16 Мая 2024 Четверг

«Нам переданы одни из лучших санаториев страны»
Тимофей Добровольский Мединдустрия
9 апреля 2018, 10:28
Директор НМИЦ РК Наталья Старцева
Фото: Recipe.Ru
6385

Директор НМИЦ РК Наталья Старцева – о том, что происходит в штаб-квартире и филиалах головного санаторно-курортного учреждения Минздрава

С апреля 2017 года Наталья Старцева замещает на должности директора Национального медицинского исследовательского центра реабилитации и курортологии Минздрава (НМИЦ РиК) свою предшественницу Марину Герасименко. Прошлой весной центр попал в перекрестье многостороннего интереса: Минздрав рассматривал НМИЦ в качестве локомотива отраслевой реформы; ревизоры искали в госучреждении, обладающем солидным имущественным комплексом, нарушения; частный инвестор – АФК «Система» – по той же причине намеревался взять структуру в управление (Владимир Евтушенков успел заявить об этом, чуть ли не как о свершившемся факте, в эфире телеканала «Россия 24»). В интервью Vademecum Наталья Старцева рассказала об обстоятельствах своего назначения и том, какие партнеры нужны НМИЦ РК для модернизации санаторно-курортной индустрии.

– В НМИЦ РК вы пришли из правительства Сахалинской области, а до этого работали в Крыму – интегрировали республиканское здравоохранение в систему ОМС. В каком состоянии вы застали местную медицинскую инфраструктуру?

– Ситуация в Крыму была запущена – здравоохранение финансово и материально оставалось на уровне 90-х. По сметной системе на здравоохранение региона выделялся довольно скудный бюджет, которого хватало на две статьи – коммунальные платежи и минимальную зарплату медработников. Остальное ложилось бременем на пациентов и их родственников, хотя официально медпомощь оставалась бесплатной. Системы обязательного медицинского страхования не было вовсе. Такая картина открылась мне в апреле 2014 года, когда я, как представитель ФФОМС, приехала в республику, чтобы создать территориальный фонд. Дедлайн был жесткий – с 1 января 2015 года Крым должен был без каких-либо натяжек заработать в системе ОМС. Поначалу эта задача казалась невыполнимой – за полгода нужно было не только создать терфонд, но и застраховать 2 млн крымчан.

– Вы десантировались в Крым со своей командой, или пришлось формировать штат на месте?

– Кадрами мы занялись в июне 2014 года, как только получили из налоговой инспекции документ о госрегистрации ТФОМС. Территориальные фонды практически всех регионов страны откомандировали нам в помощь своих сотрудников – они обучали крымчан, принятых на работу в фонд, многие из них потом остались жить и работать на полуострове. Но, конечно же, основной штат – порядка 85% работников – в результате был укомплектован крымчанами.

– Как финансировалось здравоохранение Крыма в переходный период?

– Особым порядком. На закупку медикаментов и повышение зарплат врачей и персонала до среднего по России уровня в 2014 году буквально в течение 2,5 месяца были выделены деньги из федерального бюджета. Минфин, Минздрав, ФФОМС и Госдума сделали все необходимое для того, чтобы регион получил эти деньги своевременно. А уже осенью был принят закон о финансировании ТФОМС Крыма на 2015 год – республика стала полноправным участником страховой системы.

– Кто и как позвал вас в НМИЦ РК? Какие задачи нужно было решать в первую очередь?

– Предложение возглавить центр поступило от министра здравоохранения Вероники Игоревны Скворцовой. Мое назначение практически совпало с выходом приказа Минздрава об изменении статуса центра – в первую очередь предстояло решать задачи по созданию профильного учреждения национального уровня, что потребовало изменения учредительных, правоустанавливающих и разрешительных документов НМИЦ и всей филиальной сети. Безусловно, потребовалось сформировать новые структурные подразделения, призванные решать поставленные задачи центра, в том числе наладить аналитическую работу по всем основным направлениям деятельности, подготовить предложения по внесению изменений в нормативные документы, регламентирующие деятельность санаторно-курортного комплекса. Еще одна стратегическая задача – актуализация данных о состоянии медпомощи по профилю «медицинская реабилитация» и составление «паспорта» субъекта Российской Федерации по данному профилю. Все эти административные и нормотворческие задачи не должны были снизить научный потенциал центра. Напротив, от нас требовалось развивать новые направления, например, онкореабилитацию. Недавно мы отчитались о восьми проведенных НМИЦ РК в 2015–2017 годах научно-исследовательских работах – правда, об их успешности можно будет судить, когда научный опыт начнет тиражироваться в медучреждения в том числе санаторно-курортной отрасли. На следующие три года нам утвердили еще 11 научных тем.

