ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

23 Августа, 15:05
23 Августа, 15:05
59,04 руб
69,59 руб

В 2013 году объем платной медпомощи вырос на 14 млрд рублей

Анна Родионова, Дарья Ефимова
31 Июля 2014, 16:38
Фото: fedpress.ru
Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты девяти контрольных мероприятий, посвященных формированию финансового обеспечения в 2013-2014 годах и реализации в 2013 году программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и базовой программы ОМС. Ведомство снова осталось недовольно работой Минздрава.
В рамках проверок Счетная палата проанализировала ситуацию в 83 регионах, в Министерстве здравоохранения и Федеральном фонде ОМС. Аудитор Александр Филипенко, делавший доклад по результатам контрольных мероприятий, отметил несколько ключевых просчетов ведомства Скворцовой.

По словам Филипенко, Минздрав не выполнил свои полномочия по утверждению стандартов медпомощи, ими покрыто только 33,4% всех заболеваний, из них для стационарных условий – всего 17,2% заболеваний. Также Минздрав не представил вовремя методику расчета стоимости полного тарифа оплаты медпомощи. Она была утверждена только 20 ноября 2013 года, уже после принятия правительством федеральной программы госгарантий на 2013 и на 2014 годы. «Министерство не произвело расчет стоимости полного тарифа, как следствие, регионы бессистемно устанавливают у себя стоимость лечения», – указал Александр Филипенко.

В прошлом году Минздрав предложил новый механизм формирования тарифов на основе клинико-статистических групп (КСГ). Однако подобные инициативы вызывают недоверие Счетной палаты. «Когда стандартами охвачено только 17% заболеваний, КСГ не могут быть объективно сформированы, а значит их применение некорректно, - пояснил позицию ведомства аудитор. - Мы не против КСГ, это один из возможных способов оплаты. Но все должно быть просчитано и финансово подкреплено». 

Проблемы с расчетом стоимости медуслуг привели к значительным ее различиям по регионам. По итогам 2013 года стоимость вызова скорой медпомощи в Тамбовской области составила тысячу рублей, а в Северной Осетии – 3 500 рублей.

С 2014 года 459 видов ВМП перешли в ОМС. Но в отличие от федеральных учреждений, где стоимость ВМП утверждена приказом, регионы формировали тарифы самостоятельно, при отсутствии федерального регулирования. В итоге стентирование коронарных артерий в Липецкой области идет по тарифу в 45 082 рубля, в то время как в соседней Тамбовской оно в три раза дороже – 159 373 рубля. Химиотерапия в Красноярском крае стоит 83 112 рублей, что в 2,8 раза дороже, чем в Алтайском, где на нее же выделяется 28 853 рубля. Посещение врача-онколога в Костроме оценивается в 750 рублей, а в Челябинской области – в 250 рублей. Стоимость лечения одного больного с бронхиальной астмой, на которую стандарты медицинской помощи не утверждены, в Приморском крае в два раза ниже, чем в Кемеровской области: 16 942 рубля и 30 292 рубля соответственно.

Кроме того, Минздравом на 2013 и 2014 годы средние подушевые нормативы сформированы с нарушениями законодательства. В норматив за счет регионов включены расходы на скорую медпомощь, отнесенную к базовой программе ОМС. А норматив за счет ОМС не учитывает расходов на содержание медорганизаций. В результате в 2013 году 60 регионов, а в 2014 – 59, утвердили свои программы с дефицитом консолидированного бюджета: в 2013 году на сумму 63,3 млрд рублей, в 2014 году – почти на 102 млрд рублей.

Дефицит средств ОМС выявлен по 40 программам в 2013 году на сумму 26,1 млрд рублей, в 2014 году – по 59 программам на 55,3 млрд рублей.

«Выполненные в 2013 году объемы медпомощи в сравнении с нормативами и данными 2012 года говорят о снижении ее доступности и качества, – отметил Александр Филипенко. – По итогам 2013 года сокращено 76 поликлинических учреждений и 302 больницы. В государственных больницах сокращено 35 тысяч коек. В селах за 2013 год сократили 14 тысяч коек – 4,5%». Это, по словам докладчика, привело к увеличению объема платной медпомощи в тех же государственных ЛПУ. При этом, по словам Филипенко, объем платной медпомощи увеличился на 14 млрд рублей, на 12% выросло число пациентов, пролеченных в стационарах платно. Наибольший рост платных услуг отмечен в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, подчеркнул Филипенко. 

Озабоченность Счетной палаты вызывает и сокращение медспециалистов - на 7,2 тысячи. Почасовая оплата труда медиков в 2013 году практически не выросла, а в 1 квартале 2014 года в 21 регионе зарплата врачей федеральных центров снизилась на 2-17% из-за снижения финансирования этих медучреждений. 

