12 Мая 2025 Понедельник

ВС: для кабинетов врачей общей практики нельзя приобретать не предусмотренную стандартами мебель
Никита Закревский
Мединдустрия Регуляторы
25 апреля 2025, 17:53

Фото: freepik.com/автор: DC Studio
1432

Верховный суд (ВС) РФ в апреле 2025 года поддержал позицию нижестоящих инстанций о недопустимости закупки за счет регионального бюджета оборудования, мебели и инвентаря для кабинетов врачей общей практики, не предусмотренных стандартами оснащения, утверждаемыми Минздравом России. Оправданием таких трат, по версии судов, не является и согласование от вышестоящих органов – региональных минздравов и администраций. Решение ВС принял в контексте спора между Единой службой заказчика Тихорецкого района Краснодарского края и региональным Департаментом финансово-бюджетного надзора, который обязал первое ведомство вернуть в краевой бюджет 1,4 млн рублей, потраченных на закупку спорных товаров.

Спор начался в январе 2024 года, когда Единая служба заказчика обратилась в Первомайский районный суд Краснодара с заявлением к краевому Департаменту финансово-бюджетного надзора о признании недействительным представления последнего от июля 2023 года. Ответчик в начале 2023 года провел выездную проверку, в ходе которой обнаружил нарушения в деятельности Единой службы заказчика. По мнению инспекторов, ведомство допустило нецелевое расходование 557 тысяч и 874 тысяч рублей на приобретение оборудования, мебели и инвентаря для оснащения строящихся офисов врачей общей практики в поселке Братский и станице Юго-Северная. Закупленные изделия, по мнению регулятора, не были предусмотрены Стандартом оснащения центра врача общей практики, погруженным в Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению Минздрава РФ.

Из-за выявленных нарушений Департамент финансово-бюджетного надзора вынес представление Единой службе заказчика, в котором потребовал возврата в бюджет Краснодарского края 1,4 млн рублей. Служба решила оспорить санкцию. Районный суд передал дело в Арбитражный суд (АС) Краснодарского края.

Истец попросил суд привлечь в качестве третьих лиц региональный Минздрав, администрацию Тихорецкого района и Тихорецкую ЦРБ. Заявку на получение средств на строительство и оснащение медпунктов согласовали местные Минздрав и администрация. Приобретенное на них оборудование, мебель и инвентарь были переданы для использования райбольнице. АС Краснодарского края, тем не менее, отказал в привлечении к судебному процессу третьих лиц.

В июле 2024 года суд отказался удовлетворять и сам иск. «Приложением № 23 Стандарта № 543н предусмотрено оснащение центра (отделения) общей врачебной практики медицинскими холодильниками специального назначения (для хранения медикаментов и вакцин), а также при наличии дневного стационара: кроватями/кушетками для дневного стационара (по потребности, пункт 26); стульями для дневного стационара (1 на 1 койку, пункт 28); шкафами для верхней одежды для дневного стационара (1 на 4 койки, пункт 29)», – сообщается в решении АС Краснодарского края.

Истец в свою очередь приобрел три холодильника, из них два медицинских и один бытовой. Однако в офисе врача общей практики в поселке Братский дневной стационар не был предусмотрен, из-за чего бытовой холодильник, 12 стульев и два шкафа для верхней одежды были закуплены в нарушение стандарта. В списке спорных товаров также присутствовали банкетки, обеденный стол, сушилки для рук, диспенсеры гигиенических средств, урны с педалью, компьютерные мыши, клавиатуры и другая продукция. Аналогичная ситуация сложилась и при оснащении медкабинета в станице Юго-Северная.

Суд первой инстанции подчеркнул, что присутствие спорных мебели и инвентаря в локальном сметном расчете, получившем положительное заключение государственной экспертизы, не является обоснованием неправомерных трат.

Позднее, в сентябре 2024 года, Единая служба заказчика Тихорецкого района получила отказ и в 15-м Арбитражном апелляционном суде. В декабре 2024 года кассационную жалобу отклонил АС Северо-Кавказского округа, а в апреле 2025 года аналогичное решение принял ВС РФ.

В начале марта 2025 года суды трех инстанций постановили, что само по себе наличие в клинике высокотехнологичного или реанимационного оборудования не означает возможности применять для оплаты медпомощи по ОМС повышенные тарифы – для этого нужно фактически использовать оборудование во время лечения. Тарифы с повышенным коэффициентом применил родильный дом в Иваново, хотя, как выяснили суды и аудиторы, реанимационное оборудование во время лечения не использовалось. После требования аудиторов вернуть часть средств роддом, а также Депздрав Ивановской области безуспешно пытались оспорить предписание. В медучреждении утверждали, что применение специально созданных регионом тарифов ОМС необходимо для покрытия издержек на обслуживание указанного оборудования.

Источник: Картотека арбитражных дел

Картина дня: дайджест главных новостей от 7 мая 2025 года

ФАС выявила картель при продаже актива Центра микрохирургии глаза

Минздрав обновил инструкцию по выдаче заключения о необходимости трансплантации

В Госдуму внесен проект ФЗ для определения правового статуса РКК

Правительство раскритиковало идею сокращения доходов страховых медорганизаций

Регулятор утвердил подписание согласия на медицинское вмешательство в электронном формате

Минобрнауки увеличило на год срок обучения в ординатуре по нейрохирургии

ФАС: бесплатная передача медоборудования заказчику может считаться ограничением конкуренции

«Аптека Фарма» обвинила близкую к «Советской аптеке» структуру в плагиате

Курирующий здравоохранение замгубернатора Владимирской области покидает пост