– У НМИЦ РК есть собственные санаторно-курортные объекты. В каком они сегодня состоянии?

– В прекрасном. В нашу структуру переданы одни из лучших санаториев страны.

– От вас требовалось вывести центр на определенные финансовые показатели?

– Главные требования учредителя – финансовая устойчивость, выход на безубыточность и формирование профессиональной команды, которая сможет решить главные задачи центра: наука, медицина, образование и экспертиза природных лечебных ресурсов. Конкретные финансовые показатели не назывались, сроки не ставились. Требовалось завершить процедуру передачи имущественного комплекса присоединенных к центру санаториев Минздрава в Кавказских Минеральных Водах. Поверьте, это колоссальный объем работы, которую мы за 10 месяцев, что я исполняю обязанности директора, на 80% выполнили.

– В таком случае, почему в Минздраве России решили назначить директором НМИЦ РК не медика, а управленца? Врач Марина Герасименко не смогла добиться устойчивого финансового положения?

– Не в моих правилах обсуждать деятельность предшественников. Наверное, у министерства были основания для такой ротации. Прошлая команда, мои коллеги работали в сложных условиях, центр более 10 лет находился в стадии реализации инвестиционного проекта. За это время он выпал из профильной сферы деятельности, а впоследствии столкнулся с серьезными проблемами организационного, административно-управленческого и, действительно, финансового характера. Многое было реализовано, но остались и пробелы. Учредитель поручил мне их ликвидировать.

– Прошлой весной СМИ писали о том, что вы, возглавив центр, в первую очередь серьезно сократили штат. Это так?

– Ни один профессионал – научный или медицинский сотрудник – не был уволен или сокращен, потому что моя кадровая политика была нацелена на максимальное сохранение профильного потенциала всех подразделений. Но ряд управленческих позиций пришлось пересмотреть по объективным причинам. В течение 10 месяцев в центре прошли три проверки – независимая аудиторская, комплексная Минздрава России и ревизия Казначейства РФ. По их результатам и были приняты кадровые решения – команду покинули несколько человек, которые, если можно так выразиться, «перепутали» частное и государственное здравоохранение. Коллектив меня понял, во всяком случае, воспринял мои действия позитивно. А вбросы в СМИ, о которых вы упомянули, были инициированы этими двумя-тремя людьми, уволенными за недобросовестное отношение к исполнению своих обязанностей. На сегодняшний момент команда НМИЦ РК сформирована на 70%, мы еще в поиске профессиональных кадров.

– К слову, о ревизиях – говорят, кроме Минздрава и Казначейства центр проверяли Росздравнадзор и даже ФСБ.

– О проверке ФСБ у меня нет никакой информации, а Росздравнадзор в декабре пристально изучал нашу деятельность в сфере лекарственного обеспечения пациентов. На 80% выявленные всеми ведомствами недочеты сейчас устранены.

– Почему Минздрав России отказался от сотрудничества с АФК «Система», или этот вариант государственно-частного партнерства вообще не рассматривался?

– О планах сотрудничества центра и АФК «Система», в том числе в формате ГЧП, мне ничего не известно.

– То есть Владимир Евтушенков в Минздрав не обращался?

– Я не осведомлена ни о каких предложениях господина Евтушенкова в адрес министерства. В центр он тоже официальных предложений не направлял. И Минздрав, в свою очередь, никогда передо мной задач подобного рода не ставил. Никаких официальных документов по поводу такого ГЧП – ни с АФК «Система», ни с кем-либо другим – я не видела.

– Может быть, существовали какие-нибудь неофициальные договоренности?

– Кроме сюжета в эфире телеканала «Россия 24», в котором глава АФК «Система» выдавал желаемое за действительное, не было абсолютно ничего.

– Хорошо, чисто гипотетически – какой формат сотрудничества с частными инвесторами мог быть уместен в случае с НМИЦ РК?

