«Причинами низкого уровня исполнения мероприятий по контрольным точкам указанного приоритетного проекта является длительность процедур согласования с федеральными органами исполнительной власти», – указано в аналитической записке Счетной палаты, проводившей аудит исполнения федерального бюджета в январе – марте 2018 года.
Нормативные акты, входящие в первый пакет мер по снижению потребления табака и алкоголя, не приняты до сих пор, несмотря на то что дедлайн по ним миновал 1 февраля 2018 года. Законопроекты до сих пор не согласованы всеми ведомствами, а некоторые еще не прошли антикоррупционную экспертизу.
Например, ведомства не согласовали в установленный срок, предложенные Минздравом еще в декабре 2017 года правила предоставления грантов некоммерческим организациям (НКО), работающим в сфере пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ). При этом вовлечение в процесс популяризации здорового образа жизни некоммерческих организаций – одна из ключевых мер, указанных в паспорте приоритетного проекта. О том, что НКО хотят активно участвовать в этом проекте, говорит и то, что на получение президентского гранта по проектам пропаганды ЗОЖ претендует порядка 1,5 тысячи организаций.
Возникли проблемы с согласованием и самой стратегии ЗОЖ, представленной Минздравом. Ряд мер, например, запрет рекламы фастфуда и продуктов с высоким содержанием соли и жиров, не были одобрены Минэкономразвития.
За приоритетный проект отвечает замминистра здравоохранения Олег Салагай. В январе 2018 года он констатировал, что федеральные ведомства слабо заинтересованы в согласовании дополнительных ограничений, направленных на снижение курения и потребления алкоголя.
Основная задача приоритетного проекта – довести долю ведущих здоровый образ жизни россиян до 60% к 2025 году.
Минздрав не впервые обвиняют в неповоротливости и волоките – в конце марта 2018 года это сделала Генеральная прокуратура.