Операторы программ ОНЛС обязаны обеспечивать льготников лекарствами с 1 января, следовательно, уже в 20-х числах декабря уполномоченные аптеки должны иметь льготные препараты в наличии, а закупщики – объявить аукционы за 4-5 месяцев до предполагаемой даты отпуска препарата.
При этом объем средств, выделяемых бюджетами в октябре и ноябре предшествующего года, позволяет покрыть только квартальную потребность в препаратах. Лимиты по остальным объемам финансирования определяются в феврале, а значит, закупку на следующий квартал регионы могут объявить не раньше марта.
Фактическое поступление препаратов при этом происходит в средине июля, что, по мнению руководителя рабочей группы Госдумы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения Айрата Фаррахова, может привести к перебоям в обеспечении льготными лекарствами и росту «социальной напряженности».
Предложенные экспертами рабочей группы изменения в ФЗ-44 «О госзакупках» подписаны Айратом Фарраховым и первым замруководителя фракции «Единой России» Андреем Исаевым и ожидают рассмотрения в совете фракции.
Как отмечала в сентябре 2018 года замминистра здравоохранения РФ Наталья Хорова, дефицит номенклатуры ОНЛС критично проявляется в тех регионах, где большинство льготников предпочли получению лекарств деньги.
Годовой объем монетизированных льгот руководитель департамента лекарственного обеспечения Минздрава РФ Елена Максимкина оценила в 120 млрд рублей. Доля пациентов, отказывающихся от бесплатных лекарств в пользу денег, по ее словам, составляет 80% от общего числа льготников.
Единого регистра граждан, имеющих право на льготное лекобеспечение, в России пока не ведется. Его создание президент Путин поручил правительству в конце 2018 года. Соответствующие нормативно-правовые акты должны появиться до 1 августа 2019 года.