭР и ИЭМК. С чем это было связано?

– В 2013 году Минздрав России выполнял доработку федеральных систем, в том числе ФЭР и ИЭМК. Внедрение в промышленную эксплуатацию результатов работ происходило в 2014 году. По указанным системам были суще­ственно изменены интеграционные профили, что потребовало модификации соответствующего функционала на стороне региональных систем. Фактически субъекты дорабатывали свои систе­мы и заново проходили интеграционные тесты. Проанализировав трудоемкость этого процесса, Минздрав России в работах по развитию ключевых систем, произведенных в конце 2014 года, обеспечил преемственность сервисов взаимо­действия. В будущем при развитии систем также будет обеспечена преемственность, и дополни­тельная интеграция по уже пройденным этапам не потребуется.

– Действительно ли для регионов, где еще не впол­не состоялись собственные сегменты, так актуаль­на интеграция с федеральными сервисами?

– Повторюсь, федеральный сегмент ЕГИСЗ со­стоит из нескольких систем. С частью из них все регионы взаимодействуют уже продолжительное время, например, с системой ведения нозологических регистров. Важно производить интегра­цию с транзакционными сервисами, поскольку они обеспечивают в первую очередь сервисы для пациентов. Таким образом мы должны обе­спечить равные права и доступность услуг для граждан.

Региональный сегмент создается для того, чтобы обеспечить интероперабельность медицин­ских информационных систем, установленных в медицинских организациях региона, и создать единое информационное пространство, кото­рое позволит реализовать сервисы для оказания медицинской помощи на уровне региона. Для регионов, в которых еще не создан региональный сегмент и не развиты медицинские информа­ционные системы, часть федеральных сервисов особо актуальна, так как они в том числе обеспе­чивают необходимый функционал для предоставления услуг гражданам.

– Когда можно будет говорить о единстве феде­рального и регионального сегментов ЕГИСЗ?

– Технологически ЕГИСЗ станет единой систе­мой, когда все созданные медицинские информационные системы будут функционировать на основе единой нормативно-справочной информации, что обеспечит возможность обмена информацией в установленном формате. Это также позволит реализовать концепцию одно­кратного ввода и многократного использования первичной информации, полученной от меди­цинского работника, гражданина. Частично это работает уже сейчас, то есть информация из МИС передается в федеральные системы, но полномас­штабно заработает, когда все медицинские работ­ники будут иметь доступ в МИС, а МИС будут интегрированы в региональные и федеральные системы.

– Какие сервисы планируется включить в ЕГИСЗ в перспективе?

– Компоненты ЕГИСЗ должны развиваться на всех уровнях: федеральном, региональном и учрежденческом.

На уровне медицинских организаций будет развиваться функционал информационных систем, поддерживающий лечебно-диагно­стический процесс. Сейчас Минздрав России совместно с разработчиками медицинских ин­формационных систем прописывает требования к функционалу учрежденческих и региональных МИС, которые в итоге станут стандартом для внедренных информационных систем и повысят их качество. На региональном уровне необхо­димо запустить единую систему диспетчери­зации скорой медицинской помощи, систему телемедицинских консультаций, единый архив медицинских изображений. На федеральном уровне, кроме организации единых правил, нормативно-справочной информации, пра­вового обеспечения, необходимо создать еди­ные системы управления ресурсами, системы поддержки принятия врачебных решений. Еще один важный сервис, который мы в перспективе будем создавать, – обеспечение непрерывного медицинского образования. Нам важно, чтобы врачи в любой точке страны обладали равными возможностями доступа к образовательной ин­формации. Мы предполагаем, что первые курсы станут доступны уже в 2015 году.

информатизация здравоохранения, егисз

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС