09 Мая 2024 Четверг

Она не тонула
Анна Родионова Мединдустрия
8 декабря 2014, 17:31
6786

Как высокотехнологичную и специализированную медпомощь погружали в ОМС

Президент Путин 2 декабря подписал поправки в закон «Об ОМС» и скорректированный бюджет ФФОМС на 2015 год и двухлетнюю перспективу. Содержащиеся в этих законодательных актах новеллы, помимо при­общения к системе госгарантий оказания медпомощи Крыма и Севастополя, призваны направить денежные потоки из бюджета ФФОМС таким образом, чтобы русло одноканального финансирования не пересыхало. И главное, чтобы не сели на мель федеральные клиники, загруженные бюджетоемкими видами высокотех­нологичной и специализированной медпомощи.

Задачу из серии «невоз­можное возможно» законо­датели попытались решить, повысив проводимость сложной системы взаи­морасчетов и трансфер­тов между Минздравом, ФФОМС, его территори­альными подразделениями и, собственно, оператора­ми рынка медуслуг, нор­мированных программой госгарантий. Поправки, внесенные в ФЗ «Об ОМС» и сопряженные с ним законодательные акты, расширяют вариативность финансирования оказа­ния высокотехнологичной (ВМП) и специализирован­ной (СМП) медпомощи.

Аббревиатуры, вернее, обозначаемые ими виды медуслуг, тесно связаны друг с другом. По сути, определенной базовым ФЗ №323 «Об охране здоровья граждан», ВМП – неотрыв­ная часть СМП, что легко прочитывается в определе­ниях этих соседствующих в тексте закона, понятий. Если СМП включает «про­филактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специаль­ных методов и сложных медицинских технологий», то ВМП предполагает «применение новых слож­ных, уникальных и ресур­соемких методов лечения». С ВМП и было начато пресловутое погружение в ОМС. И погружаемая чуть не захлебнулась.

Вот как это было. С 1 ян­варя 2014 года 459 из 1 466 методов ВМП были пе­реведены на содержание ФФОМС и стали опла­чиваться через террито­риальные подразделения фонда, преимущественно по клинико-статистиче­ским группам (КСГ). Если раньше сектор ВМП напол­нялся средствами скупо, но линейно (есть квота на бюджетное финансиро­вание – больной получает лечение, кончились кво­ты – ждет следующего фи­нансового года), то теперь, при кажущемся достатке в ФОМС, финансовые потоки по дороге к паци­енту заплутали. Многие федеральные клиники, где по преимуществу и предо­ставляется ВМП, получили живые деньги значительно позже, чем требовалось. «Задержки с оплатой ВМП, оказываемой федеральны­ми ЛПУ, связаны, в первую очередь, с организацион­ными недоработками, – убеждена руководитель консалтингового отдела Aston Group Мария Сдвиж­кова. – Клиникам эле­ментарно недостает опыта работы в системе ОМС, и особенно – практики калькуляции по КСГ».

С 1 января 2015 года ВМП должна погрузиться в ОМС полностью. И регуляторы, надо отдать им должное, постарались исправить выявленные опытным пу­тем недоработки, главным образом – оптимизировать систему оплаты. Нынеш­ние поправки в закон «Об ОМС», по идее, долж­ны снизить риски недофи­нансирования. Механизм в законе описан весьма путанно, но если перевести текст с документального на русский, вырисовы­вается вполне понятный и вроде бы более надежный принцип действия. Уже переведенные в ОМС 459 методов ВМП будут, как и в текущем году, оплачи­ваться напрямую из средств ТФОМС, а на финансиро­вание погружаемых в стра­ховую систему 1 007 ме­тодов ФФОМС будет на­правлять целевые субсидии в федеральный бюджет, а затем Минздрав – распре­делять эти деньги по кли­никам. «То есть сохранится прежний и более понятный операторам порядок фи­нансирования федеральных медучреждений, оплата ока­зываемой ими ВМП пойдет из федерального бюджета, – поясняет профессор кафе­дры экономики и управле­ния здравоохранением НИУ ВШЭ Фарит Кадыров. – Просто первоначальным источником этих средств будет бюджет ФФОМС. Никаких дополнительных проблем здесь возникнуть не должно». На оплату ВМП в бюджете ФФОМС на 2015 год зарезервировано 82,1 млрд рублей.

Еще одна немаловажная законодательная новация призвана предотвратить коллапс финансового обеспечения той самой неразрывной общности ВМП и СМП. Раньше до клиник, оказывавших ВМП, финансирование на специализированную помощь, необходимую для завершения лечения или реабилитации пациента, доводилось отдельной строкой. С 2015 года тариф на оказание ВМП, поясня­ет глава ФФОМС Наталья Стадченко, будет включать в себя «эту подложку».

Но федеральные клиники могут предоставлять СМП и не применяя высоких технологий. Например, Петербургский НИИ дет­ских инфекций ФМБА вообще оказывает толь­ко специализированную помощь. В то же время из проекта постановления правительства «О програм­ме госгарантий бесплат­ного оказания гражданам медпомощи на 2015 год», где, в частности, оговари­вается финансирование подобных случаев, исчез пункт, который ранее предполагал оплату СМП из госбюджета. Однако заявленные в той же про­грамме целевые показатели доступности медпомощи обязывают медучреждения федерального подчинения продолжать оказывать СМП. Разрешить это про­тиворечие регуляторы тоже успели с помощью попра­вок в законы «Об ОМС» и бюджете ФФОМС. «Под­ведомственные Минздраву, ФМБА и ФАНО учреж­дения, предоставляющие СМП в рамках базовой программы ОМС, – по­яснила утверждавшим поправки сенаторам На­талья Стадченко, – могут рассчитывать на дополни­тельные средства в объеме 15 млрд рублей, зарезерви­рованные для таких случаев в нормированном страхо­вом запасе фонда».

Согласованная политика ФФОМС и Минздрава подталкивает федераль­ные клиники к скорейшей интеграции в ОМС. Ре­гуляторы всеми своими действиями настаивают: клинические центры, что­бы загружать себя работой и получать оплату за ока­занную помощь, должны налаживать с ТФОМС осмысленные связи. Отрас­левые эксперты не спорят с энтузиазмом чиновников, но указывают на многочис­ленные риски. «В условиях, когда фактически отсут­ствует возможность осу­ществлять расчеты между территориальными органа­ми ФОМС, в регионах раз­нятся тарифы на одну и ту же медпомощь, исполь­зуются разные системы кодирования услуг и про­чее, федеральным учрежде­ниям придется заключать столько трехсторонних договоров, в скольких регионах клиника плани­рует работать, – указывает на очевидные преграды Евгений Шевченко, руково­дитель управления незави­симого мониторинга фонда «Здоровье». – И, конечно, пациенты из регионов, с которыми у клиник нет таких договоров, лечиться там не смогут».

Большинство федеральных клиник располагаются в городах-миллионниках, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Ру­ководитель ТФОМС Пе­тербурга Александр Кужель высказывает опасения, что клиники не будут искать пациентов на отдаленных территориях, а «придут» за пациентами и деньгами в фонды своих регионов.

«Конечно, могут быть не­кие сбои, пока федераль­ные клинические центры не поймут, как им взаимо­действовать с ТФОМС, – размышляет зампредсе­дателя комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Костки­на. – Достаточного финан­сирования не имеет ни один регион, поэтому в бюдже­те ФФОМС и заложены страховые 15 млрд рублей, которых должно хватить на преодоление кризисных ситуаций».

вмп, смп, омс

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС