Впервые идею о централизации санавиации в России озвучил директор индустриального кластера «Ростеха» Анатолий Сердюков в ноябре 2017 года. Согласно предложенному проекту, предполагалось создать единого федерального оператора санавиации, главным претендентом стала НССА.
По данным СПАРК-Интерфакс, эта компания на 25% принадлежит АО «Рычаг» (структура «Вертолетов России») и Фонду развития санитарной авиации (75%).
Проект централизации службы получил одобрение президента России Владимира Путина. Работы оценивались в 35,5 млрд рублей. Получив официальный статус единственного оператора санавиации, НССА с 2018 по 2021 год должна обеспечить авиационной инфраструктурой 1 785 медучреждений, а также создать центр управления полетами и IT‑систему.
Тематическое распоряжение №1574 Дмитрий Медведев подписал 28 июля. Согласно документу, стоимость услуг НССА заказчики будут рассчитывать на основании средневзвешенной цены летного часа, а типовой контракт разработают Минздрав и Минтранс.
Согласно утвержденному в 2016 году паспорту приоритетного проекта для 34 труднодоступных территорий страны, планируется увеличить долю экстренных госпитализаций в течение первых суток до 83,5% в 2018 году и до 90% – в 2019-м. До 2020 года на реализацию проекта выделяется по 3,3 млрд рублей в год.
В настоящее время ежегодный госзаказ на санавиацию составляет около 3 млрд рублей. По данным Аналитического центра Vademecum, проанализировавшего данные государственных закупок авиауслуг для нужд санитарной авиации, с начала 2015‑го по ноябрь 2017 года общая стоимость таких контрактов составила 10,51 млрд рублей.
Большей части регионов авиауслуги предоставляют государственные авиакомпании, аэропорты или даже МЧС, вершину рейтинга по объему оказанных услуг заняли частные перевозчики. Лидером стала авиакомпания «Ямал» (1,38 млрд рублей), второе, третье и четвертое места рейтинга заняли «ЮТэйр – Вертолетные услуги» (921 млн рублей), «Аэрогео» (734 млн рублей) и «Авиакомпания «СКОЛ» (715 млн рублей).