«Минздравом еще не приняты нормативные акты для развития данной сферы, предусмотренные законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Кроме того, ведомство не ведет статистическое наблюдение за внедрением и применением телемедицинских технологий. Это не позволяет принимать своевременные управленческие решения по развитию этой практики», – говорится в сообщении СП.
Анализ финансового обеспечения оказания телемедицинских услуг в регионах показал, что федеральным бюджетом в последние два года целевые затраты не предусматривались. «Данная помощь оплачивалась в рамках территориальных программ ОМС. Соответствующие расходы в 2017 году в 17 субъектах РФ составили 21,2 млн рублей, а в 2018 году в 20 регионах – 18,8 млн рублей», – заявил аудитор Михаил Мень на тематическом заседании коллегии СП.
По мнению Меня, для полноценного внедрения телемедицины Минздраву РФ, помимо доработки нормативной базы, необходимо предусмотреть финансирование телемедицинских услуг – не только за счет средств ФОМС, но и за счет федерального и региональных бюджетов.
Зампред СП Вера Чистова в этой связи указала на опасность задвоения затрат на информатизацию здравоохранения, напомнив, что с 2012 года на развитие ЕГИСЗ уже выделялись значительные средства. Суммарные затраты на эту систему к концу 2018 года оценивались более чем в 100 млрд рублей.
На это замминистра здравоохранения РФ Елена Бойко ответила, что средства, выделявшиеся в предыдущие годы, были потрачены преимущественно на закупку компьютерного оборудования. Понятие «информационные системы» законодательно не было определено, и регионы трактовали его по своему усмотрению: «У Минздрава не было даже полномочий к созданию единых требований к этим системам. Поэтому с 2016 года Минздрав инициировал разработку федерального закона о применении информационных технологий».
В январе 2018 года Минздрав выпустил Порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Однако, как отмечают аудиторы СП, документ не предусматривает этапы этого процесса, не определяет структурные подразделения, оказывающие телемедицинскую помощь и стандарты их оснащения.