– На сегодняшний момент, как мне представляется, в связи с изменением статуса учреждения, формат ГЧП для нас не особенно актуален. 

– Национальная курортная ассоциация (НКА), возглавляемая одним из первых руководителей центра курортологии Александром Разумовым, сообщала о планах объединения собственного рейтинга санаториев с рейтингом, который будет подготовлен НМИЦ РК. Вы достигли соглашения?

– Нет. Тем более что официально Минздрав не передавал нам полномочия, не ставил перед нами задач по созданию собственного рейтинга. Что касается НКА, то от ассоциации никаких официальных предложений о совместной работе также не поступало. Тем не менее свои наработки по такому рейтингу у нас есть.

– Какие именно?

– Мы совместно с одной общероссийской общественной организацией разработали прототип системы балльной оценки санаториев, как медорганизаций. Основа оценки – 90 критериев по 27 группам признаков. По этой системе мы оценили 194 санаторно-курортные организации – 74 государственных и 55 частных. Большинство из них показали достойный результат.

– Если появится поручение Минздрава о составлении рейтинга, вы готовы будете подключить к этой работе НКА?

– Как именно оценивает санатории НКА, я не знаю, но мы готовы обсуждать сотрудничество с ними, потому что, на мой взгляд, санаторно-курортные организации должны получать как минимум две независимые оценки. Одну – по качеству и комфорту размещения, другую – как медицинская организация. Двухкомпонентная система оценки позволила бы санаториям не только выделиться на фоне других объектов туриндустрии, но и стать надежным ориентиром для физических и юридических лиц при выборе профильного учреждения.

– Основой для составления рейтинга должен стать Государственный реестр курортного фонда. В какой он сейчас стадии готовности?

– Мы уделяем очень много сил и времени формированию открытой и закрытой частей реестра, его максимальной адаптации для пользователя. Это первая часть глобальной работы, которая станет основой для дальнейшей реформы санаторно-курортного комплекса.  Реестр – динамическая, постоянно развивающаяся система, в которую постоянно будут добавляться новые организации и исключаться те, что закрылись, поэтому определить финальную точку в работе над ним очень трудно. Основные сведения о санаторно-курортных организациях в реестр уже внесены, он открыт для пользователей и врачей. Сейчас в нем учтено 1 614 учреждений – в первом полугодии 2018 года мы завершим актуализацию сведений о них.  Отдельная проблема, с которой мы столкнулись, – обязательность внесения сведений в реестр как со стороны частных, так и государственных организаций законодательно не урегулирована. В июле 2017 года после сверки с Росстатом выяснилось, что около 200 организаций оказались неучтенными. Для решения этой проблемы мы совместно с Минздравом разработали законопроект, обязывающий профильные организации после получения лицензии вносить сведения о себе в реестр.

– Какая информация об объектах попадает в реестр?

– Вся. От учредительных документов до состояния имущественного комплекса, наличие природных лечебных ресурсов (например, используются ли собственные или привозные минеральные воды, грязи), оборудование, профессиональные кадры, нозологические профили, методики.

– У вас уже есть сведения об общем состоянии санаторных объектов страны?

– Конечно. В среднем износ материально-технической базы, включая состояние зданий и сооружений – порядка 39%. Эту информацию учреждения вносили в реестр добровольно по запросу нашего центра, в будущем могут быть корректировки. 

– Когда реестр будет сопряжен с информационными ресурсами учреждений первичного звена оказания медпомощи?

– Интеграция реестра с региональными медицинскими информационными системами – наша глобальная задача. Для врачей система будет доступна в течение ближайших полутора-двух лет. Но полноценная интеграция реестра в медицинскую информационную систему федерального уровня потребует куда больше времени. Цель этих преобразований – соотнести возможности санаторно-курортной отрасли и потребности индустрии здравоохранения. В дальнейшем мы хотим создать совместный интернет-портал с Федеральным агентством по туризму. Эта платформа откроет и для россиян, и для иностранных граждан все направления внутреннего и въездного медицинского туризма. Это один из ключевых векторов развития отрасли, которые я вижу.

старцева, санаторно-курортное лечение, санаторно-курортная отрасль, нмиц рк
Источник: Vademecum

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС