Историю с запретом на ввоз иностранных продовольственных продуктов государство пока на другие рынки транслировать не планирует. По крайней мере, от жестких запретов на закупки медизделий зарубежного производства чиновники отказались и уже проанонсировали, что протекционистские меры не будут носить для отрасли фатальный характер. На деле же разработанный Минпромторгом проект постановления правительства ≪по допуску отдельных видов медизделий≫ по нынешним меркам оказался еще более либеральным. Доля импорта в структуре рынка, если и изменится, то не сразу и не принципиально.
Первый проект правительственного постановления с длинным названием ≪Об установлении запрета на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд≫ был представлен 5 марта. По сути, документ без каких-либо оговорок предлагал ограничить доступ на рынок госзаказа 66 видов медизделий – от недорогих расходных материалов до дорогостоящих 128-срезовых томографов и перинатального оборудования. В марте, когда речи о торговой войне России и Запада еще не шло, документ был воспринят отраслевой общественностью просто как попытка уничтожения отрасли.
Участники рынка тогда сетовали, что документ никак не связан с развитием локализации. ≪Зарубежные товары и инвесторы просто отрезаются от российского рынка. И все≫,– недоумевала исполнительный директор ассоциации IMEDA Александра Третьякова.
В мартовском документе действительно не устанавливались ни порядок введения запрета, ни приоритетные направления, ни оценки тех ключевых технологий, которые нужны отечественному медрынку.
Уничтожать рынок, как выяснилось позже, в Минпромторге вовсе не собираются. В конце июля о проблеме высказался глава ведомства Денис Мантуров: ≪Мы решили перейти к практике ограничения вместо запрета, который предлагали ранее. При этом будем настаивать на приоритетных закупках отечественного оборудования≫. Новая редакция проекта постановления оказалась в распоряжении VM уже через неделю.
Ограничения на допуск к закупкам коснутся тех изделий, аналоги которых не выпускают хотя бы два производителя на территории России, Белоруссии и Казахстана. Одновременно сильно изменился и сократился (до 55 позиций) сам ограничительный перечень. В новой версии из дорогостоящих категорий остались только 64-срезовые томографы. А из новинок в ассортиментном листе можно отметить холодильное оборудование, ЭКГ, диагностические тест-системы, реагенты и так далее.
В новой версии проекта постановления Минпромторг объясняет, как правильно читать перечень. При закупках госзаказчику следует одновременно руководствоваться как кодом из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034–2007, так и названием вида медицинского изделия указанного кода.
≪Ограничения вводятся не на отдельно взятые код или наименование продукции, а на всю комбинацию, а закзачик попадает в зону действия этого постановления только тогда, когда необходимый товар относится и к соответствующим кодам, и имеет соответствующую формулировку≫, – поясняет член правления ассоциации ≪Росмедпром≫ Алексей Ванин. Он считает, что новый проект – более либеральный, чем представленный в марте: ≪Здесь происхождение капитала неважно, лишь бы производство было организовано на территории России. Да и объем закупок медизделий, фигурирующих в перечне проекта постановления, занимает лишь 10% всего рынка [по данным научно-технического центра ≪Медитэкс≫ государственные закупки медизделий в 2013 году составили 145 млрд рублей. – VM]. А еще нужно учитывать, что на рынке есть некая доля отечественных медизделий, так что замещение импортной продукции составит лишь 5-6%≫.