Также в процессе аудита Счетная палата выявила еще одно следствие несвоевременного принятия нормативных документов. В 2013 году медорганизации не получили более 19 млрд рублей от страховых медицинских организаций в связи с удержанием и отказами в оплате. Основная причина отказов – несоблюдение стандартов. А, как уже говорилось выше, стационарные стандарты существуют только на 17,2% заболеваний.

В итоге Коллегия Счетной палаты сочла необходимым внести изменения в федеральную и территориальные программы госгарантий, а также в короткие сроки утвердить стандарты, рассчитать их стоимость и сформировать на их основе финансовое обеспечение программ. Кроме того, нужно, по мнению Коллегии, обеспечить в соответствии с указом Президента запланированный рост зарплаты медработников, провести анализ обоснованности оптимизации сети лечебных учреждений, провести оценку деятельности страховых медорганизаций и обоснованности штрафных санкций, отказов в оплате и разработать единые критерии деятельности экспертов.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления министру здравоохранения, председателю Федерального ФОМС и руководителям проверенных регионов, информационные письма – зампреду правительства Ольге Голодец и полпредам Президента в федеральных округах, также письма – в Росздравнадзор, Центробанк и Минфин, материалы мероприятия – в Генеральную прокуратуру, доклад о результатах – Президенту, а также отчеты – в Государственную думу и Совет Федерации.

Некоторые время назад VM уже сообщал о том, что Счетная палата оказалось неудовлетворена сокращением средств федерального бюджета на оказание медицинской помощи в закрытых административно-территориальных образованиях.

Поделиться в соц.сетях
Московский СПИД-центр расширят, чтобы прикрепить к нему больше пациентов
Сегодня, 13:43
В Санкт-Петербурге сменится председатель Комитета по здравоохранению
Сегодня, 12:13
В России появится Ассоциация участников рынка телемедицины
Сегодня, 11:34
Бакулевский центр завысил цены на имплантируемые медизделия
Сегодня, 9:30
В России появится Ассоциация участников рынка телемедицины
Сегодня, 11:34
Минздрав Украины опроверг сообщение о введении платы за роды
22 Августа 2017, 14:14
Госзакупки
Vademecum продолжает расследование таможни
Кто вывел за рубеж 2,6 млн евро, выделенных из бюджета на медпомощь онкобольным детям
2116
ФАС: «Мы никогда не делали выводов о взаимозаменяемости лекарств на основе собственных домыслов»
Верховный суд 14 августа 2017 года вынес решение, фактически означающее, что Федеральная антимонопольная служба не может определять взаимозаменяемость препаратов. Такими полномочиями ФАС, грубо говоря, наделила себя сама, разослав в феврале 2016 года в региональные управления службы письмо, резюмирующее: все препараты с одинаковыми МНН, но с разными дозировками должны быть эквивалентными. Тогда речь шла о споре одновременно вышедших на торги Минздрава производителей препарата для лечения рассеянного склероза глатирамера ацетата – «Биокада» и «Тевы». Последняя и добилась в Верховном суде признания циркуляра ФАС о взаимозаменяемости недействительным. Vademecum выяснил у экспертов и участников рынка, как судебное решение повлияет на конкуренцию в системе лекарственных госзакупок.
21 Августа 2017, 13:17
Умер советник министра здравоохранения Игорь Ланской
19 Августа 2017, 22:15
Мединдустрия
Почему отечественный препарат от дегенерации суставов пока помогает только крысам
549
Правительство добавило 4 млрд рублей на препараты от ВИЧ
Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев сообщил, что на закупки препаратов для ВИЧ-инфицированных дополнительно выделено 4 млрд рублей.
17 Августа 2017, 14:38
Мировой спрос на вакцину против полиомиелита привел к ее дефициту в России
Минздрав объявил о дефиците инактивированной моновакцины против полиомиелита. В страну было ввезено 169 тысяч доз вакцины, это в 13,6 раза меньше, чем в прошлом году.
16 Августа 2017, 19:43
Коечный фонд перинатального центра в Новосибирске сократят на треть
Минздрав Новосибирской области решил скорректировать проект перинатального центра и сократил его коечный фонд. Так в регионе отреагировали на предложение федерального  Минздрава сделать проект «скромнее», чтобы сохранить в федеральном бюджете 3 млрд рублей, которые регион ранее запросил для завершения строительства центра.
16 Августа 2017, 16:32
СП: большинство федеральных центров необоснованно получили деньги на оказание ВМП
16 Августа 2017, 14:58
Минздрав планирует увеличить бюджет на закупку препаратов от ВИЧ
16 Августа 2017, 12:42
Минздрав подключился к делу о выводе за границу 2,6 млн евро поставщиком РОНЦ
Минздрав подключился к расследованию дела о выводе 2,6 млн евро за границу компанией, поставлявшей систему для подготовки радиофармпрепаратов для НИИ детской онкологии и гематологии НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина (прежнее название – Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина, РОНЦ).
15 Августа 2017, 19:49
Минздрав закупит препараты от гепатита С, не ориентируясь на их стоимость
15 Августа 2017, 17:12
Яндекс.Метрика