17 Июля 2025 Четверг

Российские врачи и пациенты не знают, что делать при появлении побочной реакции на лекарства
Дарья Шубина
13 января 2016, 15:46

Фото: www.med007.ru
3240

Первый МГМУ им. И.М. Сеченова выяснил у врачей, фармацевтов и пациентов, как они действуют в случае развития побочных эффектов при применении лекарственных препаратов.

Как показало исследование, несмотря на то что с нежелательной побочной реакцией (НПР) на препараты сталкивается каждый второй российский пациент, ни больные, ни врачи зачастую не знают, как следует поступать в таких случаях.

Только 13% опрошенных специалистами ПМГМУ врачей корректно трактуют термин «НПР», а треть затруднились с ответом. Лишь 24% врачей и 5% фармацевтов в случае возникновения у пациента НПР заполняют специальную форму-извещение. 19% фармацевтов не сообщают данные о НПР ни представителю фармацевтической компании, ни заведующему аптеки.

Около 40% пациентов при возникновении нежелательной реакции просто прекращают прием лекарства, 5% уменьшают дозировку и кратность приема, а 2% отдают препарат родственникам или знакомым.

«Большинство медиков объясняли свое бездействие в отношении передачи информации о НПР недостатком времени и сведений о том, куда направлять форму отчета. Врачи вынуждены заполнять целые кипы бумаг, чтобы подать заявление о НПР. При активной лечебной практике на это сложно выделить время», – говорится в отчете ПМГМУ им. И.М. Сеченова.

Исследование проводилось в 2015 году. В нем приняли участие в общей сложности 1 123 респондента, из них 385 врачей, 187 работников аптек и 551 пациент из различных регионов страны.

В 2014 году в Росздравнадзор поступило 21,6 тысячи сообщений о НПР, то есть 152 жалобы на 1 млн россиян, тогда как, согласно Всемирной организации здравоохранения, нормой считаются 600 жалоб на миллион жителей страны. Соответственно, в России таких обращений должно быть в четыре раза больше.

При этом за качество и безопасность препаратов, согласно вступившим в силу 1 июля 2015 году поправкам в ФЗ №61«Об обращении лекарственных средств», отвечает компания-производитель. Отсутствие фармаконадзора может привести к лишению регистрационных прав на лекарство. При этом компании необходимы дополнительные средства на организацию работы с врачами, ведение баз и горячую линию.

По словам Тимура Галимова, технического директора компании Flex Databases, специализирующейся на предоставлении услуг по автоматизации процессов по фармаконадзору, часто проблема кроется не в самом лекарственном средстве, а в его некорректном применении: «Только отслеживая такие ситуации, можно предотвращать врачебные ошибки и повышать безопасность применения препаратов». 

Инвесторы подают иски против Hims & Hers после разрыва соглашения с Novo Nordisk

Фарминдустрия

Сегодня, 18:45

Аналитики зафиксировали замедление роста числа фармкомпаний в России

Фарминдустрия

Сегодня, 17:21

Премии Правительства в области медицинских наук освободят от налогов

Мединдустрия

Сегодня, 16:25

В НМИЦ радиологии и ЦЭККМП назвали приоритеты развития онкослужбы

Мединдустрия

Сегодня, 15:35

OpenEvidence привлекла $210 млн для развития платформы медицинского поиска на базе ИИ

Мединдустрия

Сегодня, 13:50

РЗН разработал Порядок оценки объема испытаний качества иммунобиологических препаратов

Мединдустрия

Сегодня, 10:55

На развитие санаторно-курортного комплекса в Сочи направят 588 млрд рублей

Мединдустрия

Сегодня, 9:46

Картина дня: дайджест главных новостей от 16 июля 2025 года

Пациенты в трех регионах сообщают о трудностях с получением противоастматических ГИБП

Депздрав Москвы направил еще 58 млн рублей на развитие сервисов компьютерного зрения