Операторы рынка добровольного медицинского страхования (ДМС), обескураженные стагнацией 2013 года, в 2014‑м взялись за креативное обновление содержимого своих портфелей. Стандартные продукты подгонялись под запросы растущих целевых аудиторий, таких, например, как принудительно легализующаяся в России армия трудовых мигрантов. Нишевые программы типа онкострахования развивались как подспорье или альтернатива госгарантиям дорогостоящей медицинской помощи. Нашлось на рынке место и для экзотических идей по страхованию от поломки или потери коррекционных оптических медизделий, проще говоря, очков.
Итоги 2013 года вышли для работающих с ДМС страховщиков неутешительными: темпы роста по сравнению с 2012 годом сократились вдвое – до 5,8%. Показатель не удивил экспертов, тенденция к снижению наблюдалась несколько последних лет: в 2010 году прирост собранных премий составил 14,9%, в 2011-м – 13%, в 2012-м – 11,7%. Дальнейшее замедление никак не устраивало владельцев и топ-менеджеров страховых компаний, в большинстве которых прозвучал мобилизационный призыв. Торможение удалось преодолеть: по последним опубликованным ЦБ РФ данным, за девять месяцев 2014 года объем страховых премий в сегменте ДМС вырос по сравнению с 2013 годом на 10,4% и достиг 105,11 млрд рублей.
Впрочем, эксперты во многом связывают оборотный позитив с медицинской инфляцией – стоимость услуг растет, соответственно, увеличивается премия в пересчете на одного застрахованного. Но и скидывать со счетов дизайнерские усилия страховщиков было бы несправедливо. В площадку роста продаж операторы рынка превратили страхование жизни и здоровья гастарбайтеров. Непременное наличие полиса ДМС у любого трудоустраивающегося в России иностранца дискутировалось давно и не без участия страхового лобби, пока, наконец, не стало законодательной нормой – в декабре 2014 года президент подписал поправки в ТК РФ.
Страховщики к гарантированному росту спроса, конечно же, подготовились, включив в свои продуктовые портфели недорогие – по 2-3 тысячи рублей в год – полисы ДМС для трудовых мигрантов. Минимальное покрытие включает неотложную помощь и оперативное вмешательство в стационаре при травмах и острых заболеваниях, а также репатриацию тела умершего на родину.
В первой шеренге гастарбайтерской ниши выступила, например, страховая компания «ВСК», продвигающая специализированный продукт через отделения Почты России и Юниаструм Банка. С июля 2014 года программы ДМС для иностранных граждан реализует «Русский Стандарт Страхование», схожие пакеты есть у «Росгосстраха», «Allianz Медэкспресса» и у ряда региональных игроков.
По данным ФМС, за 11 месяцев 2014 года в Россию на работу прибыли 1,126 млн человек. При минимальной стоимости полиса в 2 тысячи рублей годовой оборот в этой нише легко мог превысить 2 млрд рублей. Участники рынка в среднесрочной перспективе оценивают рост продаж полисов ДМС для трудовых мигрантов до уровня 20 млрд рублей.
Модная тема государственно-частного партнерства в здравоохранении неожиданно проявилась на рынке ДМС еще одним продуктовым новообразованием. Весной 2014 года, выступая на конгрессе «Российская неделя ГЧП», ответственный за партнерство замминистра здравоохранения Сергей Краевой заметил, что в условиях нехватки бюджетных средств добровольное страхование вполне может стать альтернативой госфинансированию борьбы с онкозаболеваниями.
Нозологическая специфика проявилась тоже неслучайно: по данным МНИОИ им. П.А. Герцена, на конец 2013 года в России насчитывалось 3,099 млн раковых больных. При этом каждую третью упаковку препаратов пациенты вынуждены приобретать на собственные средства. В Минздраве, озвучивая онкологический призыв к страховщикам и страхователям, пообещали разработать на сей счет некие тарифные рекомендации. И разработали: по оценке Краевого, стоимость страховки должна равняться 5 590 рублям, а выплата в случае обнаружения онкологического заболевания – от 750 тысяч до 1,5 млн рублей.
Индивидуальную страховку «Управляй здоровьем!» с похожими параметрами предложила компания «ВТБ Страхование», чьим партнером в этом проекте выступает ООО «Центр персонализированной медицины». В страховой компании Allianz сделали ставку на корпоративных клиентов, которые получили возможность включить лечение онкологических заболеваний в базовый договор ДМС. Райдер стоимостью 3–8 тысяч рублей предполагает возможность амбулаторного и стационарного лечения в Европейском медицинском центре.
Спецпродукты онкострахования для физических лиц появились и в программах страхования жизни. Такой полис стоимостью от 4 до 15 тысяч рублей предлагает компания «ЖАСО-ЛАЙФ», предоставляющая в зависимости от вида и стадии заболевания возмещение до 7 млн рублей.
В июле 2014 года «PPF Страхование жизни» выпустила на рынок еще более специализированный продукт – полис «Глория», покрывающий лечение онкологического заболевания органов женской репродуктивной системы и полную или частичную мастэктомию в Москве или за границей. Ежегодная страховая премия при условии заключения 15-летнего контракта и сумме возмещения в 1,2 млн рублей составляет 28 тысяч рублей. Как утверждают в компании, уже за первые три месяца продаж клиенты приобрели около 3 тысяч полисов на общую сумму 23 млн рублей.
На онкологическом фоне контрастно выглядит продукт от компании «Русский Стандарт Страхование», затеявшей продавать страховые полисы от поломки и потери очков. Особых новаций, поясняют эксперты, тут нет – в европейских странах связанные с очками риски давно включаются в стандартные пакеты ДМС. В отсутствие российской практики оператор запустил этот полис по номенклатуре обслуживания рисков для мелкого имущества: новые очки стоимостью от 3 до 20 тысяч рублей можно застраховать на один год прямо в салонах оптики. Стоимость страховки составит 10–20% от цены самих очков, в случае поломки или утраты их можно будет починить или получить аналогичный товар в сети, где он был приобретен. Несмотря на сомнения наблюдателей, в компании надеются охватить очковой страховкой всех нуждающихся в коррекции зрения россиян, а это, между прочим, 40 млн человек.