В 2015 году реально занимались реплантацией (операция по приживлению отчлененного сегмента конечности – пальца, кисти, предплечья. – Vademecum) 39 отделений федеральных и региональных медучреждений. При этом каждое из них за год выполнило 35–40 таких вмешательств. Такие данные в ходе Второй конференции памяти академика Н.О. Миланова «Пластическая хирургия в России. Актуальные вопросы микрохирургии» привел Игорь Решетов, заведующий кафедрой пластической хирургии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
Всего в 2015 году в России было выполнено примерно 1,5 тысячи реплантаций, тогда как потребность заметно выше: производственные травмы в России ежегодно получают около 50 тысяч человек, жертвами ДТП становятся около 200 тысяч человек.
Большинство отделений микрохирургии не являются профильными для учреждений, к которым они относятся. Более того, эти учреждения не имеют лицензии на пластическую хирургию и работают по профилю своих специальностей, например, по онкологии.
«Соответственно, микрохирургия видится в этих учреждениях как вспомогательное, не ведущее направление. <…> Отсутствие гарантированного госзаказа создает определенные трудности в поддержке и развитии этого многообещающего направления. Оказывается, цена вопроса одинакова для ампутации и реплантации. Как вы думаете, какое решение, в чью пользу принимает главный врач?» – отметил Решетов, добавив, что «пользователями» микрохирургических технологий в настоящее время являются не менее десяти хирургических специальностей.
Микрохирургия получила масштабное развитие в СССР – с подачи министра здравоохранения Бориса Петровского и в стране появилась целая сеть профильных отделений. В главном специализированном центре страны – Российском научном центре хирургии им. академика Б.В. Петровского (РНЦХ) – первым микрохирургические технологии и реплантацию внедряла и практиковала команда хирургов во главе с основоположником этого направления профессором Виктором Крыловым. В целом количество микрохирургических отделений почти не изменилось – 40, однако из-за отсутствия государственной поддержки их операционная активность стала катастрофически падать начиная с 90-х годов.