В Трудовой кодекс внесены поправки, обязывающие иностранцев, прибывающих в Россию на заработки, получать полисы добровольного медицинского страхования. Закрепленный законом регламент открывает для страховых компаний новую нишу с минимальным объемом 2–2,5 млрд рублей. Претендентов на обслуживание мигрантов среди страховщиков хватает, самые расторопные из них уже начали работать с целевой аудиторией, добавив в свои портфели специализированные продукты.
Темой страхования здоровья трудовых мигрантов Правительство РФ озабочено не первый день. В марте 2012 года Минфин предложил создать систему гарантий оплаты расходов на медобслуживание гастарбайтеров с помощью уже апробированных инструментов – полисов страхования выезжающих за рубеж граждан или полисов ДМС. Основным недостатком оставалась невозможность контролировать наличие у приезжающих на работу в Россию иностранцев медстраховки. Решение нашли в Министерстве труда и соцзащиты, где совместно с Федерацией независимых профсоюзов России подготовили проект соответствующих поправок в ТК РФ и в ноябре 2013 года внесли в Госдуму.
Согласно документу, подписанному Президентом РФ 1 декабря 2014 года, мигранты при устройстве на работу обязаны предъявлять полис ДМС. Без страховки иностранцы могут обойтись лишь в том случае, если заботу об их здоровье возьмет на себя работодатель, заключивший с медучреждением соответствующий договор о предоставлении платных услуг.
Объем медпомощи, который должен обеспечивать полис ДМС, авторы поправок не конкретизировали, ограничившись в финальной редакции предложением об оказании «такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме». Набор услуг, подходящий под это расплывчатое описание, включен в большинство существующих сейчас на рынке страховых продуктов. В минимальных пакетах это неотложная помощь при травмах и острых заболеваниях, угрожающих жизни человека, подразумевающая выезд бригады скорой помощи, оперативное вмешательство в условиях стационара. Кроме того, в каждой подобной программе присутствует услуга по репатриации тела умершего на родину.
Стоимость годовой страховки, обеспечивающей такой набор компенсаций, составляет в среднем 2-3 тысячи рублей. Амбулаторно-поликлиническая помощь и стоматология в минимальный пакет не входят, но могут быть включены в полис с доплатой. «По сути, это сильно урезанная программа стандартного полиса ДМС, – поясняет вице-президент ЗАО «Марш – страховые брокеры» Светлана Певнева. – Такие продукты уже сейчас пользуются спросом, тем более что страховщики предлагают весьма выгодную стоимость. С учетом числа мигрантов, приезжающих только в столицу, направление по праву можно назвать перспективным».
В настоящее время специализированные программы для трудовых мигрантов предоставляют несколько компаний – как крупные федеральные игроки, так и региональные операторы (см. таблицу «Рабочий полис»). Страховая компания ВСК начала работать по ДМС для мигрантов три года назад и сейчас продвигает продукт, организовав продажу полисов не только в собственных офисах, но и в отделениях Почты России и Юниаструм Банка. Как рассказали VADEMECUM в компании, страхователями одинаково часто выступают как сами иностранные наемники, так и их работодатели.
С июля 2014 года программы для иностранных граждан реализует «Русский Стандарт Страхование». Поимо трудовых мигрантов, компания предлагает страховку приезжим студентам. По словам заместителя генерального директора компании Михаила Копитайко, чаще всего за полисом обращаются частные лица, которые нередко страхуют также членов своих семей. В «АльфаСтраховании» линейку продуктов для мигрантов только готовят к реализации, в компании обещают, что их доступные по цене программы будут включать расширенный перечень страховых случаев. «Мы находимся в стадии переговоров с крупными партнерами по дистрибуции этого продукта», – сообщил директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС «АльфаСтрахования» Александр Лапунов.
По данным ФМС, за десять месяцев 2014 года разрешение на работу в России получили 1,044 млн иностранных граждан. При средней минимальной стоимости полиса ДМС в 2 тысячи рублей все прибывшие в этом году мигранты могли бы потратить на медстраховку в общей сложности более 2 млрд рублей.
Какая-то часть прибывших на работу иностранцев наверняка полисы приобрели по собственной инициативе. Статистика на этот счет пока не собрана, но предположить интерес целевой аудитории к ДМС уже можно. Санкт-Петербургское отделение Российского Красного Креста в конце октября опубликовало итоги опроса работающих в Северной столице мигрантов: более 70% респондентов слышали о ДМС и предпочли бы страховку платным медуслугам, однако купить такой полис смогли не более 30% опрошенных.
«По нашим оценкам, объем этого сегмента рынка на сегодняшний день сравнительно невелик – до 1 млрд рублей. Однако с увеличением охвата аудитории и по мере того, как мигранты будут покупать полисы с более качественным покрытием и, соответственно, более дорогие, рынок может вырасти на порядок, – говорит Михаил Копитайко. – Экспертные оценки объема этого сегмента очень разнятся, плавают в диапазоне от 1,5 до 20 млрд рублей в среднесрочной перспективе».
На расширение и качественные сдвиги в нише надеется и Александр Лапунов, замечая, что представленные на рынке продукты пока не нацелены на обеспечение иностранных граждан достойным медобслуживанием, а «дублируют то, что мигрантам и так обеспечено законодательством РФ – оказание экстренной медицинской помощи, медпомощи при угрозе жизни».
На развитие сегмента, полагают эксперты, способна повлиять и регуляторная политика регионов. В Москве, например, гастарбайтерам с 2015 года придется покупать полис ДМС, с которым можно будет прийти в любую поликлинику города. По планам столичных властей, перечень медуслуг по такому полису будет шире, чем в программах страховщиков: амбулаторно-поликлиническое обслуживание, возможность сдавать анализы, брать больничный, два-три раза в год посещать узких специалистов. Намерение ввести полис ДМС для мигрантов подтвердили в пресс-службе Департамента здравоохранения Москвы, но подробностей не раскрыли, уточнив, что разработкой программы занимается МГФОМС, где на момент сдачи номера не смогли рассказать о механизме выдачи полисов мигрантам. «Не исключено, что за региональными органами исполнительной власти останется право определять, какой именно документ должен быть у мигранта при трудоустройстве, – рассуждает директор департамента миграционного аудита и правового сопровождения юридических лиц ГК «ОСТ» Евгений Володин, – полис ДМС или прямой договор работодателя с медучреждением, например, с государственным ЛПУ. И второй вариант для региона может оказаться гораздо интереснее».
Заместитель главного врача по маркетингу Клинической больницы №119 ФМБА Вадим Кулибаба о прямых договорах работодателей с ЛПУ говорит скептически: «Это и для организаций, нанимающих россиян, не самое частое явление. Мы пытались заключить договор на оказание медуслуг с общежитием мигрантов, но это ни к чему не привело. Даже когда речь шла о 3–6 тысячах рублей в год, нам говорили: «О чем вы? Люди живут в комнате по четыре человека, все деньги отправляют на родину. Они приезжают не болеть, а работать. Поэтому скорая помощь для них – лучший вариант».