Инициатором проекта выступила главный пластический хирург Минздрава и заведующая профильной кафедрой в РНИМУ Наталья Мантурова. «В этом году она обратилась к руководству нашего музея с предложением разработать программу, которая помогла бы ординаторам овладеть базовыми навыками рисунка – постановкой руки, умением верно брать пропорции, видеть и передавать характер формы и разворота предмета в пространстве. То есть почувствовать себя немножко в роли художника», – рассказала в интервью РИА «Новости» заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Сурия Садекова.
Экспериментальный учебный цикл продлится полтора месяца – с 10 октября по 27 ноября 2016 года. В нем смогут принять участие ординаторы первого и второго года обучения на кафедре пластической и реконструктивной хирургии, косметологии и клеточных технологий РНИМУ. Из восьми занятий только два будут теоретическими – по истории искусства, а большая часть времени будет посвящена рисунку и скульптуре. В РНИМУ и Пушкинском музее уверены, что это позволит слушателям понять основные эстетические каноны.
В образовательной программе по пластической хирургии на эстетические аспекты отводится примерно 6% учебных часов, и этого в целом достаточно, считают представители отрасли. По словам руководителя Центра реконструктивной хирургии лица и шеи ЦНИИСиЧЛХ и заведующего профильной кафедрой в РМАПО Александра Неробеева, дополнительное художественное образование нужно, но все-таки не стоит забывать о хирургических навыках будущих специалистов, особенно в условиях низкой заинтересованности молодых врачей в глубоком погружении в специальность.
«К сожалению, в массмедиа пластическая хирургия позиционируется как хирургия красоты. Вот сейчас ординаторы начнут ходить на курсы и начнут думать, что они Леонардо да Винчи или Мухина, на худой конец. А ведь на самом деле пластическая хирургия – это ремесло. Если хирург будет знать, как нарисована Мона Лиза, но не сможет отличить глубину разреза скальпеля на 1 мм или на 1,3 мм, то он никогда не будет хорошим хирургом. Я за то, чтобы они получали эстетическое образование, но как заставить их получать основные хирургические навыки? Они ведь даже в ординатуру поступают, не скрывая, что им нужны только корочки. Они ведь сразу после института работают в частных клиниках, естественно, нелегально. Как это остановить?» – заметил Александр Неробеев в ходе круглого стола «Медицина красоты: чему должны учить в вузах пластических хирургов?».
Пластический хирург Алексей Боровиков также усомнился в целесообразности краткосрочного обучения неподготовленных молодых врачей азам искусства. «Взрослым людям с нулевой подготовкой, не понимающим, чем этика отличается от эстетики, внедрять понятия красоты в течение 16 часов? Интересный, просто захватывающий проект», – иронизирует он.
Защищая инициативу, Наталья Мантурова подчеркнула, что будущие пластические хирурги будут получать обучение по всем разделам общей, микрососудистой, челюстно-лицевой хирургии, офтальмологии и так далее, чтобы устранить все минусы и недочеты образовательного пути прошлого поколения пластических хирургов, однако творческая составляющая не менее важна, чем другие.
«Это является знаковой отличительной чертой пластических хирургов. Когда пациентка приходит за улучшением своей внешности, она доверяет предложениям и рекомендациям хирурга. А если он кроме хирургической техники ничего не видит и не понимает, то мы с вами получаем шлейф негативной информации, мнение о том, что все на одно лицо, у всех глаза «сделаны» или еще что-то. То есть мы видим результат проделанной операции, чего не должно быть, – пояснила она. – Все художники используют практически одни и те же инструменты, но каждый выполняет портрет особенным образом, улавливая изюминку отдельно взятого лица, улучшает его. И если пластическому хирургу так или иначе, хотя бы в рамках 6% образовательной программы, будут даны эстетические навыки, то такой специалист будет иметь право называться высокопрофессиональным пластическим эстетическим хирургом».