«Если сравнить стоимость упаковки из десяти ампул морфина со стоимостью трансдермальной системы, то разница получится десятикратная», – заключила Максимкина, добавив, что вопросы доступности медицинской помощи необходимо держать под контролем на всех уровнях власти. Однако в отдельных случаях она не исключает возможности приобретения пациентом лекарственного препарата за полную стоимость.
По словам Максимкиной, реализация наркотических препаратов требует создания определенных условий хранения и защиты, что вполне обоснованно, поскольку есть риск нелегального использования препаратов, предназначенных для лечения. «В то же время для аптек это дополнительные затраты», – полагает она. По данным директора департамента, в России сейчас всего 1 664 аптечные организации имеют лицензию на реализацию наркотических препаратов.
Также она подчеркнула, что ситуация, когда органы исполнительной власти на местах берут на себя полномочия издавать нормативно-правовые акты, ужесточая нормы федерального законодательства, недопустима. «В Москве, например, появилось требование выписки последующего рецепта только тогда, когда пациент или его представитель отчитается за полученные до этого использованные или неиспользованные лекарственные средства. В федеральном законодательстве нет требования, обязывающего возвращать неиспользованные упаковки лекарственных препаратов», – констатировала Максимкина.
Срок действия рецептов, по мнению чиновницы, не должен превышать 14 дней. «Рецепт должен быть актуальным. Например, сильные анальгетики должны назначаться пациенту постепенно, по мере усиления боли, то есть дозировка должна постоянно корректироваться врачом», – уточнила директор департамента.
В настоящее время срок, на который выписываются такие лекарства, – пять суток. После самоубийства контр-адмирала запаса Вячеслава Апанасенко, которое он совершил в начале февраля из-за отсутствия необходимых ему обезболивающих, возник ряд инициатив по поводу доступности ЛС. Так, 18 февраля 2014 года заместитель председателя Комитета по охране здоровья Госдумы Николай Герасименко внес в Госдуму законопроект, предлагающий увеличить срок действия рецепта на наркотические обезболивающие для онкобольных с 5 до 30 дней.
4 марта в ходе слушаний в Общественной палате (ОП) врачи-онкологи выразили обеспокоенность тем, что в стандартах оказания медицинской помощи для онкологических больных в терминальной стадии отсутствуют обезболивающие пластыри и таблетки пролонгированного действия.
Фото: Оксана Добровольская