В опубликованном 1 марта 2021 года документе, общественное обсуждение которого заканчивается 15 марта, прописано, что федеральный или территориальный фонды ОМС (ФФОМС или ТФОМС) могут временно или пожизненно исключить эксперта из федерального или территориального реестра по ряду оснований. Например, при поступлении в ФФОМС двух обоснованных претензий к качеству работы эксперта от Минздрава РФ, Росздравнадзора, ТФОМС либо медорганизации, а также если эксперт не провел ни одну экспертизу качества медпомощи в течение пяти лет с даты его включения в реестр.
Основаниями для предъявления претензии к эксперту станут разглашение врачебной тайны и предоставление результатов экспертизы с недостоверными данными, в том числе вследствие опечаток и ошибок. К недостоверным данным Минздрав отнес применение к медорганизации финансовых санкций в более чем 10% от тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС и (или) более 50% от среднего подушевого норматива финансирования медицинской помощи на прикрепленное население, к страховой медорганизации – санкций в более чем 10% от средств, поступивших на расходы на ведение дела.
Председатель координационного совета Движения против рака Николай Дронов уверен, что если документ будет принят, экспертиза станет формальной, а размер штрафных санкций к медорганизациям будет искусственно занижаться. По мнению представителей движения, будут нарушены и права пациентов на получение качественной медпомощи.
«В результате утверждения данного приказа пациентам будет сложно доказать нарушение в качестве оказываемой помощи, поскольку проводить экспертизы качества медицинской помощи будут лояльные органам здравоохранения эксперты, которые могут занижать тяжесть выявляемых дефектов качества медпомощи и их финансовой оценки, а медицинские организации автоматически получают индульгенцию в случае некачественного лечения пациентов», – говорится в сообщении Движения против рака.
Против законопроекта также выступил президент «Нацмедбезопасности» Алексей Старченко. Его письмо с предложением пересмотреть проект приказа было выслано вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой, а также в Минздрав, Счетную палату РФ и Минюст РФ.
Старченко считает, что в 326-ФЗ «Об ОМС» отсутствует словосочетание «исключение эксперта» из реестра, значит, нормы проекта являются «ограничением его трудового права на экспертную деятельность». Эксперт может выбыть из реестра, считает президент «Нацмедбезопасности», только если он утратит необходимую квалификацию, прекратит трудовую деятельность по собственному желанию, а также в случае смерти.
Организации, которые вправе потребовать исключения эксперта, считает Алексей Старченко, «имеют серьезный финансовый конфликт интересов с экспертом и прямую заинтересованность в его исключении».
В феврале 2021 года Минздрав представил другой проект – Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС. В нем отдельно прописывается, что превышение выделенных медорганизации объемов медпомощи не допускается и облагается финансовыми санкциями.
Ранее широкому общественному обсуждению подвергся еще один законопроект Минздрава, прописывающий порядок онкологической помощи взрослому населению. После ряда негативных отзывов от Нацмедпалаты, ФАС, пациентских сообществ, а также рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере здравоохранения проект в конце декабря 2020 года был отправлен на доработку.